Автоном.орг публикует рассказ, который прислал наш читатель из Ростова-на-Дону Макс Верцинский.
Осенью прошлого года мне позвонили с неизвестного номера и попросили подъехать по одному адресу, который хорошо известен во всем городе - это региональное управление ФСБ по Ростовской области. В принципе, суть разговора была понятна: незадолго до звонка у меня произошел конфликт, инициатором которого выступил человек праворадикальных взглядов, который в ходе конфликта получил отпор. Для полиции, которая вскоре нас задержала, это была чистая бытовуха: об этом мы успели договориться с «потерпевшим».
Ехать или нет я решил достаточно быстро - не хотелось, чтобы приходили домой или в ВУЗ. В холле меня уже ждал сотрудник службы защиты конституционного строя и борьбы с терроризмом - эшники называют их просто “бт-шники”. Мы поднялись на верхний этаж, в кабинете был второй сотрудник. Один из них спросил: “Как дела у “Стальной Крысы””? (тогда я вел одноименный телеграм-канал) и положил на стол распечатку скринов с моими переписками в телеграме (не секретные чаты), описывающими конфликт.
Стоит отметить, что аккаунт в телеграме не был зарегистрирован на мой номер и то, с какой легкостью читаются все переписки там, говорит о том, что стоит делать выбор в пользу Signal или DeltaChat. (От Автоном.орг: возможны различные варианты того, как переписка попала в ФСБ. Сложно сказать, виноват ли в данном случае мессенджер. Но мы в любом случае рекомендуем Signal.)
Начались душеспасительные разговоры о бессмысленности уличного противостояния с нацистами, перемешанные с историями о убийствах «расово неполноценных», совершенных за последние 20 лет в области - показали даже заявление убийцы 14-ти летнего турка-месхетинца, в которой он умолял отправить его воевать за родину на Донбассе. Но заострило мое внимание совсем другое: один из оперативников прямо заявил, что среди сотрудников МВД, ФСБ и армии достаточно много праворадикалов, и не стоит их злить.
Учитывая то, что мне рассказал «потерпевший» праворадикал, хвастающийся своей организацией - "не просто зигующей" на улице, а проводящей регулярные военные сборы и отработку различных тактических ситуаций - а значит остаться вне внимания органов госбезопасности они просто не могли... Учитывая еще факт того, что «потерпевший» имеет судимость по экстремистской статье и, по словам оперов, все, что с ним происходит они узнают через 10 минут...
Наличие в силовых структурах праворадикалов и наличие в области организации неонаци-сепаратистов (ряд ростовских неонацистов, в отличии от своих имперских коллег, выступают за казачью автономную республику вне РФ) говорит о том, что эта организация курируется тем или иным способом из этих самых силовых структур. и может быть разыграна в зависимости от политической ситуации в ближайшие годы. Напоследок же мне посоветовали заканчивать свою деятельность, если не хочу сесть за избитого бона, даже если не буду иметь к этому отношения. Посмотрите на фотографии "потерпевшего" в футболке от всем известного брэнда Svastone, а также фотографии с военных сборов, проводимых ими: фотографии были взяты из социальной сети "потерпевшего".
Макс Верцинский
Комментарии
При использовании средств
При использовании средств связи нужно быть осторожнее, чем при передаче государственной тайны. Учитесь передавать информацию иными способами, не храните на себя доказуху, используйте хотя бы две-три машины для передачи шифровок, на одной без выхода в сеть сообщение шифруется в GPG, через другую коротким выходом в сеть передается. Связь это важно и опасно. Сейчас вся доказуха вокруг смартфона крутится. Если скооперироваться с анархистами из других стран они могут из своих юрисдикций постить в ВК открытую агитацию, даже экстремизм и им за это ничего не будет. Но связь должна быть безопасной, а коммерческие сервисы, когда говорят о безопасности - это всего лишь маркетинговая риторика, может быть они и безопасную торговлю и рекламу разрешенных товаров дадут, но для войны эти средства связи не подходят.
Всё хорошо, но в чём смысл
Всё хорошо, но в чём смысл использования "двух-трёх машин"?
