Позволю себе большую цитату в самом начале статьи. Так не принято, но я процитирую. Это слова Михаила Бакунина о России второй половины XIX века:
"Созерцаемое с точки зрения земного,т.е.реального, а не фиктивного существования, огромное большинство людей представляет зрелище такого унижения, такой бедности воли и ума, что надо обладать действительно большой способностью к самообману, чтобы отыскать в них бессмертную душу и проблеск свободной воли.
Они являют себя нам существами, всецело и фатально обусловленными:обусловленными прежде всего внешней природой, характером почвы и всеми материальными условиями своего существования, обусловленными бесчисленными отношениями политическими, религиозными и социальными, обусловленными обычаями, привычками, законами, целым миром предрассудков и мыслей, медленно скормленных предыдущими веками, и которые они получают, рождаясь среди общества, коего они никогда не являются творцами, но, напротив того, сперва произведениями, а потом инструментами.
На тысячу людей можно найти разве одного, о котором можно бы сказать, с точки зрения относительной, а не абсолютной, что он желает и думает сам от себя. Огромное большинство человеческих индивидуумов, не только среди невежественных масс, но и среди цивилизованных и привилегированных классов, желают и думают только то, что свет вокруг них желает и думает; они полагают, конечно, что желают и мыслят сами по себе, но действительно они лишь рабски, рутинёрски, с совершенно незначительными и ничтожными изменениями, повторяют мысли и желания других. Это рабство, эта рутина, неисчерпаемые источники общих мест, это отсутствие бунта в воле и это отсутствие инициативы в мысли индивидуумов являются главными причинами приводящей в отчаяние медленности исторического развития человечества".
(М.Бакунин "Бог и государство").
Эти слова написаны давно, но делая скидку на давность и на прошедшие с тех пор исторические события, к сожалению, хотя бы частью относятся и к сегодняшнему дню. Современное общество потребления, и российское тоже, пытается уничтожить индивидуальность и саму сущность человеческой личности, превращает человека в подобие робота, созданного для выполнения строго определённых функций, в винтик, в маленькую деталь системы, которую всегда можно отправить в утиль, по мере потери ею необходимой капиталистическому государству работоспособности. Современное государство и общество отрицают саму идею труда творческого, но неизменно и во всё больших размерах нуждаются в труде механическом, в труде неразмышляющем.
Нужно работать, в меру потреблять, а потом отойти в мир иной, предоставив потомкам сомнительную радость крутиться в том же колесе. И как говорится, не дай тебе бог выйти из этого замкнутого круга, вдруг начать мыслить не по предписанному шаблону, а самостоятельно, начать действовать в направлении, не устраивающем власть предержащих, не устраивающем консервативную часть общества. Тогда ты немедленно будешь считаться и государством и той частью общества, которую вполне всё устраивает- или опасным чудаком, или экстремистом, атеистом, или антинациональным элементом, агентом госдепа, или сумасшедшим, извращенцем, злостным сектантом, нигилистом-разрушителем...или всем сразу.
Тот кто недоволен существующим положением вещей, недоволен монстром-государством, кто вообще отрицает государство, капиталистическую систему, куцую конституцию, конституцию вообще, тот непременно (с точки зрения и армии чиновников, властей различнного уровня, с точки зрения торгашей, озабоченных только собственной прибылью, попов, почуявших, что пошла их масть и тянущих свои лапы везде и всюду, с точки зрения обывателей) является врагом, которого надо выявить и по возможности изолировать от общества, является врагом, который должен быть дискредитирован в глазах "простых" людей в первую очередь.
Государство способно воспринимать только свою, "единственно правильную", точку зрения на любой мало-мальски значимый общественный вопрос, и эту точку зрения автоматически должны разделять с ним все. Еретики же, естественно, не нужны - они только всё портят и мешают спокойно жить остальным "нормальным" людям. Еретики сомневаются в полезности и необходимости патриотизма, например. Они сомневаются в праве РПЦ на вмешательство в дела общества, и (о,ужас!) в необходимости церкви как таковой вообще.
Российское государство, превращающееся всё больше и больше в государство откровенно реакционное и профашистское, не хочет и не может терпеть таких еретиков. Оно уже не может терпеть даже мирные демонстрации и митинги, не способно выносить свободное слово, его выводят из себя любые поползновения на неподчинение и неповиновение.
Только вот об одном власти забывают, увлечённые своей лихорадочно-репрессивной "деятельностью". Они забывают о том, что и народу рано или поздно надоест терпеть прессинг властей, его несправедливую социальную политику, его вмешательство во все общественные дела, его полицейскую регламентацию всего и вся. Они забывают о революционном прошлом и о революционных традициях нашего народа.
Власти как-то упускают из вида то, что наш народ вовсе не глуп на самом деле, а скорее наоборот, и он совершенно ясно видит-кто есть кто на и что есть что. Власти забыли или делают вид, что забыли о том, что слово-свобода-не пустой звук для людей и, что сама идея свободного и справедливого общества, свободной и справедливой жизни-попрежнему живёт в народе, в трудящихся, в так называемых простых людях, как бы им не стремились задурманить голову идеологическими пустышками, экскурсами в имперское прошлое, культом барахла и потребительства, утешающими телесказками, религиозными мифами и прочей дрянью. Несмотря на всё идеологическое (и не только идеологическое) давление, которое оказывают на общество власть, практически слившаяся с властью православная церковь, официальные СМИ, консервативные элементы разных мастей, люди продолжают думать и делать свои выводы.
Dias
Добавить комментарий