Прошедший в декабре минувшего года Конец Света и ещё неостывшие страсти воскруг челябинского метеорита побудили нас опубликовать статью Дени Дюкло (Denis Duclos), некогда порадовавшую читателей на страницах журнала Le Monde diplomatique. Автор - антрополог, ведущий научный сотрудник Национального центра научных исследований (Франция). Статья будет интересна и в связи с модой на постапокалиптические и постцивилизационные течениия мысли (примечание переводчика)
Учиться выращивать фасоль, цветную капусту и брюкву; печь свой хлеб (или пончики из крапивы), растить кур или варить варенье, пачками хранить семена, лечиться соком алоэ вера, вязать свитера, перевести дизельный двигатель на кухонные масла, собирать дождевую и колодезную воду, перевести дачный домик на автономное энергоснабжение и т.д. Все это может показаться безобидным, даже радует. Для прэперов - или адептов прэпинга [англ. preppers, prepping], "подготовки" - это, однако, не просто средство развлечься, а тренировка перед возможным будущим.
Эта "субкультура американцев, готовящихся к краху цивилизации (1)" иллюстрирует собой широкий спектр забот. Она ассоциирует идею "подготовки", которую обычно используют в отношении чрезвычайных ситуаций вроде урагана или землетрясения, со всеми кризисами, как локальными, так и системными.
Их все больше и больше - не менее трех миллионов - тех, кто вырабатывает детальные планы выживания после "конца света, каким мы его знаем (2)". Знаменитый телеканал National Geographic посвящает им чрезвычайно популярное реалити-шоу; каждый месяц триста тысяч человек посещают их главный сайт SurvivalBlog.com, а в США и Канаде у него появились многочисленные сети-конкуренты (Viking Preparedness, The Survival Mom, Ready Nutrition, Pioneer Living Survival Magazine, Prepper, The Suburban Prepper, The Prepper E-Book ...), а также в Латинской Америке и, с некоторых пор, в Европе и Азии. Очень мало исследований было проведено по поводу их социологии, но кажется, что феномен касается всех сфер, особенно молодежи и сдавленных долгами жителей пригородов [имеются в виду зоны коттеджной застройки, преимущественно для среднего класса, типичной для окраинам крупных городов. - прим. бел. ред.]. Из блогов, популярных книг и радиопередач возникли знаковые фигуры. Так, патриарх прэперав, Джеймс Уэсли Роулз (James Wesley Rawles), бывший офицер разведки и христианский консерватор, продает свои книги сотнями тысяч экземпляров (3). Он окружает себя тайной, никому не показывая свое "сокровенное ранчо", где он устроил свою семью, чтобы выжить в решающий момент.
Готовиться к концу света - классический подход сект и церквей, вышедших из них. Но в отличие от миленаристов, прэперы не ожидают конкретного бедствия в конкретную дату. Все может случиться в любой момент, на этот счет они не сектанты: гигантский метеорит или планета, что столкнется с Землей, огромное извержение вулкана, сочетание экологических бедствий, пандемия, ядерная война между Западом и Китаем, гиперинфляция, обвал мировой банковской системы менее чем за двенадцать часов (завтра ваша кредитная карточка больше не будет действовать!), революционные беспорядки, военное положение - подходит все. Этот катастрафисткий оппортунизм позволяет одновременно избежать постапокалиптичной депрессии - болезни, которая поразила Гарольда Кемпинг (Harold Camping), директора Family Radio, после того, как его последователи были разочарованы отсутствием конца света, предсказанного на октябрь 2011 года - и расширить охват аудитории. Так, прэперы одновременно обращаются к параноидальным теоретикам заговора, и к городским богемным мажорам, к популистам-изоляционистам, и к экологистам. Они ведут разъяснительную работу среди тех, кто просто хотели бы знать, что делать, когда случаются перебои с водой или электричеством. Короче, учитывая все возможные сценарии, они возвращают стадо "материалистических" овец в мир кальвинистской предопределенности, что делит людей на избранных (или winners 'удачникав'), которых можно узнать по их активной предусмотрительности, и проклятых (или losers 'неудачников') - жертв своей собственной беззаботности. В жесткой конкуренции этот феномен раздражает церкви разных толков, доказывают, что материальная тренировка к выживанию в хаосе ничего не стоит по сравнению с духовной работой ради спасения души.
В отличие от хиппи и сурвайвелистав ("выжывальшиков") 1990-х годов прэперы не обязательно проповедуют отказ от какого-то образа жизни или недоверие к правительству, подозреваемого в измене в пользу элит так называемого нового мирового порядка. Они называют себя простыми гражданами, которые стремятся приобрести полезные знания. Но если возвращение к практическим знаниям и стремление самостоятельно держать свою хижину, как философ Гери Дэвид Торо (Henri David Thoreau 1817-1862), является достойной возрождения традицией, то на прэперских сайтах мы регулярно наблюдаем темы, которые идут гораздо дальше этого, а именно стремление к изоляции и вооруженное недоверие к "неподготовленным", которые тем более подозрительны, что рискуют превратиться в грабителей.
"Как организовать свое отступление во время всеобщего краха?" - Задаемся мы вопросом вместе с Джоэлем Скавзеном (Joel Skousen), бывшим военным летчиком, что переквалифицировался в политолога катастроф и специалиста по "стратегической релокализации". И когда придет время покидать крупные города (особенно наиболее опасные, что кишат "зомби-безработными"), что мы должны положить в наш bug out bag ("мешок для аварийных запасов")? Как найти себе убежище в сердце американского редута, богатого на соседей-христиан, морально надежных по своей репутации? Как продержаться шесть месяцев в "устойчивом автономном жилище" или даже в бетонной канализации, установленной в глубине сада? Одна семейная пара хвастается, что уже накопила пищи на пятьдесят лет, а также двадцать пять тысяч патронов. Еще один участник дискуссии объясняет, как он кормит тысячи тилапий (вид рыбы) в собственном бассейне.
Для "постапокалиптичной" жизни возможно понадобится, говорят они на полном серьезе, снова заняться охотой и собирательством. В любом случае нужно поддерживать необходимые знания для "отстраивания цивилизации" (ткать, лечить, перерабатывать, извлекать чистую воду, паять и т.д.) по модели новых космических путешественников. Зададимся вопросом: сколько лошадей и коров пригодится каждой семье? Фантазм изоляции в своей общине, хорошо описаны Найт Шиямаланом (Night Shyamalan) в фильме «Таинственный лес» (The Village) в 2004 году, имеет все больше адептов ... которые безусловно предпочитают культовые фильмы типа 2012 Роланда Эммериха и Дороги (The Road) Джона Хилковта, поскольку те не заставляют думать!
Отсюда вытекает вторая любимая тема прэперав: страх перед другими. Вам предлагаются карты "подозрительной террористической деятельности" в мире и в Соединенных Штатах, а также методы срочного создания вашего жилища-бункера и установления там сторожевых башен, где можно будет во всеоружии ждать орды нищих, что обязательно захотят напасть на ваше убежище. Прагматический консенсус вроде "учебной тревоги" смешивается здесь с традицией кошмарных ожиданий, распространение которых может оказаться худшим из опасностей, что полагают предотвратить.
Но бред некоторых не должно скрывать того факта, что большинство прэперав остаются не менее компульсивными потребителями, чем те, что сметают все из супермаркетов накануне праздников. Покупая оружие на случай вражеского вторжения, продукты первой необходимости и медикаменты (три B: bullets, beans, band-aids - пули, фасоль, перевязки), эти одержимые клиенты заменяют одни излишние запасы другими. Их идеал неопионерской самодостаточности оказывается загроможден растущим рынком разного хлама. Пиком всего этого возможно является выжимка будущего в виде наборов "на девять месяцев для четырех человек", что специалисты "аварийных запасов" продают пессимистом, как горячие пирожки.
Безусловно, настоящий прэпер должен будет выкручиваться сам, как некогда пионер, что был "всегда готов": он сумеет сделать лампу из картофелины, салфетку из куска ткани, ложку из картона, затопить печку без спичек и т.д. Но для этого потребуются платные услуги телегеничных лесных педагогов, и это все равно будет "работой потребителя": сами делайте свое мыло, но из покупных ингредиентов - бората, соды и терку для сыра, что продаются в магазине по соседству.
Ожидание катастрофы и помощи позволяет нам не думать о том, что происходит с нами сегодня. От прэперав можно услышать жалобы на жадность финансистов, но их индивидуалистическое представление об автономии и рефлекторное желание убежать и спрятаться несут в себе мало перспектив для социализированных и политических действий за современными рамками системы. Вроде капиталиста, что безбожно ищет во всем прибыль, прэпер не может представить себе, что цивилизация способна исправить свою траекторию. Он не может даже подумать, что неплатежеспособные задолженности возможно готовят, вопреки нашему желанию и по иронии истории, переход к более солидарному обществу. Утонув в неадарвинистской идеологии борьбы всех против всех, он не способен представить себе, что простое перераспределение богатств является более эффективным средством от ужасов экономической депрессии, чем стратегическая релакализация. Короче говоря, прэпер отказывается готовиться к ... продолжению существования мира после капитализма.
Дени Дюкло
Иллюстрация - Анатоль Тодорский
Перевод с французского на белорусский: Николай Мялюк
Перевод с белорусского на русский: Данила Дугум