25 ноября - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Эта дата была выбрана в память о сестрах Мирабаль, политических активистках, убитых в Доминиканской Республике 25 ноября 1960 года, в период власти диктатора Трухильо. В России никто не ведёт официальную статистику фемицида. Для чего это государству, совершенно понятно из недавнего заявления для ЕСПЧ, в котором, в частности, говорится о том, что «даже если предположить, что большинство лиц, подвергающихся насилию в семье в России, на самом деле являются женщинами (хотя никаких доказательств этого утверждения не существует), логично предположить, что жертвы мужского пола больше страдают от дискриминации в таких случаях. Они находятся в меньшинстве, и от них не ожидается просьб о защите от жестокого обращения со стороны членов семьи, особенно если они страдают от лица противоположного пола». Нет статистики – ничего мол не докажете.
В этой ситуации, как всегда, берутся за дело те, кто не надеется на государство. Например, исключительно силами нескольких волонтерок в группе фейсбука НЕТ ФЕМИЦИДУ ведётся подсчёт убийств женщин из открытых источников. Данные заносятся в таблицу, в которой учитывается также социальное положение погибшей, её отношения с убийцей, обстоятельства смерти, и конечно же – имя, если есть возможность его узнать (как правило, журналистам гораздо интереснее преступники, нежели погибшие от их рук девочки и женщины).
Также существует проблема того, что это лишь малая, видимая часть. Становится известно лишь о том, о чём написали журналисты. Если учесть, что, к примеру, если женщина умерла от остановки сердца пока её избивали, то это для российских охранительных органов уже повод не считать её смерть убийством.
В этом году группой НