Бунты, всеобщие стачки, меры жесткой экономии, активное анархистское движение, угрожающее возрождение фашизма… все эти слова приходят на ум когда мы думаем о Греции. Я провел две недели в Греции в конце мая с товарищами из Eleftheriaki Syndikalistiki Enosi (ESE, или Либертарный Синдикалистский Союз (Libertarian Syndicalist Union) чтобы выяснить, что скрывается за газетными заголовками. Я обнаружил, что страна травмирована и запугана двумя годами экономического кризиса, сильно усугубленного программой стабилизации экономики навязанной стране Европейским Центральным Банком, Европейским Союзом и Международным Валютным Фондом. Из-за сокращений проведенных правящей тогда «Социалистической» партией, Всегреческим Социалистическим Движением (PASOK) безработица достигла 20%, оплата труда уменьшились до 2 евро за час, и зарплаты иногда задерживают на полгода, или на год. Здравоохранение наполовину приватизировано, и количество бездомных и психически больных увеличивается. Это мрачная картина.
Но я так же обнаружил, что есть надежда. Греческие рабочие сопротивляются. Встретившие меня товарищи из ESE познакомили меня с рядовыми активистами, которые восстанавливают низовое греческое рабочее движение; незаметно для средств массовой информации и вне рамок разрушенных теперь европейских социал-демократических трудовых отношений, трудящиеся объединяются в новое рабочее движение.
Очень часто работники заново открывают свои предприятия под своим контролем после того как их боссы перестают платить им и закрывают предприятие. В других случаях, сокращенные работники организовывали кооперативы, чаще всего рестораны и кафе.
Часто это делается только на время, чтобы вернуть себе долги по зарплате, и новые кооперативы не отказываются от рыночной экономики и товарного производства, но распространенность этих примеров убедительно доказывает, что распространение рабочего самоуправления является естественным ответом на капиталистический кризис. Трудящиеся также начинают создавать новые профсоюзы, не подконтрольные главной конфедерации профсоюзов связанной с ПАСОК. Их называют «базовыми профсоюзами».
Как и в ИРМ, в них немного или совсем нет оплачиваемых функционеров; рабочие принимают решения вместе, демократично и скептически относятся к сотрудничеству с государственной инспекцией труда.
Вот краткий обзор профсоюзов с представителями которых я встречался:
Профсоюз курьеров (Афины): основан в 2004, в этом профсоюзе состоит примерно 200 человек, активное ядро в 20-50 человек. Он объединяет трудящихся многочисленных магазинов и добивается выплаты зарплат пикетированием и акциями прямого действия. В нем, как и в ИРМ, нет оплачиваемых функционеров и
низкие взносы. Я много времени провел с представителями этого профсоюза и обсуждал с ними профсоюзное движение (solidarity unionism and industrial unionism). Они поддерживают новую, альтернативную конфедерацию создающуюся сейчас в Афинах.
Профсоюз Официантов и Поваров (Афины): это другая группа в Фессалониках. Она вовлечена во множество конфликтов из-за воровства зарплаты и помогает рабочим наладить самоуправление в их кафе, когда их боссы закрывают бизнес не заплатив им. Их самая знаменитая борьба была за самоуправление рестораном Applebee’s в Фессалониках в начале 2010. Работники управляли бизнесом от одного до двух месяцев после того как их босс закрыл его.
Работники СМИ: один из шести главных греческих телеканалов закрылся неожиданно в 2010, сократив 500 своих сотрудников. Они управляли станцией от одного до двух месяцев и действовали как телевидение трудящихся, с упором на борьбу трудящихся. Им даже удалось объединить работников всех стадий технологического процесса в разных СМИ, а-ля ИРМ.
ЕSЕ: это греческий ИРМ, только моложе. Они сейчас подводят итоги борьбы за невыплаченные зарплаты в высокодоходной булочной/кафе с тремя филиалами в Фессалониках. Босс задержал зарплату за год более чем сотне сотрудников. Несколько сотрудников начали обсуждать возможность судебного иска, и были сразу же уволены. Они пришли в ESE, который помог им развивать прямое действие и правовую стратегию. Они провели несколько агрессивных пикетов и обклеили город постерами стыдящими босса. ESE связанно со многими новыми базовыми профсоюзами и рабочей борьбой, появляющейся во время кризиса, и продолжают совершенствовать тактику, стратегию, и теорию.
Там было много других конфликтов – забастовка в порту под руководством профсоюза Коммунистической Партии Греции (ККЕ), забастовка водителей бензовозов остановившая экономику, оккупация завода по производству удобрений в Фессало́никах. Некоторые из этих забастовок закончились заключением выгодных для трудящихся соглашений. Однако, отсутствует прямая координация между рабочими т. к. Коммунистическая Партия Греции и ПАСОК контролируют профсоюзы сверху донизу.
Пока большая часть света погружается в экономическую стагнацию и кризис, греческие трудящиеся преподают нам важные уроки. Политические реформы в Греции, как и в США, не вернут социальную демократию. Вместо того, чтобы реанимировать просроченный Новый Курс, мы должны, основываясь на волне захватов рабочих мест, бороться за истинную промышленную демократию. Мы должны стремиться значительно ускорить и расширить рост новых базовых профсоюзов и рабочих комитетов, и революционизировать это движение. Пока новое рабочее движение растет в ответ на мировой кризис, мы должны влиться в движение, стремиться расширить его границы и углубить его содержание.
Мы верим что другой мир возможен, так давайте же возьмем пример с греческих товарищей и начнем строить его прямо сейчас.
Первоначально появилось в Industrial Worker в номере за Июль/Август 2012.
Добавить комментарий