Варшава: Коллектив сквота "Эльба"

Их 15. Радзё, Кася, Лукаш, Габи и другие. Им по 20-30 лет. Один учился на археолога, другой занималcя дизайном, культурологией, международными отношениями, но так ничего и не закончил. Третий говорит, что изучает жизнь. С 2004 года они живут на Эльбе – в сквоте и центре независимой культуры, расположенном в районе Варшавы Жолибож.

«Здание было пустым, и мы зашли туда, никого не спрашивая,
Немного убрали мусор и создали свой собственный мир.
Хоть назовете нас вышедшими из грязи,
Не отдадим – неудивительно,
Нам было бы жаль своих трудов и тех нескольких лет. »

Этот протестный текст для песни был написан после событий, произошедших в пятницу 16 марта. В тот день в помещения сквота вошли охранники фирмы Скжеч, выгнали сквоттеров и разнесли их комнаты. А потом к сквоту подъехало несколько автозаков и более 100 полицейских, укомплектованных дубинками и слезоточивым газом. Их они использовали против протестующих сквоттеров, а также нескольких сотен жителей Варшавы, которые пришли из солидарности с выселенными ребятами. Полицейские тащили людей по брусчатке в наручниках. Наготове стояла машина с водой для разгона демонстрантов.

«Благодаря этим событиям люди по всей стране услышали и увидели, что такое сквот», – говорят на Эльбе.

Радзё заканчивает писать диссертацию на тему инженерного дела в окружающей среде в Политехническом. – Я даже работал полный рабочий день с 8 до16 в Министерстве Окружающей Среды. Выдержал 2 года. Знакомые и семья не понимают этого: "Уйти с позиции в таком престижном месте?". А я ведь сам ничего не делал для окружающей среды. Наоборот, я тратил тонны бумаги.

Роберт (борода, растрепанная копна волос), тот, который пробовал себя в разных профессиях, открыл с друзьями субкультурную кофейню для велосипедистов Циклоза в центре Варшавы. – Два года назад мы закрыли её. Пришли к выводу, что не будем вкалывать, чтобы платить непомерно высокую аренду.

«В настоящий момент я безработный и живу в вагоне, который также является частью Эльбы. – Мы договорились, что каждый день кто-то из нас дежурит и готовит на всех обед. Едим все вместе», - рассказывает он.

Лукаш (дреды, очки с круглыми стеклами): - Есть общепринятая модель поведения: если тебе 35 лет, то пора уже иметь постоянную работу, семью, ипотечный кредит на 30 лет и может быть еще один кредит на машину. Необходимо быть потребителем. Так нас воспитывают дома, в школе, в церкви. А потом ходят по миру разочарованные люди: идут работать в полицию или избивают свою жену дома, потому что вообще по факту не хотели жениться. А ведь есть другие пути, ведь можно не иметь постоянной работы, не заводить детей, жить на сквоте или путешествовать.

Лукаш провел на Эльбе четыре года. По профессии он археолог. Сейчас открыл с друзьями хостел в центре Варшавы. Мы создали не бизнес, - подчеркивает он. – А социальный кооператив. Это значит, что все работают на равных, а все что получаем делим поровну. Работаем сами на себя, не на хозяина, - говорит он.

Сквот это заброшенное помещение, занятое без согласия собственника. В нем живут люди, которые, как говорят, хотя жить вне системы, опирающейся на власть и деньги. Они приводят заброшенные помещения в порядок, живут в них и организуют в них культурную жизнь. Так было и с варшавской Эльбой.

Название пошло от улицы Эльблонской, расположенной вдали от центра. Вокруг никто не живет, тут только коммерческие помещения. Сквоттеры заняли территорию размером со стадион. В их распоряжении несколько бараков, несколько вагонов, деревянный домик с антресолью. Кроме этого тут есть большой концертный зал, в котором ранее происходила скупка вторсырья. За ним построили скейтпарк для молодежи. На протяжении последних лет на Эльбе организовывали различные социальные и культурные акции, в том числе Food Not Bombs (раздача бесплатной пищи для нуждающихся). Часть продуктов сквоттеры покупают за свой счет, часть овощей и фруктов получают от фермеров на рынках и ярмарках, из числа той продукции, что не распродалась. Излишки еды им отдают дружеские кафе.

По статистике самих сквоттеров от момента основания Эльбу посетило около 200 тыс. человек. Они приходили на велосипедные пикники, полазить по стене для скалолазания, а также посетить концерты альтернативной сцены, которых только за последние три года состоялось более 800.

Сквоттеры организовали либо поддерживали сотни демонстраций за права и свободы в области экологии, феминизма, местного самоуправления. В декабре прошлого года это именно они вторглись в закрытый и ликвидированный молочный бар в центре Варшавы, просуществовавший более 60 лет. Они принесли с собой собственные плитки, газовые баллоны, кастрюли и тарелки. Начали готовить пироги, вареники и блины. И раздавали их бесплатно. Акция длилась несколько часов до прибытия чиновников и полиции. Но именно благодаря этой акции с районными властями была достигнута договоренность о проведении тендера и открытии в данном помещении дешевой столовой, а не банка.

Два года тому назад после трагичной смерти нигерийца Максвелла Итои, которого застрелил полицейский на Стадионе Десятилетия создали движение Солидарность с Максом. Помогают его вдове - Монике Пацак-Итои. – Я не знаю, откуда они взялись, просто пришли ко мне, – говорит Моника. – От районных властей я получила социальное жилье – комнату без ванны, а у меня двое маленьких детей. Сквоттеры делают мне ремонт и ванную комнату. Я на них могу рассчитывать больше чем на чиновников.

На протяжении последних лет, как рассказывают жители Эльбы, собственник территории, фирма Стона Энсо (целлюлозно-бумажная промышленность), терпел их присутствие. Однако недавно он сдал недвижимость в аренду другой фирме, которая решила очистить территорию и заодно выгнать её диких обитателей. Об этом их никто не уведомил.

- Вся Польша бушует на тему того, что мы посягнули на чью-то собственность, а это священное понятие в представлении поляков особенно после многих лет коллективизма. Но в целом-то это не так – продолжает Войтек Лукашевски, 28 лет, человек, связанный с Эльбой от самого основания сквота. У него есть профессия – он промышленный альпинист. – Мы заняли территорию без разрешения. Собственник вероятно не особо радовался нашему присутствию, однако он вступил с нами в диалог. Мы знали о его планах снести строения. От нас не было никаких проблем, мы как бы сами в этом не заинтересованы. Когда фирма Стора Энсо выехала с Эльблонской улицы, здание полгода пустовало. Мы заняли его только тогда, когда увидели, что тут шляются только вандалы. Начали уборку, ремонт. Тут был только мусор и разбитое оборудование.

Сквоттеры твердят, что представители собственника несколько раз приезжали в сквот. Им понравилось. Мы тоже были в офисе фирмы в Остроленке, – рассказывает Войтек.

Однако пресс-секретарь компании Стора Энсо говорит, что они хотели избавится от непрошеных гостей. В 2006 и 2009 годах писали заявление в полицию. Дело так и не открыли, поскольку на территории никого не было. Также сквоттеров обвиняли в том, что они крадут электроэнергию. – Ничего мы не крали! – возмущается Войтек. – У нас есть электрогенераторы. А вода у нас из артезианской скважины.

Некоторые жилые комнаты зимой необходимо отапливать печами. В кофейне в печах, подключенных к газовым баллонам, жители сквота выпекают хлеб. Тут есть фришоп, это такой бесплатный магазин. Из него можно взять любую вещь: книгу, кассету, лыжные ботинки, или отдать что-то ненужное. В Эльбе почти все сделано из переработанных материалов.

- Тут может жить каждый, кто хочет и готов действовать. Ну вот есть работа, например, нужно убрать фришоп, кто хочет – говорит об этом, - рассказывает Войтек. – Мы создали коллектив. Раз в неделю принимаем решения. Стараемся все делать на основе консенсуса, не голосуем, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Нам помогает очень много сторонних людей.

- Меня никогда не притягивали стеклянные башни, модная одежда и торговые центры. Предпочитаю эстетику DIY, do it yourself, или сделай это сам, - говорит Габи, 25 лет, который так и не стал биологом. Он живет в вагоне на территории Эльбы. Помогает с организацией концертов, сваривает велосипеды. Работает время от времени, проводит семинары с молодежью. – Я хочу большую часть своих потребностей решать без денег. Люди могут только жаловаться, что то или это дорого, например горячая вода. Но когда нужно самому эту воду принести и нагреть, понимаешь её реальную стоимость. Я ничего не выращиваю, у меня не получается, но еду я получаю, например, с мусорки. К сожалению, большинство супермаркетов позакрывало свои мусорки, потому что если кто-то что-то находит, он тогда уже это не купит. А так продукт теряется, и это увеличивает ВНП. Такова уж логика рынка – чем более богата страна, тем больше богатства просто тратится впустую. Для меня это не развитие, а путь назад.

Раньше Габи снимал квартиру в Варшаве. – Родители, наверное, не об этом мечтали, но они уважают мой выбор, хотя немного расстраиваются. Иногда приходят сюда. Теперь думаю поселится в автобусе. Буду ездить по Европе и помогать людям основывать новые сквоты. Так уж повелось: есть просто люди, которые в теме, и они помогают другим людям.

- Меня родители отправили учиться в престижный лицей. Однако далее я им уже не позволила себя никуда отсылать, - говорит Кася, 25 лет, маленькая блондинка в толстовке. – Родители уже, наверное, смирились с моим образом жизни.

Кася получила профессию археолога и продолжила свое обучение. Периодически работает в магазине. В коллективе Эльбы она уже много лет: - Я не такой радикал как Габи, который раз от раза пришивает новые подошвы к своим старым ботинкам. Я просто покупаю новые. Сегодня на мне кеды, сшитые в Китае, в этом есть некоторое лицемерие.

В ту самую пятницу атмосферы вокруг Эльбы подогрела мэр Варшавы Хана Гронкевич-Вальц, которая дала следующий комментарий по телевиденью, что вторжение полиции было осуществлено для блага самих же сквоттеров, которые "выпьют, закурят сигарету и устроят пожар". Анархистам она предложила переместиться в жилье для бездомных. Уже через два дня смиксованный под музыку комментарий пани мэра кружил по Интернету. В настоящий момент в прокуратуру поданы письменные жалобы на действия полиции. Сквоттеры организовали акцию в одной из социальных гостиниц для бездомных. А Интернет-страницу фирмы Скжеч взломали хакеры: разместили там маску Анонимуса и анархофлаг.

На вроцлавском виадуке завис транспарант: "Гронкевич-Вальц уходит, Эльба остается". В центре Хельсинки (у Стора Энсо там офис) прошла демонстрация солидарности с варшавскими сквоттерами. Граффити в поддержку защиты Эльбы появились на сквоте в Осло. Статью разместил у себя анархо-панк ресурс из Южной Америки.

- В слогане "Эльба остается" речь идет не о стенах, а о людях, которые организуют движение, - говорит Войтек. – Это не конфликт между нами и Стора Энсо, только между городом Варшава и его жителями, которые не хотят политики, основанной только на прибыли. И в пятницу мы увидели, что таких людей много. Несколько сотен человек пришли, чтобы нас поддержать.. Их не испугали угрозы полиции, они были готовы к последствиям, - говорит Войтек. – Я не жалею о своем выборе, - убеждает он. – Не нужно проводить на работе по 18 часов ежедневно, чтобы заработать на технические новинки. Можно и меньше работать, иметь более скромные потребности, а время посвящать просто жизни...себе.

- Есть группа людей, которых не устраивает потребительский подход к жизни. Которым не запихнешь в глотку все эти ТЦ. Как-то даже неловко, что все это нужно объяснять нашему мэру – продолжает Лукаш, археолог. – Нам никто не может указывать, как нам жить. Мы сами отлично знаем, мы это показали это на примере Эльбы.

Пресс-секретарь мэра Варшавы позже убеждал, что культурная жизнь Эльбы очень интересна. Он сам видел "эффектное" выступление фаерщиков. – Думаем, как город мог бы помочь. Официальная регистрация в качестве объединения облегчила бы подачу заявки на помещение, - советовал он.

Сквоттеры вздыхают. – Это утрата независимости. Город выделяет средства, а мы не будем его критиковать, потому что в следующий раз средств просто не выделят, так?

- Не нужны нам их деньги, черт с ними. Попробуем организоваться как-то без них, – негодует Радзё.

- Нас бюрократия убьёт, - добавляет Лукаш. – Заполнять анкету? Таскаться в администрацию? Если мы что-то хотим делать, мы просто это делаем. К тому же делаем то, что вообще по идее должен делать сам город.

Например, в одном из парков мы поставили столы и стулья для игры в шашки и шахматы. Мы сделали их из подручных средств, чтобы разнообразить жизнь старикам. Поставили в городе несколько стоянок для велосипедов. – Если бы мы пошли решать этот вопрос со всеми нужными бумагами, печатями, разрешениями, сколько согласований потребовалось бы? – смеется Роберт.

Радзё, аспирант: - Я не левый и не правый. Мои взгляды базируются на толерантности, уважении к другому человеку, я принимаю тот факт, что все мы разные. Я поляк и космополит. Когда я уеду отсюда, буду скучать по этим людям с Эльбы, по этой нашей ненормальности.

Кася: - Большинство из нас анархисты. Почти никто здесь не ходит на выборы.

Войтек: - Если бы кто-то назвал меня новым левым, леваком, я плюнул бы ему в лицо. Я не отношу себя к какому-то движению, партии. Почему называем себя Коллектив Эльба? Рассматривали вариант Розовые Миши, но вот оставили вариант Коллектив.

Как Коллектив понимает собственность?

Лукаш говорит, что не хотел бы, что бы кто-то ломал его вещи. – Но мы на Эльбе делаем по-другому – оживили заброшенную территорию, отдали её людям.

