Ни одно право, ни одна свобода не появляются сами по себе. Все они результат борьбы в настоящем или прошлом. Закон является результатом столкновения разных сил. Трудовое законодательство фиксирует минимум, на который могут полагаться трудящиеся при найме на работу. Тот, кто соглашается на меньшую зарплату, худшие условия труда, более длительный (не оплачиваемый отдельно и по большему тарифу) рабочий день вредит себе и классу. Мы не можем полагаться на государство, так как даже следование этим общепринятым нормам является необязательным в украинском бизнесе. Добиться реализации «законных» прав можно только прилагая усилие.
АСТ, как часть революционного рабочего движения,ставит перед собой задачу ликвидации системы найма. Впрочем, достижение этой цели возможно, только если значительная часть трудящихся (не обязательно большинство) выступает солидарно и готова к конфликту. То есть, занята классовой борьбой. Мы видим на примере Украины, что рабочий класс ведет такую борьбу. Впрочем, ее тяжело назвать наступательной. Забастовки или протесты связаны с вопиющими нарушениями правовых норм, невыплатой зарплаты, «оптимизационными» мероприятиями.
Отказ от «незаконных» форм эксплуатации и «кидалова» при найме является тем минимумом, с которого нужно начинать восстанавливать культуру классовой борьбы. «Право» со временем станет сама тормозом борьбы, так что с самого начала стоит говорить о нижней планке КЗоТа, а не о том, что соблюдение закона является нашей целью.
Ненормированный рабочий день, штрафы, нежелание оплачивать больничный и отпуск распространены необычайно широко. Хотя государство и служит интересам защиты частной собственности, но выступает как отдельная сила со своим интересом. Коррумпированный чиновник с радостью цепляется за возможность подоить бизнесмена. Соответственно, достижение «законных» требований является наименее затратной формой мобилизации людей на противодействие начальству. Это дает возможность показать минимальный результат тут и сейчас в рамках «оборонительной тактики». Даст ли это возможность перейти к тактике наступательной?
Ответить на этот вопрос сложно. 27 декабря 2012 года фонд «Демократические инициативы» опубликовал данные социсследования «2012: политические итоги и прогнозы» “Вы готовы принимать участие в акциях протеста, если будудут нарушены Ваши права и интересы?” Большинство не готово защищать СВОЙ ИНТЕРЕС. Ответы распределились так: «нет» – 51,3%, «да» – 35,2%, «не определились» – 13,5%. Большинство наших соотечественников готовы признаться в собственной слабости, а те, кто сказал, что будет протестовать, вряд ли так уж крепки в коленках. Мы в самом начале пути.
Нужно ли бороться за «реформы» и выступать с законодательными инициативами? Это нам точно не нужно и является затратной и ошибочной практикой. Четыре года противодействия принятию Трудовому Кодексу показали, что один и тот же состав парламента способен менять свою позицию на 180 градусов. Левым и либертарным активистам для этого не потребовались затратные избирательные кампании и создание «политического субъекта», о котором мечтают члены левобуржуазныхмикропартий. Без денег и политического представительства нам удалось, если не принудить парламент миллионеров отказаться от планов повышения продолжительности рабочего дня и недели, то хотя бы убедить их не «сильно спешить» с введением 12часового рабочего дня и 48часовой рабочей недели.
Украинская буржуазия имеет миллиардные состояния, но ее претензии на власть эфемерны. Она слабее любой другой национальной буржуазии. Она уязвима для прессинга. Украинское государство слабо. Граждане ему не доверяют и сомневаются в справедливости решений любой из трех ветвей власти. Буржуазия и государство осуществляют свою власть не благодаря своей силе, а благодаря слабости трудящихся. Главные оковы пролетариат носит в своих головах. Знание, вера в свои силы и решительность смогут творить чудеса в такой ситуации.
«Повседневная борьба за зарплату и боевые экономические организации трудящихся – продукт капиталистического экономического строя и, следовательно, жизненно необходимы людям труда. Без этого они утонули бы в пучине нищеты. Конечно, социальная проблема не может быть решена одной только борьбой за зарплату, но такая борьба – великолепный инструмент просвещения, позволяющий трудящимся понять существо социальной проблемы, поупражняться в борьбе за освобождение от экономического и социального рабства. Как бы долго не продавал человек труда свои руки и мозги предпринимателю, он никогда не сумеет заработать больше, чем нужно для приобретения самого необходимого для жизни», – писал теоретик анархо-синдикализма Рудольф Рокер.
Реформы в начале 21 века лишены всякого смысла как краткосрочная, так и как долгосрочная стратегия. Современный капитализм не подлежит реформированию, а нынешний кризис не может быть преодолен путем государственного вмешательства или сознательной политики дерегуляции. Классовая политика пролетариата должна быть сфокусирована на защите частного интереса представителя класса, как общего интереса класса. “Несправедливость в отношении одного — несправедливость для всех.”
Самоорганизация, просвещение и повседневные мелкие победы формируют культуру класса. На сегодня трудящиеся являются политэкономической реальностью, но не выступают как социальный субъект и задача либертарных левых самим поспособствовать «рождению» класса.
Бизнесмен и бухгалтер учат налоговое законодательство не для того, чтоб платить больше. Уголовник интересуется УК не для того чтоб следовать его нормам в повседневной жизни. Мент не для того штудирует закон о милиции и устав, чтоб воздерживаться от взяток. Экономическая и политическая борьба трудящихся должны опираться на знание. Ведь как писал английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание само по себе — сила».
АСТ в рамках БесПарт Школы инициирует курс лекций о трудовом праве. Первое занятие пройдет в Киеве 13 января 2013 года в 17:00 по адресу ул. Ванды Василевской 7, комната 309.
Добавить комментарий