В защите от переноса малвари,
В защите от переноса малвари, шифрование на машине без постороннего ПО и выхода в сеть с физическим удалением приемо-передающих модулей или уничтожением антенн, если все на одной плате. Расшифровка на другой такой же машине. Физическое разделение для безопасности сейчас не так дорого обойдется, будет неудобно, но безопаснее, чем когда все на одном носителе. В совремнных реалиях, пока нет безопасной территории под силовой защитой все каналы связи не безопасны. Например, ИГИЛ могли спокойно постить любой экстремизм в сети и не беспокоится, что следователь придет из вражеских юрисдикций, пока у них под контролем были города. Вражеский перехват и взлом шифра или расшифровка с помощью бекдора тоже риск, но там уже смириться с тем, что надо передавать информацию быстро и не безопасно, или планировать ее устаревание по математической модели, если верить, что нет бекдоров и все производители ПО люди чести без погон. А для пропаганды закрытость информации вообще не важна, она же специально публикуется в открытом доступе, главное авторовам и администраторам быть в безопасности.
А, вы про air-gap, когда
А, вы про air-gap, когда специальный парк компьютеров выделяется под работу с чувствительной информацией, и эти компьютеры физически отделены от Интернета.
Тут всё зависит от модели угроз и от наличия ресурсов. Создавать целые отделы, работающие на физически отделенных от Интернета компьютерах, имеет смысл, если ты ЦРУ или ФСБ какая-нибудь. То есть, если ты точно знаешь, что 1) у тебя есть враги, достаточно могущественные и мотивированные, чтобы взламывать конкретно твои машины; 2) риски при утечках информации чрезвычайно высоки; 3) ты можешь себе позволить тратить ресурсы на подобные вещи.
Мне кажется, что для подавляющего большинства анархистских групп постсоветского пространства ситуация другая. В первую очередь, проблемы с пунктом 3: просто нет ресурсов на то, чтобы все сообщения сначала шифровать на одной машине, а потом (на флэшке?) переносить на подключенный к интернету компьютер. Реализация подобной схемы просто прикончит почти любую мало-мальски активную самоорганизованную группу. И тогда уже мало будет радости от того, что "всё безопасно", потому что просто никакой деятельности не будет.
Описанная схема имеет смысл только для групп, которые 1) занимаются супер-радикальным прямым действием, подпадающим под очень суровые статьи УК; 2) при этом географически распределены, так что вынуждены переписываться через интернет, а не встречаться лично. Насколько я могу судить, сейчас таких анархистских групп в той же РФ просто нет. А если они и появятся, то будут составлять ничтожный процент от анархистских групп в целом.
Так вот, для большинства либертарных коллективов в современных реалиях будет вполне достаточно просто использовать нормальные открытые мессенджеры с end-to-end шифрованием (Signal, Delta Chat) и соблюдать базовые принципы безопасности:
Шифровать носители информации в ноутбуках и телефонах
Ставить пароли на включение ноутбуков и телефонов (не разлочка по отпечатку пальца!)
Использовать разные пароли на разных сервисах (а чтобы не забыть их все, использовать менеджер паролей типв KeepassX).
Анархистов меньше, поэтому
Анархистов меньше, поэтому охранять себя и свои тайны они должны крпче, чем государство и его спецслужбы. Не надо собственную безопасность ставить ниже безопасности ФСБ от ЦРУ. В случае утечки гостайн ничего страшного не проимходит, а в случае утечки информации от анархистов они обычно надолго уезжают в лагеря. Все гостайны вместе взятые ничто, в сравнении с жизнями анархистов.
Безусловно, но по такой
Безусловно, но по такой логике анархист должен тогда вообще никакой деятельностью не заниматься, ведь это всегда риск, а его жизнь бесценна :)
Я всего лишь говорю, что безопасность - понятие не абсолютное, а относительное. Принимаемые меры безопасности должны соответствовать модели угроз. Например, носить всегда каску для защиты от падения метеорита на голову в принципе можно. Но вряд ли нужно.
Добавить комментарий