Обзор событий 8 марта 2009 года
«Что женщине сегодня пожелать? Чтобы была счастливою как мать, чтобы была любимой как жена, чтоб, как работница, была ценна!» Такими восьмомартовскими
8 марта является датой-оборотнем. Для
Украина
5 марта в Киеве прошел показ нового 25-ти минутного документального фильма, посвященного 125-летней годовщине женского движения в Украине – «Женское лицо Украины» режиссера Татьяны Бабиной. В четырех городах страны с 6 по 9 марта восемь молодых поэтесс читали свои тексты в необычной перфомансной подаче. Эта поэтическая акция, по словам организаторов, призывает переосмыслить способ празднования 8 марта женщинами. 7 марта в 14:00 на Майдане Независимости «Международная амнистия в Украине» провела информационный пикет в защиту прав женщин. С киевлянами общались глава организации Светлана Побережец, исполнительный директор Татьяна Мазур, руководитель сети по активизации организации в Украине Наталия Дульнева, а также певица Руслана.
Коллектив анархо-феминистского сайта www.svobodna.org.ua, совместно с общественной организацией «Инсайт», провели встречу в тесном кругу единомышленников в форме докладов и обсуждений по темам: общие понятия феминизма, виды дискриминации, анархо-феминизм, известные феминистки, сексизм. В рамках мероприятия была представлена фотовыставка «Сексистская реклама», «шедевры» которой также обсуждались во время дискуссии, и два тематических видео-ролика, размещенные на сайте коллектива «Свободная». Демонстрации в этом году не было. В прошлом году нечто подобное проводилось масштабнее. 7 марта львовские либертарные активистки провели свое мероприятие под названием «Первый женский манифест» с дискуссиями о дискриминации, насилии, связанном с гендерным неравенством и т.д., и просмотром фильмов «Мелюзина» Л. Домбровской и «Третий пол» А. Лошак.
Во Львове демонстрация таки состоялась, участие в ней приняли пара десятков человек. Наиболее красочно в этом году к 8 марта подготовились харьковские активистки —феминистки из объединения «Сфера». И если бы к их акции присоединилось больше людей — их бы наверняка заметили! 7 марта они провели флешмоб «Мытье посуды». Акция заключалась в том, что в центре города появилась группа людей, облаченная в кухонные перчатки и фартуки с кастрюлями, сковородками и прочей кухонной утварью в руках, и принялась за мытье посуды, таким образом публично исполняя стереотипно закрепленные роли. В этот день в помещении Музея истории Харьковского национального университета состоялась презентация первых экспозиций Музея женской истории, женского и гендерного движений. Как утверждает директор областного гендерного центра Татьяна Исаева, это первый подобный музей, открытый в Украине.
Среди его экспонатов — открытки, плакаты, документы, рассказывающие об истории феминистического и гендерного движения, орудия типичного женского труда — от скалок до утюгов. Есть в музее и необычные вещи, например, женская военная форма. А также значок, привезенный из Финляндии (от монеты в 1 евро «откушено» 20%, именно настолько меньше мужчин получают зарплату финские женщины). На сегодняшний день экспозиция представлена восемью стендами, один из них посвящен теме насилия в семье. В Европе (в Бонне) есть только один музей, посвященный женщине, а вот харьковский планирует быть не просто музеем женщины, а музеем равноправия.
Постсовок
В Беларуси образовательный уровень женщин выше, чем мужчин, и сохраняется таковым на протяжении длительного периода. Такой вывод делает Национальный статистический комитет. Однако и среди безработных 61% — женщины. В городе Солигорск (Минская область) накануне 8 Марта состоялись похороны правозащитницы Яны Поляковой. 36-летняя активистка организации «Правовая помощь населению» покончила жизнь самоубийством через несколько дней после оглашения приговора. 3 марта суд Солигорского района признал Яну виновной по статье Уголовного Кодекса «заведомо ложный донос». Ее обвинили в клевете на сотрудника милиции и приговорили к двум с половиной годам ограничения свободы.
Кроме того, она должна была выплатить сотруднику милиции 400 долларов США в качестве компенсации за моральный ущерб. Полякова считала себя невиновной, за оппозиционную деятельность ее неоднократно задерживали сотрудники милиции, в отделении избивали. Сама Полякова пыталась возбудить уголовное дело в отношении участкового инспектора и двух неизвестных лиц, которые в сентябре 2008 года нанесли ей побои в ОВД. Однако в городской прокуратуре ей в этом отказали, и в начале 2009 года дело было возбуждено в отношении самой Поляковой. 3 марта суд вынес ей обвинительный приговор. Сам факт осуждения для Поляковой был позором. Она говорила, что не пойдет в тюрьму, и уже тогда высказывала мысль о суициде. Президент торжественно поздравил женщин Беларуси с праздником!
В Российской Федерации в ряде городов прошли демонстрации, митинги и другие акции, приуроченные к 8 марта. В Москве — несанкционированная демонстрация под лозунгами: «Не продавайся за цветы, завтра встанешь у плиты», «Шоппинг — это не творчество» и т.д. Напротив театра Вахтангова несколько ребят в одних трусах, «переворачивая» идею коммерческой эксплуатации женского тела, держали баннер «90-60-90 — тебе это надо?» Одевшись, ребята двинулись дальше вместе с демонстрантами, которые прошли до конца Арбата. Встречным мужчинам демонстрантки раздавали «дежурные» мимозы. В акции приняли участие около 50 человек. Другая группа борцов с гендерным и классовым неравенством прошла по центру Москвы, раздавая листовки и скандируя «Угнетенью сдачи дай! Цеткин, Дэвис, Коллонтай!», а также «Нет угнетению, нет мачизму!», «Нет товарному фетишизму!», «Женщина — товарищ, а не товар!», «Злейший враг женщины — капитал!».
В Мурманске к 8 марта приурочила очередную акцию «Еда вместо бомб». Раздавались листовки, рассказывающие о FNB и об истинном смысле праздника. Было накормлено порядка 30 человек. По мнению инициаторов, каждый имеет право на праздник, и поэтому «в День равенства, любви и весны» (цитата из их листовки! — прим. автора), они раздавали яблоки нуждающимся и прохожим независимо от пола. В Санкт-Петербурге запретили рекламную кампанию спектакля «Монологи вагины», мотивируя тем, что это противоречит морально-этическим нормам. Сначала на рекламных плакатах спектакля слово «вагина» стали заменять его латинским эквивалентом: «Монологи vagini», затем стали цепляться за визуальную часть, по мнению комитета по рекламе Санкт-Петербурга, руки девушки изображенной на афише «неприлично сложены». В Америке пьесу Ив Энслер называли манифестом воинственного феминизма, автора обвиняли в мужененавистничестве. Однако такая оценка скорее говорит о женоненавистнической сущности современного общества, его нежелании принять женщину такой, как она есть.
8 марта в Уфе прошло несанкционированное
На пути следования к ней присоединялись все новые люди. Разноцветные, праздничные листовки дарили жителям Омска представители Союза Автономной Молодежи. Таким образом им хотелось напомнить, что 8 марта день либертарного (свободного) феминизма. Гендерные стереотипы калечат как мужчин, так и женщин, а цель 8 Марта — создать отношения между людьми без иерархии и угнетения по половому признаку, создать общество, где нет «высших» и «низших», а также гомофобии, сексизма, расизма и насилия.
Накануне 8 марта семь молодых женщин были расстреляны в Чечне. По словам Рамзана Кадырова эти женщины — их тела были брошены у дороги — вели себя «аморально», и родственники справедливо покарали их, защищая честь семьи. Реакции прокуратуры не последовало. Накануне вечером от имени президента Чеченской республики Рамзана Кадырова для женщин в театрально-концертном зале был дан концерт заслуженной артистки Российской Федерации и народной артистки Чеченской республики Аймани Айдамировой. В Чечне за эти дни продана двухмесячная норма цветов.
5 марта 2009 года в Узбекистане, в преддверии Международного женского дня в «Музее кино» состоялась премьера документального
Европа
В Польше (Варшава) прошла ежегодная демонстрация «Manifa». В этом году внимание манифестантов сосредоточилось на целом ряде вопросов, включая ограниченный доступ к медицинской помощи, отсутствию поддержки семьи, плохим условия труда женщин и вмешательству церкви в повседневную жизнь. Активисты несли лозунги: «Епископ не Бог», «Нам необходима медико-санитарная помощь, а не молитвы» и т.д. Анархисты шли в колонне с радикальными лозунгами, такими как: «Нет Патриархата, Нет капитализма», «Нет Бога, Нет правителей» и «Fuck Патриархат». Демонстранты с красно-черными флагами пикетировали различные правительственные здания и здания организаций, уличенных в нацизме.
В Испании 8 марта 2009 прошел как день женского протеста. Протеста против неравенства, экономического кризиса и даже рака груди. Особо многолюдными были манифестации в Мадриде, где главной, пожалуй, стала тема абортов. В акциях в испанской столице по сведениям организаторов приняли участие до 5 тысяч женщин. Здесь состоялось несколько уличных шествий с участием разных женских движений, видных политических деятельниц и знаменитостей. Также протесты прошли в таких испанских городах как Валенсия, Бильбао, Сан Себастиан, Гранада, Севилья, Мурсия и др. В Малаге на улицы вышли около 6000 женщин.
Лет десять назад местные феминистки проводили интересную акцию — ночную демонстрацию под названием «Возвращаем себе ночь» в парке Кайсаниеми (в центре Хельсинки). Дело в том, что в этом парке чаще, чем в каком-либо другом в Финляндии в темное время суток происходят изнасилования женщин. Существует мнение, что перед тем как начать бороться с проблемой, необходимо понять ее сущность и перестать боятся. Войти в «опасный парк» ночью всем вместе — именно в этом, пожалуй, смысл акции «Возвращаем себе ночь». Такого рода действия также поднимают проблемы публичного пространства, самозащиты и проблему «слабого пола». Кому принадлежит публичное пространство и по какой причине, почему женщины не защищают себя от насилия и, если женщина слаба, то физически ли?
В этом году такая акция не проводилась, будем надеяться, что исчезла проблема, но и других громких манифестаций или чего-то подобного в этот день в Финляндии не замечено. В Осло (Норвегия) молодая норвежская журналистка арабского происхождения Сара Азмех Расмуссен в честь Международного женского дня сожгла свой хиджаб, как «символ гендерной сегрегации, унижающий женщину». Сожгла под крики возмущенных мусульманок, собравшихся на площади. Саре пытались помешать, бросая в нее снег. Но, поддерживаемая соратниками, девушка довела акт сожжения сдерживающей детали гардероба до конца. Поговаривают, что в адрес девушки уже начали поступать угрозы от активистов мусульманских организаций в Норвегии. А кто-то считает, что малоизвестная журналистка сирийского происхождения, защитница прав лесбиянок таким образом решила привлечь внимание к собственной персоне, поскольку сам хиджаб никогда не носила, а об акте сожжения стало известно заранее из пресс-анонсов акции. На одном из форумов после появления этой новости появился очень любопытный текст в защиту хиджаба (в каких случаях жизни он может пригодится).
Азия
Март в Японии – абсолютно женский месяц, так как кроме обычного 8 марта там отмечают «Момо-но сэкку» (Праздник цветения персиков) или Праздник девочек, больше известный как «Хина мацури» (Праздник кукол). Первоначально он отмечался в 3-й день 3-го месяца просто как сезонное событие. В это время крестьяне были сравнительно свободны от сельскохозяйственных работ и могли порадоваться первым теплым дням, когда начинали цвести персиковые деревья. В Турции прошла акция протеста против насилия в семьях. Тысячи турчанок вышли на улицы Стамбула в честь Международного женского дня. Мусульманки и девушки в европейской одежде выступили против дискриминации и насилия в семье. Участницы акции, многие из которых были с детьми, потребовали от властей принять специальный закон против домашнего насилия и ужесточить сроки наказания за него.
Одна из организаторов митинга, Айше Арман, заявила: «Треть женщин в Турции испытывает насилие дома. Женщин бьют, насилуют, доводят до самоубийства. Продолжается практика браков несовершеннолетних. В Анатолии, центральной части Турции, более миллиона девочек в возрасте десяти-пятнадцати лет, которых родители насильно выдали замуж. Они не учатся, не могут постоять за свои права, фактически превращаясь в рабынь». Участницы акции потребовали открыть кризисные центры по всей стране, где пострадавшие от насилия женщины могли бы получить юридическую помощь и защиту.
Во Вьетнаме женщин принято поздравлять уже две тысячи лет. Только раньше этот праздник назывался День памяти сестер Чынг. Это были храбрые девушки, которые возглавили освободительную войну вьетнамского народа против китайской агрессии. Когда их войско попало в окружение, девушки бросились в реку, чтобы не сдаваться в плен. После победы социализма во Вьетнаме День памяти сестер Чынг плавно перешел в 8 марта.
Америка
В Латинской Америке 8 марта встретили массовыми выступлениями в защиту прав представительниц коренных народов. Миллионы индейских женщин ничего не знают об этой дате и никогда в своей жизни не слышали о феминистском движении. Однако в последние годы во многих странах региона начала разворачиваться борьба против насилия, голода и нищеты, являющихся печальной повседневной действительностью для более 40 миллионов индейцев, главным образом женщин. Они лишены прав, как в гражданском обществе, так и в индейских общинах. Тем не менее, несмотря на столь плачевное положение, сохраняющееся вот уже свыше 500 лет, они находят в себе силы бороться за обретение доступа к образованию, здравоохранению, за достойное место в жизни.
В Мексике, Эквадоре, Боливии, Бразилии и других странах в последнее время усиливается голос индейских женщин, многие из которых возглавляют движения протеста за предоставление политических, социально-экономических и других прав коренным народностям. В январе 1994 года в Сапатистской армии национального освобождения (САНО) насчитывалось всего две женщины, но со временем десятки женщин самых различных возрастов стали «сапатистками». И вряд ли на штат Чьяпас обратили бы внимание СМИ, если бы в рядах сапатистов не было бы женщин и детей.
В Эквадоре важную роль играет Национальная индейская конфедерация, организующая акции протеста, в которых активное участие принимают женщины. В Боливии, где, по словам одного из индейцев племени аймара, «бедность имеет лицо индейской женщины», постоянно проходят выступления с участием представительниц этнических групп за справедливое распределение земли, против уничтожения плантаций коки — основы существования местных аборигенов на протяжении веков.
За право на свою исконную землю в Чили борются женщины мапуче. Их конфликт с местными властями продолжается с 1992 года, когда деревообрабатывающие компании начали вырубку лесных угодий в общинах Темуко, Виктория, Лебу и других зонах на юге страны, где проживает коренное население. В Бразилии борьба за землю, уважение культуры, сохранение индейской целостности была уделом только мужчин до тех пор, пока Мария де Лоурдес да Конейкао Алвес из племени генипапо-канинде на северо-западе страны свыше десяти лет назад не была избрана руководителем общины, насчитывающей 170 человек. Этот первый случай в истории бразильских индейцев стал примером для других женщин, которые стали активнее участвовать в социальной и общественной жизни.
P.S.
Некоторые из мероприятий, которые я осветила, создают впечатление, что дискриминация по половому признаку в социуме не имеет прямого отношения к экономической дискриминации и эксплуатации представителя того или иного пола. Гендерная идентификация, сексуальная ориентация и другие темы из этого ряда никак не рассматривают современное положение женщины-работницы. И мероприятиями, которые освещают только проблемы идентичности, не привлечешь женщин наемного труда, да и вряд ли организаторы ставили перед собой такую цель.
Такие акции вкладывают иной смысл в 8 марта, отличный от того, что пропагандирует капитализм и государство, однако и он далек от сути Международного дня солидарности трудящихся женщин. Праздник чаще всего проходит под лозунгами «Долой сексизм!» или «Цветы сегодня — плита навсегда». «Праздник против сексизма» вырывает «8 марта» из рук трудящихся женщин в пользу ЛГБТ-сообщества, радикальных феминистских организаций и субкультур. Но ведь таким образом происходит подмена понятий не менее опасная, чем называние этой даты «праздником любви и весны»! Существует целый спектр других дат, касающихся разных аспектов гендерной проблематики. Было бы адекватным пробовать контактировать с реально занятыми в сфере наемного труда женщинами, интересоваться их проблемами и выказывать им солидарность, тем более это важно сейчас, когда мир находится в состоянии экономического кризиса.
А для маленьких посиделок «среди своих», без четких программ действий, дискуссиями на темы, лишь косвенно касающиеся сути так называемого «женского вопроса»