Страсти по Ходорковскому: либерализм с человеческим лицом

В последние год-два случилось нечто не совсем обычное. Либеральные политики и издания, которых раньше интересовал в России рынок и только рынок (а вовсе не жертвы его триумфального шествия), вдруг оторвались от сводок фондовых бирж и внезапно повернулись лицом к реальному человеку и озаботились его судьбой. Правда, они повернулись лицом к одному-единственному человеку - Михаилу Борисовичу Ходорковскому, узнику путинского режима. Думаю, судьбы сотен тысяч жертв прошлогоднего цунами в Индонезии волновали наших либералов в сотни раз меньше, чем здоровье одного Ходорковского. (Но в этом есть своя логика: ведь он и в тысячи раз богаче, чем большинство жертв цунами, а для либералов человек есть то, сколько он стоит).

 

Однако, и этот частичный и локальный поворот к человеку имел целый ряд положительных последствий. Со страниц многих газет и из передач либеральных радиостанций зазвучали горестные жалобы: «Ходорковского услали в Читу! Его заставляют там работать швеей-мотористкой! Ходорковского посадили в штрафной изолятор на пять суток! Его плохо кормят! В зоне холодно! С ним негуманно обращаются! Нарушаются его права человека!». Заключенных в зонах всегда плохо кормили, и зимой не жарко там было и раньше, но эти факты оказались в центре общественного внимания именно теперь, в связи с душераздирающей участью МБХ. И на том спасибо!

 

Кроме того, и на самого узника, у которого, если верить СМИ, до всех напастей было пять миллиардов долларов, а ныне остался всего лишь один миллиард, подобное бедствие оказало несомненное благотворное влияние, произведя в его душе экзистенциальный переворот. И вот вчерашний олигарх, в одночасье оказавшийся одним из миллионов зэков и преобразовавшийся в швею-мотористку, к недоумению своих поклонников, начинает писать тексты в духе Фромма, о том, что «лучше быть, чем иметь», важности решения социальных проблем и необходимости «левого поворота» в общественной жизни.

 

Я равно далека как от поддержки путинского режима и его репрессий против Ходорковского (которого жалко, как и всех зэков), так и от какой-то особенно пылкой любви и сочувствия к этому ловкому, предприимчивому и смелому человеку. Однако, все, случившееся с ним и вокруг него, весьма показательно. Ибо помогает понять мир полуправд, в котором мы обитаем. Ходорковский - вовсе не бескорыстный рыцарь без страха и упрека (каким его представляют либералы), и не какой-то особенно отвратительный жулик (как утверждает официоз). То есть, конечно, отчасти он и жулик - такой же, как все богачи, сделавшие свое состояние в 1990-е годы, а отчасти и рыцарь - решивший рискнуть здоровьем и миллиардами и сделать «рейтинг» на своем рыцарстве и мученичестве. Просто он - один из многих российских заключенных, к которому, в силу его невероятных богатств, приковано общественное мнение, у одних - злорадное, у других - сочувственное. Одни из него пытаются сделать громоотвод для общественной ненависти, другие - икону для всенародной любви. Одни списывают на него все свои преступления, другие приписывают ему все мыслимые добродетели. И потому его судьба открывает нам многое: избирательность, однобокость и продажность Фемиды, подвластной Кремлю, лицемерие, пристрастность и однобокость либеральных политиков и журналистов, для которых «все люди равны, но некоторые (классово близкие) - равнее», и ужасающие условия содержания миллиона с лишним российских заключенных. Когда проходил суд над МБХ, около здания суда собирались две толпы. Одна, свезенная по разнарядкам властей, требовала его крови, другая, организованная (тоже не всегда бесплатно и бескорыстно) организацией с трогательным названием «Совесть» (!), делала из него мученика и святого.

 

Среди тысяч жертв ужасной российской действительности, различные политические силы находят себе кумиров, вырывают их из общего ряда, устраивают вокруг них шумиху. Так фашисты из ДПНИ (Движения против нелегальной иммиграции) устроили шоу вокруг Иванниковой, зарезавшей водителя-насильника, и с помпой подарили ей денежную премию - не за самооборону от насильника, а за убийство кавказца. А СПС (Союз правых сил) объявил, что будет выплачивать пожизненную пенсию несчастному Сычеву из челябинского военного училища, которого изувечили «деды», вырвав этого человека из ряда тысяч жертв российского милитаризма, чтобы «пропиарить» свою партию. У фашистов есть свой любимый «сиделец» - офицер Квачков, вроде бы покушавшийся на Чубайса или желавший это сделать. А вот у либералов есть свой героический узник - Ходорковский. Курьезность состоит в том, что его и посадили не за то, за что осудили, и превозносят вовсе не за то, за что посадили. Странный мир «полуправд», вырванных из контекста, и милосердия, превращенного в товар и средство политической саморекламы!

 

Но мне не нужны полуправды. Мне не нужно быть объектом манипуляций и демагогии. Я не хочу кричать вместе с пропутинскими журналистами: «Так ему и надо - кровопийце-олигарху проклятому! Будет знать, как уклоняться от уплаты налогов и проявлять политические амбиции!» (А чем другие олигархи - менее «удаленные» от Кремля: Потанин, Дерипаска, Абрамович, Аликперов и прочие - лучше него?) И я не хочу вопить вместе с либеральными журналистами: «Свободу Ходорковскому - уму, чести и совести нашей эпохи!» Будучи противницей как олигархов, так и прокуроров, чиновников и тюрем, я считаю необходимым уничтожение всей этой лживой, гнилой и бесчеловечной системы - с ее неравенством, лицемерием, тюрьмами и зонами, подкупленными политиками, запуганными журналистами и продажными судьями, двойными стандартами, полуправдами и повсеместным унижением человеческого достоинства. Да, свободу Ходорковскому - как и всем заключенным! Да, долой олигархов - но всех олигархов без исключения! Давайте же будем последовательными в своей человечности и не позволим никому вешать себе на уши лапшу избирательной злобы или избирательного, привилегированного сострадания!

 

Полина Елисеева

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости