Для многих немецких автономов сквоты — это уже вчерашний день. Они селятся в вагенбургах— городках из строительных вагончиков, возникающих тут и там на пустырях, городских площадях и вообще в любых свободных и клевых местах страны.
Представьте себе — выходите вы утром на улицу, и видите на пустыре перед своим домом, между старыми гаражами и трансформаторной будкой, несколько строительных вогончиков. Но они не похожи на обычные, в которых живут строители или солдаты. В окнах — цветные стекла, на стенках — красочные граффити, а на одном из вагонов висит огромный плакат: "Мы — первый московский вагенбург'". Представляете? Не очень? Да, в Москве ничего подобного пока нет. Зато есть в Германии.
Вагенбурги — идея и реализация
Идея вагенбургов — это прежде всего идея коммуны. Вагенбург (Wagsnburg) — это так называемый "жилищный проект" (Wohn-ensproekt). To есть проект, основная идея которого — альтернативное устройство дома, быта и вообще совместной жизни группы людей. В нашей стране проекты, которые ставили основной своей целью просто совместную жизнь, хронически не выживали. Сообщества, у которых, помимо этой, была еще какая-то идея, смогли просуществовать несколько дольше. Обычно это была идея совместного художественного творчества. Но и их счастливая лодка разбивалась о быт. Насколько я знаю, два года можно считать чуть ли ни рекордом Гиннеса.
Счастливой идее, выгнавшей юных и не очень немцев из домов и загнавшей в строительные вагоны, уже больше десяти лет. И очень часто эта идея — именно совместная жизнь.
Прямыми предшественниками вагенбургов, несомненно, являются сквоты. Не все из них, конечно, имеют в наличии вообще какую-либо идею, но некоторые все-же называют себя коммунами. В основе же вагенбургов лежит не только и не столько способ решения квартирного вопроса, а чисто анархическая идея независимости не только от места прописки, но и от какого-либо места вообще. "Государство не должно за меня решать, где мне жить! Я могу выбрать любое место, которое мне понравится и где поместится мой вагон вместе с вагонами моих друзей".
Но, конечно же, немецкое государство не всегда соглашается мириться с отстранением себя от своих прямых обязанностей, и тогда в вагонный городок является полиция и требует "очистить помещение". И они прицепляют свои вагончики к тракторам и везут их в другое, заранее подмеченное место. Удачным вариантом бывает договориться с неким владельцем частной территории о возможности расположиться на ней. Вагенбурги существуют сейчас практически во всех крупных городах объединившейся Германии, а также в огромном количестве мелких и в вообще никому не известных точках, не обозначенных на карте. Как же они живут?
Присутствуют все основные атрибуты коммуны — совместный быт, совместный досуг, полное и абсолютное равенство всех участников. Совместный быт — это прежде всего общая касса. Существует обычно две кассы — кухонная и отдельно для всех остальных нужд. Все совместно вычисляют, сколько денег должен вносить туда ежедневно каждый для того, чтобы сообщество могло продолжать свое счастливое и, по возможности, не очень голодное существование. Касса представляет из себя банку, банка для кухонных денег ставится на столе на кухне (в кухонном вагоне). И все. И никто ни за кем не следит. Сколько ты туда положил, когда, почему? Не взял ли чего оттуда? А ведь на кухне всегда бывает еще и огромное количество гостей, многих из которых хозяева видят в первый и последний раз. Но и они оттуда ничего не берут, а только кладут. Это как бы само собой, так же как и то, что все участники такого проекта имеют какую-либо статью доходов. Нет, вовсе не потому, что иначе тебя оставят без еды, но ведь в таком случае за тебя будут платить другие. А это некорректно. Настолько, представьте себе, некорректно, что так никто не поступает.
Не осталась без внимания и проблема совместного досуга. Party по поводу дней рождений, а иногда и просто без повода, много музыки, факела и бенгальские огни. Практически в каждом вагенбурге вечером открывается собственный маленький бар, в котором все желающие могут купить пиво, чипсы и прочую подобную ерунду по закупочной (причем оптовой) цене.
Сделай сам
Вагон — это обычный деревянный строительный вагончик на четырех колесах. Он подлежит как минимум — капитальному утеплению, как максимум — полной перестройке. Капитальное утепление — вещь совершенно необходимая, так как лето имеет особенность сменяться осенью, а потом и зимой. Кстати, одной из причин отсутствия вагенбургов в России немецкие вагонные жители считают русские морозы. Средняя зимняя температура в Германии — 10-12, и -25 для любого немца бедствие, сравнимое с наступлением ледникового периода.
Но в большинстве случаев вагоны не только утепляются, но и практически полностью перестраиваются. У них появляются вторые этажи, мансарды, окна причудливой формы, а у одного на крыше обнаружилась даже лужайка из настоящей зеленой травки.
Внутри вагоны напоминают обыкновенные наши с вами комнаты в однокомнатных квартирах — не очень много места, но вполне достаточно для жизни одного или двух человек. Кровать (обычно очень широкая), стол, книжные полки, гитара, барабаны. Ну, сами понимаете, это напрямую зависит от вкусов и увлечений хозяев. Интерьер отличается авангардной экзотичностью. На стенах, окнах и потолке можно встретить самые неожиданные предметы. Электричества в вагончиках нет и это вовсе не от лени, это — принцип, связанный с экологическим мировоззрением. Электроэнергия является обычно результатом деятельности атомных станций, а это вагенбуржцев совершенно не устраивает. Они предпочитают жить при свечах. Для приготовления пищи используется газ или костер, там, где есть возможность его развести. Плитка, а также весь остальной кухонный инвентарь находятся обычно в общем кухонном вагончике. Большинство вагонных жителей — веганцы. Это такие вегетарианцы, которые не едят не только мясо, но также яйца, молоко, сыр и даже рыбу. То есть абсолютно все, что как-либо связано с животным миром.
Paradies Bolten—Hagen
Вагенбурги можно разделить на два типа: временные и те, которые уже нашли себе постоянное место. Один из таких, существующий уже около трех лет (совсем недавно, как говорят его обитатели), и собирающийся оставаться там и далее — это вагенбург прямо на берегу Балтийского моря, в трех километрах от маленького курортного городка Болтен-Хагена. Помимо примерно 15 вагонов эта коммуна имеет в собственности еще и очень большой дом. В былые времена совсем рядом с этим местом проходила граница между Германиями и этот дом, так же как и несколько вышек, принадлежал людям, бдительно эти границу охранявшим. Теперь границы нет, люди куда-то ушли, а дом, вышки и само это место оказались никому не нужны.
К великой радости вагенбуржцев, которые, обсудив этот вопрос с местными властями и не встретив никаких препятствий, поставили здесь свои вагоны, в доме устроили кухню, холл и очень уютные комнатки для гостей. С вышки открывается потрясающий вид на море и там тоже есть маленькая комнатка, в которой так чудесно проводить теплые летние ночи. Черное небо вокруг, яркие звезды и где-то внизу, под ногами, шум деревьев и прибоя. Болтен-Хагенский вагенбург — это художественный проект. Выставки, перформансы, театральные представления и концерты, которые рождаются здесь, в райском уголке на берегу моря, можно увидеть потом в различных городах Германии. Вообще, здесь уделяют много внимания "культуре вагенбургов". Практически каждый месяц в одном из них проходит "день города". Съезжаются гости из других вагонных городков и начинается веселый праздник, который длится три-четыре дня, и запоминается надолго.
Не в деньгах счастье
Сами жители домов на колесах считают, что вагенбурги — это уже вполне сложившееся культурное и социальное явление. Они, несомненно, воспринимают себя единым целым, помогают друг другу в "захвате" новых мест и обустройстве на них, а в мирное время постоянно ездят друг к другу в гости, обмениваются опытом и новыми, идеями, да и просто так, ведь что может быть интересней, чем новые друзья, чей образ жизни и взгляд на мир совпадает с твоим.
Кто они? В основном молодые люди и девушки 17-30 лет. Не стоит считать их бездельниками, вся жизнь которых проходит в праздниках, концертах и разъездах. Жизнь в вагоне — это вам не жизнь в теплой, сухой и благоустроенной квартире. Очень много времени здесь уходит на работу по хозяйству и кухне, на благоустройство и утепление вагонов, ремонт машин. Многие, как было сказано выше, работают. Германия немного отличается от России, и там, владея прикладной специальностью, достаточно работать 3-4 месяца в году, чтобы все остальное время жить на эти деньги. Достаточно, конечно, тоже не каждому, все зависит от того, как к этим деньгам относиться и на что их тратить.
Если огромная часть денег нормальных немецких бюргеров уходит на плату за дом или многокомнатную квартиру, на покупку автомобиля каждому члену семьи или оплату безумно дорогого в Германии транспорта, то здесь отсутствует проблема оплаты коммунальных платежей, машины покупаются подержанные, а самый популярный вид транспорта, несомненно, автостоп. Жители вагенбургов не считают, что они в чем-то себя ограничивают. Просто у них другие интересы и другие потребности. К тому же много удается сэкономить за счет общей кассы и оптовой закупки продуктов. Здесь можно встретить также студентов и некоторое количество безработных, временно живущих на социальную помощь.
"Лучше быть активным сегодня, чем радиоактивным завтра!"
Практически все вагенбуржцы считают себя автономами. Точно объяснить это понятие довольно трудно. Зато можно перечислить обязательные признаки автонома. Автоном безусловно причисляет себя к левой части политического спектра. Он или анархист, или просто точно неопределившийся "левак", который ненавидит фашизм и вообще любые формы насилия (но вполне может оказать реальное сопротивление — такое часто случается на демонстрациях или при встрече с фашистами в городе), он экологист, активно участвующий в радикальных акциях, противник атомной энергии, вегетарианец или даже вега-нец, он ненавидит расизм и поддерживает национально-освободительную борьбу народов третьего мира (в последнее время особенно популярны курды и мексиканские партизаны-са-патисты).
Среди автономов, как женского, так и мужского пола, очень сильны феминистские идеи. Автономам чужды буржуазные ценности. Само слово "автоном" происходит от понятия автономности, самостоятельности, независимости. Самостоятельности и независимости во всем — в образе жизни, образе мыслей, образе восприятия мира. Автономы широко распространены по всей Германии, живут в сквотах и вагенбургах. Насчитывается их (держитесь за стул, русские радикалы!) несколько десятков тысяч человек.
Двадцатипятилетней Дагмар из Бремена:
"Вагонное движение — это довольно-таки новая форма сопротивления. Ее начало относится к 80-м годам. В Германии более ста таких вагонных городков и только в Берлине в вагонах живут более 800 человек. С каждым годом их становится все больше. Цель вагенбургов аналогична цели сквотов — стать живым примером того, как можно сделать свои мечты реальностью, самостоятельно творить пространство своей жизни, работы и деятельности, развитие субкультуры.
Ежедневно происходят тысячи интересных событий. Каждый день — это новые открытия, новый жизненный опыт. Для меня такая форма жизни особенно интересна и потому, что именно так можно жить рядом с очень многими людьми (вагенбурги насчитывают от10 до 200 человек), и потому, что существует постоянное общение с природой. Кроме того, ты можешь выбирать между разными вагонными городками. В последние годы появились также караваны, которые путешествуют от одного вагенбурга к другому. Все это доставляет мне кучу приятных эмоций, а также показывает "нормальному населению", что можно жить и по-другому".
Жить своей жизнью
Не надо забывать, что вагенбург — это прежде всего "жилищный проект". Так почему все же проекты с подобной идеей в Германии выживают и, скажу вам как очевидец, прекрасно живут и цветут всеми цветами радуги, а у нас вянут за год-другой? Не потому ли, что они каким-то чудесным образом умудрились врубиться, что такое для них это самое "собственное жизненное пространство" и чем оно отличается от других, чужих пространств. Они действительно нашли его, это пространство, в котором люди живут вместе и не устают друг от друга, никто не пытается пожить за чужой счет, а банка с деньгами не пропадает из кухни, личные амбиции не удовлетворяются за счет других, а все вопросы действительно решаются сообща, нет потребности искать крайних или выбирать главных.
Вы скажете — фигня это все, так и должно быть само собой, это не самый главный вопрос. Да, не самый главный, когда он уже решен, когда найдено такое пространство и встретились люди, для которых уже действительно нет этих вопросов, а соответственно не возникает таких проблем, и можно заниматься осуществлением тех проектов, которые в кайф тебе и твоим друзьям: анархизмом, экологией, искусством, организацией выставок и фестивалей, акций, лагерей протеста. То есть жить той жизнью, которая тебе действительно нравится. Которую можно создать самому, например, уйдя из тесной квартиры-клетки, от мрачных соседей и занятых своими проблемами приятелей в коммуну на колесах. Они такой мир создали. И в этом мире удивительно чистый воздух и над ним каждое утро встает солнце.
Алиса Никулина
Впервые опубликовано в газете экоанархистского движения "Хранители Радуги" в середине 90-х годов 20 века.
Добавить комментарий