«Четвертование» свободного пространства в Питере: рейдерский захват, провокации бандитов, выступление молодёжи и произвол полицаев...

В Петербурге история противостояния кураторов пространства «Четверть» с владельцами и новыми субарендаторами дома 18 по переулку Пирогова стала широко известна, а кому-то набила оскомину. Арендовав и отремонтировав полуразрушенный особняк, сумев объединить под его крышей массу творческих инициатив, мелких предпринимательских и культурных, некоммерческих проектов, группа молодых кураторов «четверти» не сумела доказать высоким тузам-воротилам бизнеса и власти свою экономическую эффективность-прибыльность (а значит право на существование). Ведь уже отремонтированное чужим потом и кровью здание выгоднее сдавать под офисы, а не под художественные мастерские, альтернативные галереи и другие молодёжные проекты. Вдаваться в юридические коллизии — не дело анархистов. Да и не одни мы, на этот раз, убедились в истинности поговорки «закон — что дышло, куда дунешь, туда и вышло».

24 декабря, около полудня в здание «четверти» ворвались персонажи, напоминающие массовку фильма «Бандитский Петербург»: лысые головы, кожаны. Эти бандитообразные типы выволокли силой всех, кто был на тот момент в здании (за исключением одного человека, который сперва заперся, а потом был заперт бандитами снаружи в хостеле на верхнем этаже). Часть людей избили, угрожали застрелить местную собаку, учинили внутри погром, пожирали продукты в кафе, а потом заперли двери перед ограбленными и униженными людьми. В общем все признаки  черного рейдерства.

К 17.00 возле дома 18 по переулку Пирогова столпилась группа молодых людей, из числа участников проектов и завсегдатаев и друзей тех заведений, которые ютились под крышей «Четверти». Здесь были панки и хардкорщики, молодёжь всевозможных субкультур, преимущественно это была аудитория веганского кафе кооператива «Чиапас» (многие действительно собирались просто прийти в кафе поесть), среди них были анархисты и антифашисты, студенты и просто сочувствующие. Поддержку оказали другие «резиденты» (участники проектов) «Четверти» и их друзья, те, кому это место, его атмосфера, его люди стали дороги за год существования этой необычной ассоциации.

Бандиты не заставили себя долго ждать, высыпались из здания, спровоцировали потасовку, быстро переросшую в драку, в ходе которой залили нескольких защитников «Четверти» газом.

На этом фото видно, что единственный, кто применяет травматическое оружие — целится в воздух над головами молодых людей. Это один из бандитов. Последние так же применили фальш-фаеры для того, чтобы запугать молодых людей, перед лицами которых размахивали огнём. Дым от фаеров также должен был, вероятно, помешать видеосъёмке зафиксировать, кто же был истинным зачинщиком и виновником драки. Собственно потасовка была не долгой. Здание и внутренний дворик остались за лысыми кожанами, а молодёжь отгородилась от них в переулке чем-то вроде баррикады из двух помойных ящиков. Видео  драки:

Директор «Четверти» Роман Красильников был очень мирно настроен и, вместе со своим адвокатом, старался не допустить эскалации конфликта, успокаивал собравшихся. Действительно мирно были настроены и большинство участников. Особенно и как ни странно, те самые люди, которых недавно выбросили из созданных ими проектов — им, зачастую, уже хотелось просто вернуть своё имущество, инструменты и утварь, захваченные бандитами. Молодёжь же в массе своей жаждала мести и восстановления справедливости. Но драка случилась и закончилась раньше, чем основные силы успели собраться, а время играло против нас. Полицию на место происшествия вызвал кто-то из самых мирных и законопослушных сторонников «Четверти». Но полиция не спешила на место происшествия. А когда полиция всё-таки появилась, не спешила и разбираться с бандитами. Менты встали между активистами и бандитами. Сперва опешившие бандиты, по мере разговора с ментами чувствовали себя всё увереннее. И было от чего: цепь омоновцев встала за спинами защитников четверти и перегородила им отход (переулок Пирогова — глухой тупик возле 18ого дома). Начальник полиции адмиралтейского района объявил собравшимся, что они все обязаны проехать в отделение 2 по улице Садовая 58 и написать не то заявление о правонарушении в их адрес, не то какую-то объяснительную.

Начальник путался в показаниях и всё время повторял, что условия здесь диктует он. Это было очень комично, когда огромный обрюзгший мужик бегает между стройными молодыми людьми, вдвое-вчетверо меньшими его девушками и просто подростками, которые постоянно спрашивали его, будут ли в таком случае задержаны бандиты внутри здания? Дядя громко и гнусно врал, лез с пятого на десятое... Его возможно даже смущало присутствие прессы и он всё уверял, что люди внутри здания также будут задержаны... но потом. Около 19.00 появилась депутат областного законодательного собрания от партии «Яблоко» в сопровождении ещё одного адвоката и правозащитников. Она требовала у начальника полиции объяснений почему и по какому праву здание было занято представителями одной из сторон конфликта хозяйствующих субъектов, в то время как решения суда о судьбе здания ещё нет? Срывающимся голосом они что-то шипел «Кого вот этих выгнать, а вот этим всё вернуть? Или нам уехать, а они продолжат тут драться?»

К концу вечера я перестал отличать бандитов в кожанах и ментов в штатском. Сходство до степени слияния: выражение лиц, смешки в унисон, угрозы... Из деяний полицаев можно вспомнить и ещё одно враньё: часть людей получившие заряды от газовых балончиков бандитов, нуждалась в медпомощи, менты требовали, чтобы пострадавшие отправлялись в стоящую в конце  квартала скорую и шли писать заявления. Когда же те выходили за отцепление, их  не пускали и пытлись задержать. К чести врачей и фельдшеров, все ребята были отбиты у ментов и отпущены. Попытки задержания были предприняты и в толпе, но провалились.

Положение осаждённых активистов становилось всё бестолковее. Над толпой разносились вздохи анархистов «Это вам не Гамбург». Один из активистов нашел фанерку и наисовал на ней плакат, устроил одиночный пикет «я пришел в культурный центр». 10 человек, которые замерзли и не хотели «винтиться» насильно, сдались добровольно, пошли в отделение, писать какие-то нелепые «бумаги о том, что там произошло» (в надежде исчезнуть побыстрее). Как выяснилось в последствии в отделении почти всем им с угрозами провели  дактилоскопию, сфотографировали и заявили, что среди них, защитников, как раз и должен быть тот самый стрелявший из травмата (требовали его сдать). Мораль проста: никогда не верьте ментам.

Часть публики у «Четверти» благополучно слилась с места действия, пообещав ментам, что сейчас придут в отделение и обязательно напишут заявление... (СЕЙЧАЗЗЗ!) А часть ушла под шумок. Бдительность полиции притупилась, а нервы уже не выдерживали, им хотелось скорее со всем разобраться. Когда большинство защитников разбрелось, оставшиеся наблюдали как выводят бандитов. На этом видео бандиты уходят, якобы задержанные, но так вольготно, что не верится, что они задержаны. Высока вероятность, что их отпустили сразу же.

Raiders in the "Quarter" from Nord Wildschwein on Vimeo.

Участник импровизированного одиночного пикета и ещё один из самых стойких бойцов были также задержаны. Последний ожидает суда в отделении за мелкое хулиганство.

Четверти больше нет. Увы. Это было доброе место. Здесь встретились молодые художники, субкультурщики, панки и хипстеры, активисты и аполитичные богемщики. Это было одно из немногих мест Питера, в котором не всё и не до конца было пропитано плесенью рынка. Пусть какие-то недоумки и встают на сторону новых владельцев здания, выковыривают огрехи в делах пошлых кураторов. Да те были в долгах, но у них хватило бы и таланта, и смелости справиться с временными трудностями: задумайтесь, здание стоявшее в руинированном состоянии много лет (и столько же лет не нужное никому), было в короткий сок обжито и облагорожено несколькими десятками человек, значительная часть из которых позиционировала свои проекты как некоммерческие, то есть не преследующие целью сверхприбыль. Многие решения о судьбе проекта принимались на всеобщем собрании «резидентов». Анархисты, участвовавшие в некоторых проектах, с удивлением обнаружили, что без всякой их пропаганды, деятели «Четверти» воплотили в своей практике прообразы свободных ассамблей. На двери ресто-бара веган-кооператива «Чиапас» в «Четверти» в момент открытия красовалась надпись hate hipsters, love punks”. Потом эта надпись куда-то исчезла. Эти самые хипстеры оказались не изнеженными эстетами, а людьми склоными к творческому поиску в том числе и поиску социальных альтернатив. Жаль, что к радикальным действиям они пока не очень готовы, но это вопрос времени. Молодёжи показали, что в этой стране и в этом городе она не нужна в ином качестве, кроме пушечного мяса, гужевого скота и офисного планктона. А вся кипучая творческая энергия молодёжи, как оказалась, не вписывается в городской ландшафт бандитско-буржуйско-бюрократического Петербурга. Даже в самых глухих закоулках питерской достоевщины такое место, как «Четверть», кому-то там свысока показалось очень неудобным явлением. Надеюсь, что молодёжь этого не забудет и не простит.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости