Давид Чичкан: 20 лет в борьбе

Несколько дней назад в сражении против путинской армии погиб наш товарищ, украинский анархист и художник Давид Чичкан. Мы публикуем перевод поста Лесика, друга Давида.

Давид Чичкан стоял у истоков низового антифашистского движения 2000-х годов. И погиб в вооруженной борьбе против российского фашизма 10 августа 2025 года на древних казачьих землях Запорожья. Он был последовательным и искренним анархистом с необыкновенной харизмой, умел находить общий язык с людьми разных взглядов и жизненных позиций, всегда был готов помочь. Давид считал себя идеологическим последователем Франко, Драгоманова, Леси Украинки, Махно. Он был убежден, что только с социальным освобождением возможно и национальное освобождение для украинского народа, а будущее Украины - в эгалитарном и демократическом обществе.

В середине 2000-х годов Давид, молодой человек из семьи художников, присоединился к созданию уличного антифашистского движения в Киеве. В те годы его оппонентами часто были не только расисты, субкультурные нео-нацисты, нетерпимые к панк-культуре или инаковости, но и сторонники панславизма (идеи "трех братских народов"). Как врагов он всегда рассматривал (и соответственно действовал) и авторитарных "левых", сталинистов, сторонников СССР — тех, кого называют tankies, и кто сегодня служит российской имперской пропаганде. Молодой парень, отождествлявший себя с субкультурой SHARP (скинхеды против расовых предрассудков), смело доказывал силу солидарности кулаками.

Давид скептически относился к миру профессионального искусства. Он называл себя не художником, а рисовальщиком, хотя он разработал свой уникальный художественный стиль. Героями его ранних работ стали уличные антифа и протестующие. Диего Ривера, Георгий Нарбут, Мария Примаченко, казалось, объединились у него в совместной борьбе. В более зрелых работах Чичкан обратился к украинской классике, народничеству и украинской революции. Давид всегда был в оппозиции к истеблишменту и навязывал ему серьезный политический дискурс. Художественное творчество Давида Чичкана бесценно.

Он настойчиво компенсировал отсутствие формального высшего образования политическим и гуманитарным самообразованием. Давид читал мировых и украинских классиков левой мысли, а также философию, антропологию и культурологию второй половины ХХ века. Одним из первых в нашем поколении он изучал идеологическое наследие классиков украинской социалистической мысли XIX-XX веков — тех, кого считают "родителями" украинской политической нации. Чичкан был удивительно эрудированным и начитанным человеком, который предпочитал физический труд и политическое прямое действие.

Чичкан с юмором и искренностью вступал в дискуссии со своими товарищами и оппонентами, всегда приводил железные аргументы и признавал аргументы других. Среди левых он считался заядлым диссидентом (человеком с другим мнением), с которым было непросто спорить. Даже враги могли только "перекричать" Давида, а не опровергнуть приводимые им тезисы и факты. Ультраправые громили его выставки и требовали цензуры (а трусливый истеблишмент иногда поддавался), но не могли устоять в публичной дискуссии с ним. Он чувствовал свою украинскость сознательно, потому что видел проект "украинства" как борьбу против любой несправедливости.

Давид участвовал во всех политических процессах и социальных протестах последних 20 лет, был участником ряда анархистских организаций, и поддерживал профсоюзы. Он был активистом Майдана, критиковал парламентскую оппозицию и половинчатость результатов, достигнутых в ходе революции. Будучи достаточно известным в мире искусства, Чичкан всегда опровергал пропаганду о "перевороте" и "нацистской хунте" на различных международных площадках.

С началом полномасштабного вторжения его сначала не взяли в армию, и Давид стал графическим певцом антиавторитарных бойцов и бойчинь украинской армии. А поправив здоровье, он сам мобилизовался. Несмотря на возможность службы в более безопасных условиях, Чичкан выбрал простой солдатский хлеб и прямую борьбу против фашизма, империализма, тоталитарной системы — работу, которой он посвятил и за которую отдал свою жизнь.

Идейность Давида была не исключительно утопической, а вполне практичной, основанной на реальном состоянии украинского общества. Социализм и анархо-синдикализм в его понимании требовали конкретной реализации здесь и сейчас: сохранения и расширения прав и возможностей наемных работников, женщин, преодоления колониального гнета, перераспределения благ в пользу тех, у кого их нет. И самой большой угрозой для реализации этих идей сегодня он считал российский фашизм. Давид объединил идейность и практический подход и стал опорой и легендой антиавторитарного движения в Украине.

У Давида Чичкана осталась любимая жена и маленький сын. Его улыбка, поддержка, чуткость и отзывчивость навсегда остались в памяти многочисленных друзей и подруг. Его дело будет продолжено, его продолжат другие бойчини и бойцы, темнота будет преодолена, и жизнь расцветет красочными лентами.

Поддержать работу Автономного Действия

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Рассматривая вопрос, за что практичнее агитировать в российском обществе: против войны или за социально-политические изменения, необходимо помнить, что перед началом войны текущая власть была далеко не популярной. Это, собственно, как представляется, и послужило одной из причин войны в силу...

1 месяц назад
3
Востсибов

Настенная (визуальная офф-лайн) агитация как старейший инструмент пропаганды остается актуальной до сих пор, особенно в некоторых сферах жизнедеятельности. Достаточно сказать что на ежегодных днях выборов в сентябре избирательные штабы ТИКов и партий вовсю используют настенную агитацию, а...

1 месяц назад
6

Свободные новости