Мише Бастеру не удалось раскрыть тему
В апреле в Москве в «Манеже» прошла фотовыставка «Хулиганы 80-х». Красочные биллборды активно рекламировали её, с порога выставочного зала пахло перепиаром: 300 рублей за серию, просматриваемую за полчаса, дорогие «хулиганские» майки, правительство Москвы в списке организаторов… Фотографии «Хулиганов 80-х» – «из личных архивов», потому не профессиональные, не такие здоровские, как, например, эти снимки уличной молодежи – http://www.italia-ru.it/node/
Идея книги, по мотивам которой проведена
С пафосных стен «Манежа» смотрели… Обычные неформалы. В их лицах видна юношеская искренность и глуповатый максимализм. Жажда чего-то нового. А ещё жажда спиртного, женщин, куража и кутежа. Что действительно бросается в глаза – в 80-х «неформальство» ещё не обросло такой гигантской индустрией атрибутики, как сегодня. И молодые нонконформисты зачастую смотрелись немножко оборвышами. «Хулиганы 80-х» не показывают разницу между неформалами тогдашними и нынешними. Нынешние готы, эмо, казуалы, хардкорщики, скашники и т.п., да так же, как и металлисты с панками, гораздо менее ориентированы на конфликт с государством – если государство само не рвется одеть их в школьную форму или вносить в «картотеки неформальной молодежи».
Участие правительства Москвы в организации выставки порождает много вопросов: то ли в этой структуре власти мизинец левой ноги не в курсе, что делает указательный палец правой руки – а иначе как сочетается господдержка со всем прессингом, которому неформалы сейчас подвергаются? Или же наоборот, это какой-то сознательный проект по окультуриванию юных бунтарей.
Но найдется и то, за что похвалить выставку. Интересные фотографии действительно присутствовали. Например, я раньше не знал, что в СССР были люди, относившие себя к teddy boys. Были представлены любопытные неразвившиеся движения вроде депешистов.
«Хулиганов 80-х» можно похвалить и за ориентацию на не самых известных, но важных для нефорской истории персонажей: байкера Хирурга, художника Петлюру и музыканта Ника Рок-Н-Ролла; группы «Шах», «Meantraitors» и «Чудо-Юдо». Удивило, что среди посетителей было очень немного хоть сколько-нибудь неформально одетых людей. Не ясно, зачем они пришли на выставку. То ли это правильные офисные персонажи, которым безразлично – смотреть на индонезийских кальмаров или на металлистов с панками – главное, чтобы на «Афише» висел анонс. То ли это бывшие «нефоры», пришедшие глянуть на свое прошлое.
Валерий Листьев