Радзё размышляет над вопросом, можно ли вообще говорить о собственности, когда кто-то что-то отнимает. Он, например, не взял бы велосипед, который привязан к забору. Потому что это кража. Но вот если старый велосипед стоит на помойке, а он еще пригодится, то почему бы им и не попользоваться? – Ладно еще, если говорим о собственности конкретного человека. Но владельцем нашей территории является какая-то корпорация, нечто неодушевленное. Если к тому же это «что-то» бросает здание, то не понимаю, как, проживая там, я нарушаю его право собственности. Тем более, что ничего не разрушаю и не краду. Рано или поздно придется съезжать. Но ведь не вот так вот вдруг. Они относятся к нам как к мусору. Подходящим словом тут будет – нас просто вынесли.

А если бы у вас было собственное жилище?

Роберт: - Продал бы. Отремонтировал бы свой барак, купил бы солнечных батарей на весь сквот и не нужно было бы топливо для генераторов. Тут я живу, как хочу, с голоду не помру, тут каждый заботится друг о друге. Мне хватит 500 злотых в месяц.

Радзё: - У нас уже был опыт, когда у людей были свои квартиры, но они их кому-то сдавали и жили тут.

За восемь лет существования Эльбы тут жило более 40 человек. Радзё рассказывает, что наиболее часто у кого-то просто появляется семья и тогда человек съезжает со сквота, иначе органы опеки сразу же отобрали бы детей.

- Я хотел бы детей, – говорит Габи. – И проблема тут не в отсутствии электричества и воды, раньше абсолютно все как-то нормально без этого жили. Но в Польше очень легко лишится родительских прав по разным поводам.

Что у вас самое ценное?

Лукаш: - Инструменты и виниловые пластинки.

Роберт: - Мой дом, он же вагон. На Allegro (польский аналог ebay) было объявление: "Отдам вагон". Взял, отремонтировал, починил крышу, пристроил небольшую кухню. Мне хватает этих 12 метров. А стирать я хожу к сестре.

Радзё: - Несколько велосипедов.

Акцию обороны Эльбы снимал Цезар Цишевски, режиссер «Городов в коме», проекта независимых режиссеров-документалистов, которые увековечивают действительность посредством объективов своих телефонов. Фильм можно посмотреть в сети.

- Мы недавно составляли «Карту независимой культуры Польши», приехали представители сквотов и коммун от Люблина до Кракова, – рассказывает он. – Варшава, один из городов, в котором наличие независимой культуры чувствуется наиболее слабо. Тут её всячески прижимают и забивают – не хватает денег на аренду, пошел вон! А для развития независимой культуры нужно спокойствие, наличие некоммерческих площадей. В Варшаве независимая культура неразрывно связана с модными пространствами клубов, здесь нельзя заниматься творчеством отдельно от бизнеса. Когда в 2002 начинал снимать фильм об уже несуществующем сквоте Foksal 13, в том месте было много альтернативных порой радикальных объединений. Потом везде понаставили камер. Качиньский увеличил штат полицейских на 7 тысяч человек. И люди то ли попрятались, поуходили или их повылавливали. Живем во времена ментального террора. Тебя не должны раздражать те, у кого дела идут лучше. На демонстрации в Эльбе важной была фраза: "Полиция охраняет богатых от бедных".

При защите сквота также был замечен Мило Куртис, музыкант, лидер Naxos Quintet. – Когда я оказался в Эльбе, напомнило мне все это времена Христиании в Копенгагене, хипповские коммуны в Калифорнии, в Новой Мексике, где я сам жил. – Эльба это доказательство, что идея хиппи никогда не умрет. Чиновники не в состоянии понять этот феномен, - добавляет он. – Они охотно позовут на городские мероприятия мою любимую певицу Марылю Родович, потому что уже на протяжении 40 лет ясно понимают, кто это. Но в жизни не пригласили бы никого с Эльбы, потому что ничего о них не знают и скорее всего и не хотят знать. Стыдно. В Варшаве остаются только жилые дома и банки. Важна только прибыль. Не понимаю: ну есть у кого-то миллиард, ну зачем ему второй?! Кроме того, может и этот первый миллиард не так уж нужен?

Лукаш: - Знаю, что нас воспринимают как бунтующую молодежь. Это выгодно, так все наши идеи смотрятся как-то банальней. "У молодежи есть свои права, к старости перебесятся". Мне 35 лет. У меня это не прошло после 20-ти, ну и ощущение,что уже не пройдет.

После вмешательства вице-спикера Сейма Ванды Новицкой фирма Стора Энсо согласилась дать обитателям сквота неделю на выезд. Срок уже прошел, а переговоры все еще идут. В прошлую пятницу в защиту Эльбы и против политики города, базирующейся на прибыли, на улицы Варшавы вышло около 2 тысяч человек.

Источник. 

Перевод - keltea.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости