Неформатный киноклуб своими руками

Важнейшим из искусcтв для нас является кино!
 

Если ваша неприязнь к существующему режиму не вдохновляет вас на участие в партизанской войне, демонстрациях, забастовках, махачах с фашнёй и прочих подобных делах, то можно пойти другим путём – развивать анархизм «снизу», путём агитации масс. При этом ехать в Сибирь или устраиваться на стройку совсем не обязательно – организуйте киноклуб.

 

Помещение

 

Первым делом вам нужно "пробить" варианты с помещением. Основные требования: зал не менее 50 посадочных мест (меньший осваивается  очень быстро и приходится покидать "прикормленное" место) и доступность  (центр города, близость остановок общественного транспорта – легко добираться и находить). Заранее выясните "политику администрации". Будут ли они контролировать ваш репертуар или им до фени ("Ну, парнуху там не крутите"). Подходящими для показов местами могут стать: школы (особенно частные), бывшие совковые «красные уголки» (у кого они остались, конечно), молодёжные культурные центры, ДК , клубы и т. п. Отношение к продажам DIY журналов, газет, музыкальных дисков, значков, нашивок, маек, фильмов, чая, кофе, пива, веганской еды и т.д. Отдают вам на откуп продажу билетов или администрация будет делать это сама (обговаривается, кому какой процент). Если вы вообще не собираетесь продавать билеты, то возможен вариант с коробкой для сбора денег на входе, обязательно с человеком, её контролирующим. Придётся вам платить аренду или можно обойтись без неё. Возможны варианты. Например,  вы даёте администрации изредка пользоваться вашей техникой (если она ваша личная или в долгосрочной, дешёвой аренде). Администрация помещения "кормится" с буфета в оном (бара, если вы снимаете зал в кабаке). Это будет работать, если ваша публика будет оставлять в буфете деньги. В городе N. сделали таким образом: на входе посетитель киноклуба платит 50 руб. за талон, в обмен на который он потом получает напитки или еду в баре на ту же сумму. В помещении должны быть доступные туалеты (не забывайте, что некоторые фильмы  идут и по пять часов), рабочие электророзетки в зале, гардероб или место для верхней одежды (основной сезон работы киноклубов не летний).

 

Договоритесь с администрацией, кто лично из организаторов киноклуба ответственен за сохранность оборудования и порядок в помещении. Желательно, чтобы всё общение с администрацией вёл один и тот же человек, рассказывая о результатах переговоров всему коллективу (это тем более важно, если с администрацией общаются разные люди). Так вы избавите себя от лишних "нестыковок".

 

Если есть вахтёры, договоритесь, чтобы они лично не пытались "разруливать" некрасивые ситуации с участием ваших зрителей. Пусть сразу ставят вас в известность, если что-то не так. Проще самим вытереть пролитое пиво, прибить оторванную ручку в туалете или выгнать (утихомирить) пьяного, чем объясняться на следующий день с администрацией, читая про эти происшествия в докладной записке.

 

Опасайтесь перехватывания инициативы администрацией помещения. После того, как место будет раскручено, вас могут легко выкинуть, и начать крутить всякую ерунду на коммерческой основе.

 

Не перебарщивайте с репертуаром. Если ваш киноклуб находится под серьёзным контролем, не стоит крутить вещи, из-за которых вы однозначно потеряете помещение. Например, если это младшеклассная школа, не стоит увлекаться фильмами с откровенными эротическими сценами. Помните, помещение это очень, очень серьёзный ресурс. Особенно – в настоящий момент.

 

Техника

 

Самый важный и дорогой предмет – видео-проектор. Остальной минимальный набор техники: видеоплеер, DVD-плеер, музыкальный центр с аудио-входом или усилитель и колонки или активные колонки, экран или белая ткань (не требуется при наличии ровной белой стены). Шнуры для коммутирования техники, удлинители. Может понадобиться микрофон, если вы в состоянии будете организовать прямой перевод с иностранных языков. Теоретически, видео-проектор может быть заменён телевизором с большим экраном, но тогда эффективность вашего киноклуба снизится процентов на семьдесят.

 

Продумайте, как и куда проще повесить экран, где и на чём будет стоять видео-проектор, колонки, плеер. Где будет храниться техника или как доставляться до места. Откуда лучше тянуть питание, чтобы зрители не спотыкались о провода.

 

"Политика" показов

 

"Думай головой, а не телевизором! "

 

Список фильмов, которые вы собираетесь показывать, должен быть составлен заранее. Все фильмы должны быть у вас в наличии или вы должны быть на 100% уверенными, что в день показа они у вас будут. Если вы лопухнётесь, и "кина не будет" или будет, но другое, зрители хорошенько подумают, стоит ли с вами связываться в следующий раз.

 

Не стоит стартовать, если у вас в наличии есть один крутой фильм. Это вам, по большому счету, не даст ничего, зато времени и ресурсов съест кучу. Обязательно составляйте программу на две или три недели вперед! Перед сеансами нужно делать анонсы фильмов, которые будут показаны в будущем (с датами и временем показов). Это минимизирует ваши затраты на рекламу (которая двигатель прогресса:)).

 

Желательно привязывать показы к конкретным дням недели и конкретному времени. Например, сеансы начинаются в 19-00 по средам или во вторник и четверг. Таким образом, люди будут заранее планировать свою неделю, учитывая расписание киноклуба.

 

Старайтесь привязывать темы фильмов к праздничным датам или новостным событиям. Например, на 23 февраля – фильмы о войне в Чечне или антимилитаристские и пацифистские, на 8 марта – на тему феминизма, антиглобалистские – во время подобных протестов. Можно пробовать "поиграть" связкой "художественное и документальное кино" по одной теме или событию, показывая их в один день или подряд в разные дни. Можно делать тематические связки или географические (месяц немецкого кино), либо по конкретному режиссёру, но старайтесь не переборщить. Пляшите и от печки (публики), чтобы не удивляться потом: "Почему нас только двое в зале? Ведь мы показали подряд двадцать пять офигительных фильмов про Че Гевару!"

 

Очень важно не превращать киноклуб в обычный кинотеатр. Не должно быть так, чтобы люди просто приходили посмотреть кино и сразу уходили. Нужно, чтобы люди имели  возможность поделиться впечатлениями об увиденном, а ещё лучше поговорить о проблематике фильма. Например, вы посмотрели кино, которое поднимает вопрос о  миграции населения. В этом случае можно обсудить помимо самой миграции, проблему бытового национализма, ксенофобии и т. п.

 

Очень часто бывает так, что проблематика фильма не столь очевидна. Допустим, вы решили показать видео с протестов против "большой восьмёрки". Большинство людей явно будет не понимать "зачем они это делают". Для того, чтобы этого не происходило, необходимо сделать небольшое сообщение перед показом и расставить соответствующие акценты. Вообще, так лучше делать всегда, независимо от фильма, просто объясняя, почему мы смотрим именно  этот фильм.

 

Реклама

 

Самое оптимальное – это расклейка афиш и реклама через Интернет. Афиша – это дёшево и сердито. На афише обязательно должно быть написано название фильма, дата, время и место показа, режиссёр, короткий анонс фильма (2-5 предложений), название киноклуба, контакт (если есть) - сайт, e-mail, телефон. Желательно присутствие на афише логотипа киноклуба (если таковой имеется) и кадра из фильма (либо тематически связанной картинки). 

 

Оптимальный размер афиш – А4. Их просто и дёшево печатать (в силу доступности техники этого формата) и удобно расклеивать. Если у вас нет человека, который может сделать хороший дизайн афиши в графическом редакторе, верстайте её в простом "Ворде". Нет возможности верстать или печатать – пишите маркером от руки. Расклеивать афиши стоит в местах скопления людей или на путях их перемещения: на остановках общественного транспорта, столбах около них, около входов в учебные заведения, на перекрёстках больших улиц. Афиши клеятся на уровне взгляда или чуть выше. Хорошо работает "веерная" расклейка 4-6 афиш рядом в линию или блоком. Клеить надо на клей ПВА (морозостойкий зимой!). Закупать его нужно большими – 2,5-3-х литровыми банками – в магазинах для ремонта. Затем переливать в тюбик с длинным носиком и крышкой (от клея ПВА из канцтоваров). ПВА можно разбавлять водой до 30 процентов. Клей должен быть в более или менее текучем, а не в сметанообразном состоянии. Можно заправить и носить на расклейку несколько тюбиков, а можно дозаправлять один из пластиковой бутылки из-под кетчупа, средства для посуды или другой подобной с крышкой и небольшим отверстием.

 

Из возможностей Интернета нужно использовать прежде всего местные городские форумы. Затрат никаких – ни по времени, ни по деньгам, плюс, можно, помимо создания отдельной темы о киноклубе (в ней вешаются афиши), приглашать лично людей, которые по своим высказываниям вам идейно близки или, наоборот, высказывают противоположную точку зрения. В последнем случае, если вы смотрите фильм о социализме ("Гуд бай, Ленин", например), пригласите какого-нибудь коммуниста на просмотр и обсуждение. Может, так удастся кого-то переубедить и найти новых товарищей. Следующей стадией коммуникации любителей неформатного кино может стать жж-коммьюнити. Там вы можете обсуждать репертуар и другие текущие вопросы. Если вы боитесь спалить киноклуб, делайте жж закрытым  и подписывайте туда только знакомых.

 

Хорошо делать параллельную рекламу: афиши и Интернет работают на разные аудитории.

 

На флаерах (листовочки маленького размера) должна быть та же информация, что и на афишах. Раздаются флаеры во время сеансов киноклуба и раскладываются в местах скопления потенциальных зрителей. Интернет имеет смысл осваивать при наличии достаточного количества пользователей в данном населенном пункте.

 

Создайте сайт киноклуба, вывесите туда обновляемую афишу, остальное – по вкусу. Можно запустить e-mail-рассылку анонсов. Собирайте у зрителей адреса электронной почты и высылайте на них анонсы. Ищите посещаемые городские форумы. Заводите там тему "Неформатный киноклуб Крыжополя" и вешайте в ней анонсы ваших показов.

 

Зовите на самое хорошее кино знакомых журналюг, пишущих (снимающих) о культуре. Просите опубликовать статью о кино или интервью с организаторами и анонсы будущих показов. Пробуйте дать рекламу через газету бесплатных объявлений (в разных городах бывает разная "политика" публикаций в этих изданиях). Вся реклама делается не за день и не за два, а заранее (неделя, две), иначе это будут зря выброшенные время, силы и средства. Треть зала обычно приходит, узнав о фильме от знакомых – "сарафанное радио", если анонсы были сделаны вовремя.

 

Налаживайте контакты с другими киноклубами. Это полезно для обмена опытом и расширения видеотеки клуба.

 

Не только кино

 

В общем-то, в рамках киноклуба можно не только смотреть кино. Можно дальше расширять контркультурное пространство, устраивая фотовыставки (даже через проектор), дискуссии на интересующие вас темы – анархизм, капитализм, коммунизм, фашизм, экология, встречи с интересными людьми, акустические концерты и т.д. Главное, как можно больше задействовать воображение.

 

***

 

Чего смотреть?

 

Киноклуб неформатного кино "Диверсия" – www.diversija.narod.ru

 

Фильмотека «Автонома» – avtonom.org/video

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Коронавирус кроме разных неприятностей преподнес правящим кругам всего мира и большой подарок – они используют пандемию для того, для чего обычно используют войну: для закручивания гаек и для сплочения верхов и низов перед лицом общего врага. Иными словами, для подавления социальной борьбы....

1 неделя назад
Michael Shraibman

Эта тема часто всплывает при обсуждениях. Поэтому захотелось собрать вместе разные вещи, свести их и поговорить об этой стране в современных условиях. Китай - капиталистическая страна с резким преобладанием частного сектора - результат реформ последних 40 лет, и с очень масштабным...

1 неделя назад
1

Свободные новости