Анархия - это путь а не цель

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований в интересах каждого члена общества. 

 Но собственно анархизм и есть ответ на эти возражения. Ведь любые понятия,  как и вышеперечисленные, являются абстракциями, о значении которых люди договариваются между собой, или же - не договариваются. Огромные тома написаны на темы экономики, экономических формаций, классовой борьбы и т. д.  Обо всем этом спорили и ещё будут спорить по-видимому достаточно долго. 

Собственно скорее всего именно поэтому анархизм не имеет какой-либо общепринятой экономической теории, а проявляет себя в вопросах управления, вернее самоуправления, отвергая не только диктатуру, но и либерализм, как имитацию и подмену собой народовластия и демократии. 

 Лишь в вопросах управления есть более менее сложившейся консенсус о том что диктатура это плохо а демократия - хорошо. На основании этого консенсуса анархизм и выстраивает свою концепцию необходимости общественного развития. Анархисты радикально ставят управленческий вопрос о централизации и децентрализации именно как основной проблеме для современного общества. В этом суть проблем с анархической точки зрения. А если общество, добившись реального самоуправления решит сохранить рыночные отношения, частную собственность и эксплуатацию друг друга из каких-либо соображений, - то так тому очевидно и быть. Хотя трудно представить, что люди позволят себя произвольно эксплуатировать, не имея над собой ничьей власти. Несомненно, что самоуправляемое общество подчинит себе и крупную собственность и природные ресурсы. Но надо понимать что сегодняшняя экономика выстраивалась столетиями централизации и огосударствления. Необходим достаточно долгий период самоуправления для формирования экономической самодостаточности сообществ, или же, возможно, формирования какой-то совершенной другой формы экономических отношений, удовлетворяющих всех членов общества. Примеры, и далеко не исчерпывающие, недавно были представлены в материале от иркутских анархистов. Еще больше вариантов альтернативного экономического развития остаются малоизвестными и нереализованными из-за системного государственно-монополистического подавления. 

 Даже по марксистской теории капитализм должен сначала создать экономическую базу для реализации коммунизма. То есть развить технологии и производство. Общество же должно соответственно развивать отношения между людьми, в том числе производственные, на что и делает упор анархизм, являясь ответом на неразвитость общественных отношений. 

 В настоящее время либеральные институты: прямые выборы, разделение властей, партии - затормозили общественное развитие замаскировав диктатуру правящих групп. И именно анархизм раскрывает суть происходящего и решает вопрос развития отношений в обществе, в том числе производственных, путём самоуправления - делегированием снизу. 

Удивляет непонимание многих комментаторов того, что анархическое  самоуправление решит экономические вопросы наиболее оптимальным путём. Удивляют попытки заранее навязать необходимость того-то или иного, исходя из постулатов, выдвинутых сотню лет назад в совершенно других условиях. 

Вообще сама постановка вопроса о необходимости ликвидации капитализма и т. п. здесь и сейчас, со стороны сегодняшнего дня довольно авторитарна и абсолютно не анархична, потому что анархизм в том и заключается, что предоставляет возможность людям самим решать как им строить жизнь исходя из их конкретных условий - не допуская, чтобы при желаемых преобразованиях вместе с водой выплеснули и ребенка, по известной аналогии. 

 Таким образом анархизм гораздо лучше рассматривать как управленческое решение развивающие общество через самоуправление, а не постулирование абстрактных целей типа ликвидации капитализма, выраженных спорной и плохо понимаемой массами терминологией, которую необходимо согласовывать даже  для специалистов. 

 Формируя систему управления снизу, посредством делегатов, выполняющих решения делегирующих коллективов анархизм формирует обратную связь, которая устраняет противоречия в режиме реального времени, развивая общественные отношения в соответствии с развитием технологий, преодолевая таким образом экономический детерминизм марксизма, которым он определяет общественное развитие. Другими словами при анархизме человек, и общество в целом, начинают управлять экономикой, подчиняя ее своим, изменяющимся во времени потребностям. Таким образом анархизм может преодолевать капитализм в той мере, которая актуальна здесь и сейчас,  не разрушая экономическую мотивацию к труду, давая необходимое время для изменения отношений в обществе, формирования самосознания его членов, культуры такого общества, в котором все функции государственного чиновничьего аппарата выполняют коллективы делегатов соответствующих сообществ.

 Таким образом, если анархию понимать как путь достижения общественных целей через делегирование, а не как самоцель, то отпадают экономические разногласия и разрешаются другие противоречия свойственные переходному периоду от авторитаризма к самоуправляемому обществу, за счет того, что нет какой-то заранее нарисованной картины будущего, а есть путь последовательного самоулучшения на основе обратной связи и управляемого "снизу" делегирования. 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

1 месяц назад
20
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости