Иммануил Валлерстайн: «Мучительно жить посреди хаоса»

Мир-система испытывает сейчас серьезные трудности, и это причиняет боль большинству населения мира. Политики и эксперты хватаются за соломинки. Они преувеличивают каждое кратковременное и малейшее улучшение по традиционно используемым показателям.

В прошлом месяце нам вдруг стали рассказывать – под самый конец уходящего года – о том, что рынок в США производит гораздо лучшее впечатление, чем рынки Европы, России, Китая, Бразилии и многих других стран. Но как только начался новый год, сразу же началось и серьезное падение цен на акции и облигации в США. Улучшение оказалось кратковременным. Да, у экспертов были, конечно, тому объяснения, но они предоставили целую гамму разных объяснений.

Однако в любом случае реальная проблема заключается не в ценах на акции и облигации в какой-то отдельной стране, а в состоянии мир-системы в целом, а она как раз совсем не внушает оптимизма. Давайте начнем с основных показателей, использовавшихся еще мыслителями эпохи Просвещения, - с темпов «роста».  

Используя показатели темпов роста, мы обычно «усредняем» цены фондового рынка. Конечно же, мы отлично знаем очевидные вещи: не только улучшение экономики может привести к росту цены акций – есть много чего еще, что способствует росту этих цен – например, спекуляция.

Спекуляция стала настолько привычной и укоренившейся практикой крупных операторов мирового рынка, что мы даже считаем ее не только нормальной, но даже более или менее желательной. Как правило, мы утверждаем, что спекуляцию все равно никто не остановит, даже если мы этого захотим. И, скорее всего, это верное предположение, но только в этом-то и заключается проблема.

На мой взгляд, единственный показатель благополучия мир-экономики и благополучия большинства населения – это уровень занятости. И, насколько я знаю, уровень безработицы был аномально высоким на протяжении длительного периода, если оценивать мир в целом. К тому же, уровень безработицы стабильно повышался, в то время как 30-40 лет назад он стабильно понижался. Лучшее на что мы можем надеяться – это, что уровень безработицы стабилизируется на нынешнем уровне. Тенденция к его снижению сейчас кажется маловероятной. Конечно, если оценивать уровень безработицы по отдельным странам, то здесь показатели будут разниться и колебаться. Однако в целом – в глобальном масштабе – уровень безработицы стабильно возрастал.

Дело в том, что мы живем в мир-системе, которая переживает сильнейшую встряску – и это очень мучительно для людей. Уровень безработицы – это не единственный колеблющийся показатель – просто он непосредственно показывает нам, что является причиной страданий. Такие показатели, как курсы между основными валютами тоже являются причиной страданий людей с разными уровнями дохода. Сейчас происходит рост доллара в отношении большинства прочих валют. Рост курса валюты способствует удешевлению импорта и снижению инфляции. Однако он же бьет и по экспортерам, а затем грозит долгосрочной дефляцией.

Цены на энергоносители тоже сильно скачут. Возьмем, например, цены на нефть: в начале 2014-го она резко возросла, что принесло баснословные доходы и усилило политическую власть в нефтедобывающих странах (а также в отдельных нефтедобывающих штатах внутри США). А затем оказалось, что на рынке наблюдается переизбыток нефти – и цены на энергоносители стали резко обваливаться. И те политические структуры, которые наживались на росте цен, сейчас вынуждены сталкиваться с ростом суверенного долга и недовольством населения.

Естественно, что на все эти дикие скачки цен повлиял и политический фактор. Однако способность крупных нефтедобывающих стран и регионов (таких как Саудовская Аравия или Техас) влиять на скачки цен по собственному желанию – слишком уж переоценивается. Все эти колебания цен – как торнадо проносятся, разрушая дома на своем пути. В период таких колебаний банковские институты, которые ставили как на повышение, так и на понижение, испытывают серьезные проблемы и не могут больше рассчитывать на гарантированную поддержку со стороны государства.

Геополитические альянсы столь же нестабильны, как и рынок. США утратили неоспоримую гегемонию в мир-системе – мы уже фактически перешли в многополярный мир. Упадок США начался не сейчас, а еще в 1968-м. На протяжении длительного периода это было медленное снижение, но после 2003-го – после отчаянной попытки восстановить влияние посредством вторжения в Ирак – упадок резко ускорился.

В нашем отныне многополярном мире есть где-то 10-12 держав, способных проводить относительно автономную политику. Однако само их количество – 10-12 – это слишком много для того, чтобы позиция кого-либо из них смогла возобладать. В результате мы видим, что все эти силы постоянно перезаключают новые альянсы, чтобы их не обошли соперники.

Многие (если не большинство) геополитических решений уже невозможно контролировать – даже для крупных держав – потому что хороших вариантов решения просто нет. Взгляните, что происходит в Евросоюзе. В Греции вскоре будут новые выборы, на которых, вероятно, победит СИРИЗА – партия, выступающая против мер экономии. СИРИЗА требует пересмотреть план мер экономии, навязанный Греции коалицией Германии, Франции, МВФ и (косвенно) госказнчейством США. СИРИЗА заявляет, что Греция не собирается выходить из еврозоны – и не выйдет.

Германия заявляет, что не поддастся на шантаж Греции и не изменит свою политику. Шантаж? Маленькая Греция может шантажировать Германию? Однако в этом как раз немцы правы. Греция под управлением коалиции СИРИЗА будет вести «жесткую игру». В соглашении о еврозоне не предусмотрен пункт о выводе или исключении из нее. Если сверхдержавы попытаются выгнать Грецию из еврозоны, то тогда и многие другие страны могут броситься из еврозоны по тем или иным причинам.

И вскоре еврозоны, как таковой, может не остаться совсем – и более всего проиграет от этого Германия. Поэтому, с точки зрения Германии (и Франции) требования Греции – это проигрышный вариант в любом случае. Германия на данный момент твердо стоит на своих позициях, однако она смягчила угрозы исключения Греции из еврозоны. Франция заявила, что она против исключения Греции. И это играет на руку коалиции СИРИЗА. А то, что Германия проиграет, какую бы позицию она ни выбрала, - это и является одним из политических последствий хаоса.

Мир-система саморазрушается. Она находится сейчас в точке, которую ученые называют, точкой бифуркации. Это значит, что нынешняя система выжить уже не сможет – и вопрос заключается в том, какая система придет ей на смену. И хотя мы еще не в состоянии предсказать, что за система возникнет, но мы можем влиять на выбор между основными доступными нам альтернативами.

Однако мы можем надеяться на то, что повлияем на исход, только в том случае если будем реалистично анализировать нынешние хаотические колебания, а не скрывать собственные политические стремления за иллюзиями о реформировании нынешней системы или сознательно пытаться затуманить видение ситуации.

Перевод Дмитрия Колесника

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад

Свободные новости