15-ю неделю подряд протестующие в желтых жилетах выходят на улицы и дороги Франции, протестуя против неолиберальной политики "президента богатых" Макрона. Накал движения не спадает. 23 февраля на улицы протестовало не менее 113 тысяч (103 тысячи неделю назад). Власти по-прежнему игнорируют требования протестующих. В ожидании, пока людям надоест выходить на улицы, они сочетают полицейский террор со стратегией клеветы и дискредитации. Число участников систематически занижается (на сей раз официальные источники назвали цифру "всего" в 47 тысяч), а все стихийное движение протеста пытаются отождествить с проникшими в ряды демонстрантов неофашистами, и это несмотря на то, что многие ведущие активисты выступили с осуждением расистских и антисемитских выходок.
В Париже были запланированы 5 манифестаций, в том числе 3 митинга и 2 шествия ("Желтое цунами" и "Все на Елисейские поля - мы не сдадимся"). Марш "в красивые кварталы" начался в полдень на Елисейских полях - традиционном месте еженедельного протеста. В конце шествия, на подходе к эспланаде Трокадеро полиция применила бомбы со слезоточивым газом, пытаясь разогнать демонстрантов. В ответ полетели бутылки и другие предметы. Произошли столкновения; полицию потеснили. Не менее 28 человек были задержаны.
Город Клермон-Ферран был весь перекрыт и перегорожен в ожидании акций протеста. Торговые центры, парки и общественные здания закрыты, концерты и спектакли отменены. Демонстрация по городу проходила со свистками и криками "Кастанера - в кандалы, Макрона - за решетку" (Кастанер - министр внутренних дел макроновского режима), "Конец мира, конец месяца - одна борьба". К 15.30 большинство протестующих собрались на площади Жод, где были воздвигнуты баррикады из горящих урн. Начались стычки с полицией.
На торговой артерии города десятки "желтых жилетов" схватились с полицейским спецназом CRS, который открыл огонь резиновыми пулями. 9 демонстрантов были ранены, и 7 из них задержаны. Ранены и 2 полицейских. В ходе столкновений была разбита дюжина витрин банков и торговых заведений в центре города. К концу дня было задержано всего 33 человека, в том числе 16 оставлены под арестом.
В Бордо сама демонстрация проходила спокойно, но в конце произошли стычки. Во избежание столкновений организаторы сами перекрыли доступ на площадь Пюи-Берлан, где обычно происходят столкновения 5 человек были задержаны за то, что бросали в полицию различные предметы и имели при себе вещи, представлявшие опасность.
В Тулузе многотысячная демонстрация по городу продолжалась 3 часа в спокойной обстановке и завершилась на площади Капитолия перед мэрией. Участники вывесили огромный транспарант с надписью: "Все мобилизуемся против антисоциальной политики Макрона!". Полиция обстреляла протестующих гранатами со слезоточивым газом, и те отступили на прилегающие улицы. Полицейских забрасывали бутылками и "коктейлями Молотова". Стражи капиталистического порядка применяли слезоточивый газ и использовали вблизи центра города водомет. Затем демонстранты перегруппировались и с пением двинулись по бульварам, через клубы слезоточивого газа. Не менее 4 человек задержаны.
Утром в Тулузе около сотни протестующих снова блокировали подъезды к платформе складов "Амазон", прекратив все поставки. В листовках, которые они раздавали водителям, говорилось: "Амазон разрушает рабочие места и планету".
В Ренне прошла межрегиональная манифестация, на которую собрались люди со всей Бретани, Пэи-де-Луар и Туренни. "Макрона в отставку, Кастанера в тюрьму", - скандировали манифестанты. Демонстранты прошли к площади Республики. Власти пытались не допустить их в центр города. Между полицией и протестующими быстро вспыхнули столкновения; полицейские применили газ. В ходе протестов были разбиты витрины банков и фирм недвижимости; пылали подожженные урны. 7 полицейских и 4 демонстрантов получили ранения. Полиция задержала 26 человек, конфисковав оружие, ножи и свинцовые трубы. В Эпинале тысячи людей вышли на улицы. Протестующие ломали решетки префектуры и били витрины. Около 1000 "желтых жилетов" устроили массовый пикник у замка Шамбор, чтобы привлечь внимание к требованиям движения.
Андрей Демидов. Желтые жилеты: 15 акт, братство против высокомерия
Публикуем впечатления известного общественного активиста, сопредседателя профсоюза "Учитель", Андрея Демидова об пятнадцатом раунде противостояния французского государства и движения Желтых Жилетов в субботу 23 февраля 2019 года.
«Они же неадекватные, эти «желтые жилеты»». Девушка перед мной, по-московски растягивая гласные, недовольно морщится. Мы сидим в кафе на набережной Сены в центре Парижа с группой русскоязычных парижан и обсуждаем перспективы проведения через месяц большого некоммерческого мероприятия. Я вижу ее в первый раз и кроме имени не знаю ничего. Но легко могу реконструировать ее претензии к ЖЖ. «Надо работать, нечего митинговать». Таких ремарок полно на русских форумах во Франции. Да и в России тоже.
Львиная доля ЖЖ как раз много работает и выходит протестовать в свой законный выходной, но спорить нет желания и я просто вспоминаю как час назад проходил мимо этого кафе в демонстрации желтых жилетов…
Сегодня мы стартовали от Триумфальной арки. Яркое солнце создавало праздничную атмосферу, много лозунгов, часто - прямо на спинах, написаны маркером на желтых жилетах. Вот впереди идут два человека средних лет, очевидно муж и жена. На спине у одного написано «Что бы ни случилось, мы не покинем семью». Причем здесь семья – спрашиваю Карин. –Они так называют движение – отвечает она. Мы догоняем их и вступаем в разговор. Они из пригорода. Полчаса езды на машине. Упор делают на дух единства. Люди ощутили себя народом. Вышли из своих капсул повседневных проблем и увидели друг друга. «Сегодня мы остановились и подобрали человека, который шел в попутном направлении. Еще несколько месяцев назад мы так бы не сделали» - говорит мужчина. Он прав. В некотором смысле вся эта огромная толпа ощущает себя огромной семьей. Атмосфера единства завораживает.
Кроме привычных лозунгов за отставку Макрона и министра внутренних дел Кастанера скандируют: «Париж, вставай, восстань!». Все обсуждают недавнее выступление министра перед школьниками, где он якобы объявил, что вырывающие куски мяса и вышибающие глаза пластиковые пули совсем не вредны для здоровья. Вероятно, в этот момент он самый ненавидимый человек во Франции.
Кстати о школьниках. Утром в начальной точке сбора группы демонстрантов 18 округа мы встретили Кароль – миниатюрную шатенку с ярко-зелеными глазами. Она пришла вместе с мужем, ребенком и собакой. Во время раздачи листовок прохожим мы разговорились. Она работает учителем средней школы в одном из пригородов Парижа. Ее личная ситуация не так драматична, но ее совершенно не устраивает состояние системы образования. Впрочем, она признает, что школа лишь отражает проблемы, накопленные в обществе.
- «У нас очень много детей с неблагоприятной жизненной ситуацией. Я точно знаю, что в нашей школе есть дети, которые вынуждены ночевать в автомобиле. Что я могу требовать от них? Но социальный работник в нашей школе работает лишь полдня в неделю. Общество бросило этих людей, да и школу тоже»…
Огромная масса людей движется по центральным улицам города, меняя направление и описывая что-то вроде гигантского эллипса. Полиция не препятствует, лишь пытается перекрывать боковые улицы и жидкой шеренгой трусит по тротуарам, стремясь не отстать от демонстрантов. «Витрины от нас прикрывают» - веселятся протестующие. На улице Риволи посетители Лувра с изумлением взирают на текущую людскую массу из окон залов и сквозь решетки ворот внутреннего двора. Народ радостно их приветствует так же как любого, кто приветственно машет рукой из окна какого-то дома, мимо которого мы проходим.
Но не все так благодушны. «Буржуа, хватит жрать, пойдем с нами» - в упор кричит демонстрант сидящим по случаю теплого дня на веранде посетителям дорогого ресторана. Те, оторвавшись от тарелок, ошарашенно смотрят на огромную толпу, вмиг заполнившую улицу. Впрочем, демонстрант не настаивает и быстро покидает испуганных обывателей.
Много музыки. Люди несут с собой колонки, из которых несутся бодрые ритмы, помогающие быстрее двигать ногами. Парень идет с электрогитарой и на ходу наигрывает что-то духоподъемное. Вокруг многие пританцовывают. В это время, как говорят, группа ЖЖ пытается прорваться на сельхозвыставку, где президент Макрон демонстрирует стране имидж близкого к народу политика. Охрана спасает президента от общения с разъяренными избирателями. Образ «демократа» приживается с трудом.
Согласно последним доступным опросам наиболее очевидными качествами Макрона французы считают авторитаризм (78%) и высокомерие (arrogant) (76%). При этом 66% французов считают, что нет предпосылок к изменению стиля и метода президента в течение пятилетнего периода его нахождения у власти. Кроме того, в числе популярных претензий к Макрону - оторванность от повседневных реалий (51%) и политика в пользу самых богатых (47%).
Это мнение не изменилось и после начала «больших дебатов», которые по плану правительства должны быть закончены к 15 марта. Более того, по данным социологов, опросивших французов по темам, предлагаемым на дебатах, их результат может стать весьма неудобным для власти.
Так, пятерка наиболее популярных среди опрошенных тем выглядит следующим образом:
-
Понижение НДС для товаров первой необходимости
-
повышение налогов на интернет-гигантов
-
Сокращение количества депутатов и сенаторов на треть
-
Индексация пенсий по уровню инфляции
-
Восстановление налога на богатство (ISF)
Недалеко по популярности и другие идеи – ввести повышенный налог на топливо для яхт и личных самолетов, строить больше культурных и социальных центров для получателей социальной помощи, ужесточить требования к застройке, и помочь фермерам перейти к экологически чистым технологиям. При этом 58% французов не верят, что правительство примет во внимание результаты тех дебатов, которые само же инициировало. Так что если власти проигнорируют наиболее популярные требования, дебаты вместо разрядки ситуации, как планировали их инициаторы, станут катализатором нового витка кризиса.
Добавить комментарий