Текст представляет собой краткий обзор идей анархо-феминизма. На первый взгляд может показаться неочевидной связь между классовым и гендерным угнетением. Часто можно услышать отголоски постоянно ведущихся споров: зачем беспокоиться о дискриминации женщин, если важнее всего устранить ее причину — классовое неравенство? С другой стороны, как говорить о совместном противодействии системе власти, если сторонницы и сторонники либертарных движений имеют разный опыт угнетения и с трудом находят точки консолидации? Коллектив автор_ок этой статьи рассматривает подобные вопросы в интерсекциональном ключе, что позволяет найти точки пересечения между различными видами угнетений и заложить основу для взаимодействия людей с несхожим опытом, но близкими взглядами.
Авторки: Nancy Everchild, Margot Rideau, Beverly Adams, Mary Hastings
Перевод: Александра Лоскот, журнал Akrateia
Картинки: кадры из фильма «Анархистки». Испания, Италия, Бельгия. 1996. Реж. Висенте Аранда
Мы видим необходимость в дальнейшем развитии идей анархо-феминизма, поскольку связь между этими двумя учениями очень существенна, – они не исключают друг друга даже частично, но, напротив, взаимно дополняют и обогащают. Многому предстоит научиться, ряд новых концептов ещё предстоит развить, и данная статья ставит перед собой эту задачу.
Многие феминист_ки ищут почву для новой революции. Сам по себе феминизм делает много важных для женщин открытий, но они продолжают искать подходящую политическую перспективу, способствующую разрушению структур власти и угнетения. Из-за симпатии к неиерархическим отношениям, склонности работать в небольших группах и умения полагаться на силы масс без принуждения со стороны власти, феминист_ки стали называть себя анархист_ками. Однако, пришло время более точно артикулировать связь между этими концепциями.
Начнем с анархизма, так как он предлагает всестороннюю критику политического, экономического и государственного угнетения, и потому должен включать в себя идеи феминизма, но этого не происходит. Большинство анархист_ок и феминист_ок говорят на одном языке. Среди задач, которые стоят перед анархо-феминизмом, есть одна особенно важная – изменить то, что в традиционной анархистской мысли противоречит феминизму. В числе основных причин, почему идеи анархизма и феминизма так хорошо согласуются друг с другом, находится то, что обе теории основываются на социальных концептах, поощряющих социальные изменения, и напоминают о необходимости перманентной революции. Идея свободного объединения, которая представлена в обоих учениях, предлагает мужчинам и женщинам перспективу полного личностного, политического и социального освобождения.
Почему именно анархизм? Что анархизм может дать феминизму?
Анархизм основывается на идее свободного объединения людей. Это означает необходимость четко понимать сущность иерархии и авторитета и их роль в формировании системы политического и экономического угнетения. Анархизм предоставляет нам экономический анализ и предлагает модель организационной системы и возможный план революционных действий. Нужно обозначить, что речь идет о коммунистическом анархизме, поскольку только он совместим с идеями феминизма и принципами сотрудничества и участия. При этом, под революцией в анархистской мысли подразумевается длящийся процесс. Анархизм исходит из таких интеллектуальных, эмоциональных и персональных аспектов человеческой природы, которые значимы и для феминистской теории. Он основывается на убеждении, что интеллектуальные и физические способности человека в основе своей конструктивны, если внешние обстоятельства дают им шанс проявиться. Анархизм поддерживает идею, интуитивно понятую феминизмом: необходимо массовое движение и народная революция, которая приходит и совершается из активности людей, а не организована лишь группой профессиональных революционеров.
Что анархизм может дать феминизму?
Революционный феминизм – это первая политическая инициатива, отвергающая все виды угнетения: по признаку пола, расы, возраста, класса, каких-либо психологических или физических особенностей. Многие женщины страдают не только от гендерного неравенства, они подвергаются дискриминации в том числе из-за своей расы или класса, и потому мы полагаем, что существуют основания для объединения всех угнетенных групп. Феминизм усматривает корни всякого угнетения в патриархате, капитализме и государственности. Он замечает, что все виды угнетения взаимосвязаны, и что индивидуальное, экономическое и политическое угнетения обнаруживают себя в жизни каждого из нас. Мужчинам-анархистам феминизм предлагает переосмыслить ту инерцию маскулинности, которую они унаследовали от патриархальной культуры, искалечившей их эмоциональную жизнь и особенности поведения. Феминизм дает анархизму понимание системной взаимосвязи угнетений, которое может быть полезным в рамках существующей анархистской оптики, а также напоминает анархизму о таких человеческих потребностях, как стремление к счастью, красоте и самовыражению.
Цели и средства
Что мы имеем в виду, когда говорим о коммунистическом анархизме? Нужно отметить, что здесь важны несколько аспектов. Начать следует с тезиса о единстве целей и средств. Под революцией мы подразумеваем длящийся процесс. Ценностями, которые мы жаждем увидеть в будущем, следует руководствоваться уже сейчас. То, что мы делаем, и то, каким способом мы это делаем, определяет то, чего мы однажды достигнем. Мы верим не в то, что в результате какой-то волшебной революции люди вдруг обретут свободное общество, но в то, что это достижимо лишь в результате прямого действия и постоянного участия, которое может привести к изменению общественного сознания и создать революционную ситуацию.
Индивидуальность и коллективность
Значимой частью достижения успеха мы считаем единство индивидуальности и коллективности. Когда мы говорим об индивидуальности, мы имеем в виду не индивидуалистическую конкуренцию, которая лежит в основе иерархического общественного устройства, а свободу индивида развиваться в любом выбранном им направлении. Эта свобода может быть достигнута через совместный труд, в котором совпадают индивидуальные и общественные потребности. С помощью совместного анализа и публичной дискуссии люди смогут лучше понять, как власть сформировала их личность и как она продолжает влиять на их жизнь. Это приводит нас к сознанию, что личное есть политическое. Политическое здесь понимается как базис, на котором люди основывают свои убеждения и потребности.
Личное и политическое
Анархо-феминизм демонстрирует особенную чувствительность к единству личного и политического. Наш анализ должен быть основан на опыте повседневной жизни, ведь нам следует наполнить свою жизнь революционным творчеством и мыслью. Наш способ мыслить, действовать и познавать мир должен измениться вместе с социальными и экономическими основаниями общественного устройства. Мы должны помочь друг другу познать самих себя, обрести контроль над своей жизнью и своими проблемами и преодолеть те поставленные нами же самими препятствия, которые заграждают путь к свободе. Эти идеи предполагают такое понимание революции, которое опирается на потребности человека в радости и созидании. Восстановление сил через игру и праздник – крайне значимо для революции. Наша собственная жизнь – это своего рода подмостки революции. Важно понимать, что революция – это социальный процесс, и нужно стараться сделать идеал свободы всеобщим идеалом.
Культура
Искусство – возможно, самый наглядный пример соединения личного и политического, несмотря на то, что их связь часто игнорируют или понимают превратно. Искусство – больше, чем просто эстетическое удовольствие. Для многих серьезных революционерок искусство становится формой жизни и труда. С точки зрения анархо-феминизма, культурное многообразие и свобода выбора представляют собой важные признаки свободного общества, к которому мы должны стремиться. В застенках авторитарного общества все еще сохраняются проявления культурной свободы, и наша задача – опираться на них и усиливать их. Одно из таких проявлений – сексуальность. Свобода выражать себя в чувственной и сексуальной сфере, не испытывая за это вины, а также самостоятельно определять, где, с кем и когда устанавливать сексуальные отношения – это жизненно важные аспекты свободного общества.
Феминистский анализ исторически основывается на опыте женщин из нуклеарных семей и дополняется анархистским анализом института семьи и структуры повседневности. Мы полагаем, что нуклеарная семья – основа авторитарного общества, руководствующегося преимущественно отношениями собственничества. Такое общество перенаправляет творческую энергию людей с созидательного труда на борьбу за средства существования. Нуклеарная семья изолирует женщин и оказывает пагубное влияние на культурное, интеллектуальное и физическое развитие детей. Поэтому революционный процесс должен предложить альтернативу такому типу семьи. Должен быть создан иной способ выполнять те функции, которые на данный момент делегированы нуклеарной семье,должны быть разработаны другие методы воспитания детей. Концепт частной собственности, тесно связанный с такой организацией семьи, тоже следует преобразовать. Вещь должна принадлежать тому, кто ею пользуется. Как говорила моя мама, используй эту вещь или избавься от нее. Начать разрушение института частной собственности можно с коллективного использования орудий труда (см. Harken, Rasenmäher) или с создания общественных групп для помощи с домашним трудом и управления хозяйством.
Организация
Анархо-феминизм прекрасно осознаёт необходимость организации. Важно, чтобы она была добровольной. Другими словами, организация должна быть построена по принципу самоуправления и направлена на решение конкретных задач. Иерархия недопустима: ни один человек и ни одна группа не должны получить власть над другими. Главные метод, позволяющий совершенствовать структурные отношения равенства, – это коллективное принятие решений. Принцип консенсуса устанавливает равенство голосов всех участников, а главной предпосылкой функционирования этого принципа является свободный обмен и распространение информации.
Проблема управления – важный дискуссионный вопрос. Кто-то может начать становиться лидером группы и оказывать влияние на остальных – например, на основании своего опыта, личных качеств, или других свойств. Однако, если мы соглашаемся с принципом единства цели и средств, перед нами открывается пространство различных возможностей перераспределения власти. Разделение и рекомбинация обязанностей послужит препятствием тому, чтобы одни и те же люди всегда играли одни и те же роли. При проявлении инициативы важно развивать самодисциплину. Из-за нашей одержимости эффективностью многие женщины и мужчины до сих пор не получали возможности проявить свои способности. Эта “религия эффективности” порождает миф о власти, который пытаются разрушить анархо-феминист_ки, поощряя якобы “ни к чему не способных” людей занимать руководящие должности и активно участвовать в реогранизации общества. C одной стороны, ожидая возникновения сообществ, основанных на солидарности по признаку пола, расы или класса (и активно способствуя их появлению), мы, с другой стороны, понимаем, что должны двигаться в направлении объединения людей независимо от этих признаков.
По этой причине мы и решили предпринять обзор идей анархо-феминистской перспективы. Мы возлагаем большие надежды на людей – особенно на мужчин – с которыми нам предстоит работать. Необходимо вырабатывать и развивать активное понимание механизмов угнетения, которые лежат в основе большинства наших повседневных привычек, позиций и взглядов. Более того, важно исследовать такие явления повседневности, как юмор, язык и настроения, через которые в неравных отношениях утверждается угнетение уязвимых групп: работодатель_ница против работ_ницы, мужчина против женщины, сильные против слабых. Люди, которые из-за своего пола или расы находятся в привилегированном или в угнетенном положении, приобретают особый способ действовать и думать, несовместимый с революционными идеями.
Мы надеемся, что признание жизненной необходимости познания, самовыражения и удовлетворения эмоциональных потребностей всё же случится и будет выражено в действии. Поэтому мы поддерживаем объединение единомышленниц и единомышленников, квир-персон, представителей [угнетённых] классов и рас. Это даёт нам возможность лучше понять специфику их угнетения и поддержать их в борьбе за равенство. Как мы говорили раньше, феминизм до сих пор интуитивно придерживался принципов анархизма. Пришло время осознанно и артикулированно объединить анархизм и феминизм, чтобы создать подходящую систему идей и соответствующий инструментарий социального анализа. Наша практика позволяет нам развивать теоретические построения, а теория помогает сделать практику более осознанной и целенаправленной. Таким же образом анархизм и феминизм могут постоянно дополнять и обогащать друг друга. Надеемся, что наш краткий обзор идей анархо-феминизма поспособствует этому процессу и принесёт свои плоды.
Добавить комментарий