«Желтые жилеты» 18 акт: не сгорит так утонет

Более 230 тысяч человек человек вышли на улицы во Франции в 18-й день протеста движения противников неолиберальных реформ - "желтых жилетов". Комментаторы отмечают рост настроений возмущения и радикализма среди протестующих.  В Париже мишенью демонстрантов стали роскошные магазины и рестораны в центре города - символы кичливого и высокомерного богатства правящих классов.

Как сообщает британская газета "Гардиан", протестующие в масках громили заведения на Елисейских полях и вступали в уличные схватки с полицией, применявшей водометы, слезоточивый газ и резиновые пули (было мобилизовано 5000 полицейских и жандармов). Среди подвергшихся разгрому и подожженных заведений оказались мазазины "Хьюго Босс", "Нэспрессо" и шикарный ресторан "Лё Фуке", популярный среди французских богачей и политической элиты: здесь любили бывать или устраивать мероприятия президенты Миттеран и Саркози. Демонстранты строили горящие баррикады,  нападали на полицейских и полицейские машины. Около 240 человек арестованы. В Париже с утра закрылись 15 станций метро.

Накануне 18-го дня протеста завершился фарс с "национальными дебатами", которые организовал президент Макрон, чтобы сбить волну протестов. Как и следовало ожидать, эта разрекламированная акция ни к чему не привела: власти не собираются отказываться от своей антисоциальной политики. Макрон сократил свой отдых на уик-энд и срочно вернулся в Париж, выступив, как обычно, с привычными уже угрозами.

Хроника событий, согласно газете "Фигаро"

12.27: Приезжающие со всех концов Франции демонстранты собираются на вокзале Сен-Лазар и Северном вокзале и начинают двигаться в район площади Этуаль. Уже к 10.45 не менее 20 человек были арестованы.

12.56: В районе Елисейских полей и окрестностях растет напряженность. Вспыхивают короткие столкновения. Группа людей пытается соорудить баррикаду на проспекте Ош. Уже в 12.20 на Елисейских полях полиция пускает в ход водометы. Слышны звуки бьющихся витрин и взрывы гранат с газом.

13.04: Согласно данным полиции, в Париже намечены 8 демонстраций, в том числе 4 посвящены экологической тематике, 1 - против полицейского насилия. Марш "желтых жилетов" не был заранее объявлен.

13.13: Полиция применила слезоточивый газ на площади Терн в 17-м округе Парижа. Поблизости демонстранты в черном сооружают горящую баррикаду.  

13.23: Демонстранты в черном атакуют машины жандармерии на Елисейских полях и принуждают их покинуть зону. Полиция пытается отбиваться водометами. В столицу возвращаются сцены, которых не наблюдали с декабря. Площадь Этуаль становится театром уличных схваток.

13.36: Жандармы защищают Триумфальную арку, укрываясь за заграждениями. Их забрасывают различными предметами.

13.42: Жандармерия обращается к "желтым жилетам" с призывом отмежеваться от "погромщиков". Радикально настроенные демонстранты в масках по краям марша вступают в столкновения с полицией.

13.49: Тысячи протестующих на площади Этуаль. "Все презирают полицию", "Макрон, тебе конец, народ на улицах", - скандируют манифестанты. "Смутные требования, музыка, "желтые жилеты", ходящие взад и вперед по Елисейским полям с флагами, множество лозунгов ультралевых" - свидетельствуют журналисты.

14.08: Требования изменения политики в сфере климата смешиваются с лозунгами "желтых жилетов".

14.12: На Елисейских полях пылает баррикада. Антикапиталистические активисты, находящиеся среди "желтых жилетов", скандируют: "Макрон, х..., мы тебя отыщем!"

14.28: Протестующие в черном, закрывая лица капюшонами, бьют витрины банков и громят террасу "Драгстор пюблисис". Неподалеку атакованы магазины и бутики "Хьюго Босс", "Нэспрессо", "Лакост" и "Эрик Бомпар"

14.51: Разгромлен знаменитый ресторан "Лё Фукэ"

14.55: На проспекте Мак-Магона в 17 округе демонстранты в черном бьют полицейские машины.

15.12: Полицейский спецназ преграждает протестующим входы в бутик PSG и кинотеатр "Гомон" на Елисейских полях.

15.56: "Чрезвычайно серьезная" ситуация в нижней части Елисейских полей. Множество разгромленных заведений, подожжен газетный киоск. Поджоги, строительство баррикад. Молодежь из "Черного блока" нападает на магазины и полицейских спецназовцев.

16.34: На площади Этуаль демонстранты в черном и полиция противостоят друг другу лицом к лицу. Столкновения. Полиция применяет гранаты и газ. Площадь окутана дымом. Колонна людей  в черном направляются к Триумфальной арке.

17.07: В начале проспекта Марсо кипит сражение между подразделением спецназа с водометом и баррикадой протестующих. К Триумфальной арке на Этуаль стягиваются полицейские бронетранспортеры. Демонстранты используют брусчатку и стройматериалы для сооружения баррикад, для защиты от водометов применяются барьеры и деревянные панно.

18.34: Сражения на Елисейских полях продолжаются уже 5 часов подряд.

18.54: Ресторан "Ле Фукэ" подожжен. Всего в сотнях метров оттуда премьер-министр встречается со спецназовцами.

19.20: Протестующие разгромили шоколадный магазин Jeff de Bruges на Елисейских полях и раздали шоколад. Разгромлены и другие магазины, включая роскошный "Лоншан", частично подожженный. Разгромлен чайный салон "Лядюрэ", подожжена пивная "Леон". Пылают сваленные в груду стулья. "Полицейские полностью разбиты (...) Елисейские поля неузнаваемы"- заключает журналист.

19.32: На Елисейских полях пылают мотоциклы, строительная техника, журнальные киоски, урны, магазины... Пожарным приходится работать сразу во многих местах.

20.03: Разгромленный и сожженный "Ля Фукэ" охраняется полицейским спецназом. Вокруг спокойно, но ущерб значителен.

20.25: По данным префектуры полиции, на 18.30 были ранены 60 человек, в том числе 42 демонстранта, 17 полицейских и 1 пожарный.

21.05: Поступают данные о дне протеста в регионах.

В Дижоне столкновения вспыхнули в конце манифестации. Дойдя до места назначения, демонстранты стали забрасывать полицию различными предметами; та пустила газ; 4 человека арестованы.

В Бордо около вокзала разгромлен филиал "Сосьетэ женераль"; мебель и банкомат разбиты. К вечеру произошли столкновения с полицией, применившей газ и водометы для разгона демонстрантов на набережных Гаронны; протестующие отбивались, бросая бутылки. Демонстрация завершилась в 18.00.  В Тулузе тысячи "желтых жилетов" начали марш в 14.00. Примерно в 16.00 начались столкновения со спецназом, применившим слезоточивый газ. 7 человек арестованы.  По сообщениям "желтых жилетов", всего было проведено 174 акции с участием 230766 человек.

Известный общественный активист, сопредседатель профсоюза "Учитель", Андрей Демидов об 18 раунде противостояния французского государства и  движения Желтых Жилетов в субботу 16 марта  2019 года.

Прошедший в субботу 18-й акт анонсировался «желтыми жилетами» как большой сбор, приуроченный к окончанию объявленных Макроном «больших дебатов». Задумка – показать власти и обществу, что дебаты заканчиваются, а желтые жилеты остаются. Действительно, через четыре месяца мобилизации рассказы чиновников о том, что движение «демобилизуется» многими воспринимаются как анекдот, в духе «последнего китайского предупреждения». 

И не то что бы власть к этой большой мобилизации ЖЖ не готовилась. Представителей парижских ассоциаций, которые искали жилье для иногородних желтых жилетов, пригласили в комиссариат полиции, предупредили, чтобы значит без экстремизма… Полицию в Париже мобилизовали… На дорогах останавливали подозрительные автобусы и прочие транспортные средства и с пристрастием досматривали… Не помогло.

В погоне за эффектными жестами Макрон совершил промах, который ему еще припомнят. Накануне протестной субботы отправился с супругой в Пиренеи подышать свежим воздухом, помять ножкой снежок… Типа, все под контролем, можно расслабиться. Зря. В столице воздух в эту субботу был конечно не такой чистый как в горах, но события происходили настолько интересные, что президенту пришлось досрочно вернуться.

На субботу было назначено целых восемь протестных акций. Размахом выделяются три. С одной стороны, климатический марш, предыдущий был 8 декабря. С другой – марш солидарности, с требованием прекращения полицейского насилия. Организаторы специально подчеркивали - речь идет не только о раненых и погибших желтых жилетах, но и о тех, по отношению к кому насилие не воспринимается как громкий информационный повод. Мигранты, жители пригородов, политические активисты…Недавняя гибель двоих подростков в результате полицейской погони в Гренобле и последовавшие за этим беспорядки привлекли к этому событию дополнительное внимание.

Кроме этих двух согласованных мероприятий предполагалась акция желтых жилетов, которая не была согласована с властями. Возможно, поэтому полицейских сил просто физически не хватило. К тому же, как говорят, до 30% полицейских просто берут на этот день больничный, что очевидно является формой саботажа.

В 10 утра колонны манифестантов двинулись от нескольких парижских вокзалов к Елисейским полям. Мы шли в колонне от Северного вокзала. Настроения были относительно мирные, полиции не было видно. В толпе люди говорили, что много автобусов с людьми из провинции были задержаны на пунктах досмотра на дорогах. Из Лилля едут 300 человек. Около 120 человек планировали ехать только из районного центра в Лотарингии, что показывает масштаб мобилизации.

В 12 часов на площади собралось около 10 тысяч человек. В то время как в нашей части полей люди спокойно стояли или передвигались, в районе Триумфальной арки происходило какое-то быстрое движение. Стало видно, что под напором полиции люди начинают медленно пятиться назад в нашу сторону. Движение в другую сторону (в сторону президентского дворца) было также перекрыто полицией, так что уходить можно было только в боковые улицы. Но и они были перекрыты полицейским оцеплением. Ситуация мне напомнила 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве, где силы правопорядка по сути заперли протестующих на ограниченном пространстве, не давая никому уйти и методично их избивая. Подумалось, что для Макрона было бы соблазнительно проделать такую же операцию с ЖЖ, затем их же обвинив в провокации и экстремизме.

С группой демонстрантов, желающих уйти с густо загазованной площади, я подошел к полицейскому кордону. Нас не пропускали. Вал дерущихся тем временем приближался в нашу сторону. Сначала в полицейских полетели камни, почти задевая нас, затем на мостовой стали подпрыгивать пущенные через головы демонстрантов газовые гранаты. Воздух наполнился нестерпимо едким запахом газа. Женщины стали кричать, полицейские дрогнули и выпустили несколько человек, после чего опять сомкнули щиты. Я думаю, что такое поведение полиции стало одной из причин ожесточения протестующих. На Болотной площади многие демонстранты бросались на ОМОН от отчаяния, не имея возможности уйти и не желая пассивно терпеть избиения.

Как итог, большое количество раненых и задержанных, сожженные торговые заведения и киоски, машины. После относительно мирных демонстраций последних недель такой накал противостояния кажется стал для властей сюрпризом.

Поздно вечером Макрон опубликовал на своей странице в фейсбуке заявление, где объявил, что протестующие стремятся уничтожить республику, обвинил мирных демонстрантов в том, что они были заодно с погромщиками и несут с ними солидарную ответственность. Так же он анонсировал некие «жесткие меры» для того, чтобы не допустить повторения субботних событий.

Тем временем пресса смаковала подробности погромов и противопоставляла «погромщиков в желтых жилетах» и «мирных» экологов. В частности, подчеркивалось, что в сравнении с 6 тысячами ЖЖ на Елисейских полях, на акцию экологов собралось в 7 раз больше – 45 тысяч. Всего же полиция насчитала 14 тысяч протестующих по всей Франции, затем скорректировав свои оценки до 32 тысяч. Сами желтые жилеты говорят о более чем 200 тысячах протестантов по всей стране, с ними солидарен профсоюз полицейских «Полицейские в гневе». Полицейские, по слухам, крайне негативно восприняли распространившиеся в интернете фото Макрона с супругой на отдыхе. У полицейских есть ощущение, что власти сделали их заложниками ситуации – так на условиях анонимности говорят многие из них. Совсем недавно в Париже прошла демонстрация протеста полицейских. Несколько сот человек прошли по центру города, требуя освободить их от еженедельных сверхурочных.

Конечно Макрон и его правительство постараются выжать максимум из субботних погромов. Прежде всего, в ударном порядке будет принят «антипогромный» закон, позволяющий возлагать материальную ответственность за нанесенный во время демонстрации ущерб на любого задержанного протестанта, независимо от меры его личного участия в погроме. Вполне возможно, что уголовному преследованию будут подвергнуты не только задержанные в субботу (более 200 человек), но и те, кто призывал в интернете присоединиться к акции. Однако достаточны ли эти меры, чтобы дискредитировать и маргинализировать движение в глаза его умеренных участников и общества в целом? Представляется, что нет.

Прежде всего, потому что остаются без решения принципиальные проблемы, с которыми движение выходит вот уже 4 месяца на улицы. Согласно последним социологическим данным, среди тем, волнующих французов, с большим отрывом лидируют проблемы социальные: Повышение покупательной способности населения, налоги и сборы, пенсии, социальное неравенство, занятость, повышение госрасходов. Сказать и тем более сделать по этим темам что-то существенное Макрон не в состоянии. Как он уже заявил повышение налогового бремени для богатых недопустимо, а перекладывать средства из карманов бедных в карманы очень бедных больше уже нельзя. Эти возможности уже исчерпаны предыдущей серией уступок в виде сохранения топливного налога на прежнем уровне и отказа от повышения сборов с небогатых пенсионеров.

Состояние окружающей среды, и тема эмиграции, где можно делать жесты, не требующие серьезных вложений в опросах на 6 и 8 местах соответственно. Большого рейтинга на этом не сделаешь. Остается тянуть время и надеяться на полицейские водометы и «го…меты» подконтрольной прессы. Те же опросы впрочем показывают, что особых иллюзий по поводу главного козыря Макрона – «больших дебатов» граждане не испытывают, причем чем дальше, тем скепсиса даже больше. Согласно данным социологической службы Elabe, обнародованным как раз накануне субботы, 70% французов не верят, в то что «большие дебаты» позволят выйти из нынешнего политического и социального кризиса, а 63% не верят, что президент хоть как-то примет их результаты во внимание. С этими цифрами впрямую соотносится 60% уровень поддержки «желтых жилетов» в обществе, который не снижается несмотря на все усилия властей и прессы. Тупик, из которого власть не предлагает выхода, кроме бесконечных дебатов (говорят, объявлено, что «гранд-дебат» будут продлены еще на месяц) и косметических реформ.

Жилеты выход предлагают – силой заставить власть принять свои требования (прежде всего те самые, социальные) и в отсутствие реальной ненасильственной альтернативы аргументы пацифистов и внутри движения и вне его выглядят все слабее. Что касается актива движения, то очевидно, что за 4 месяца, он готов согласиться с любой мерой политически оправданного насилия. Включая нанесение материального ущерба собственности крупных кампаний и состоятельных граждан и физическое противостояние с полицией. Можно изобрести любую полицейскую статистику, но вот факты. Желтыми жилетами на данный момент объявляет себя 11% взрослых французов. Это те, кто либо выходит на акции, либо считает себя внутренне готовым выйти. Получается не меньше 5 миллионов человек.

Искусственным выглядит и противопоставление «желтых жилетов» участникам климатических акций. Если посмотреть на фотографии субботнего экологического митинга, то можно заметить, что часть участников как раз в желтых жилетах. Это либо умеренные жилеты, либо, что тоже вполне вероятно, экологи, желающие таким образом напомнить, что решение экологических проблем без решения проблем социальных невозможно. В любом случае, возможности сближения этих двух протестных потоков велики. А значит, вместо упования на полицейские щиты и дубинки (как выше показано не такие уж и надежные), властям следовало бы начать реальные популистские (не будем бояться этого слова) реформы. Но, видимо, так «не договаривались», да и высокомерие как главную характеристику нынешнего главы государства никто не отменял. Так что, 18-й акт – точно не последний.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4

Свободные новости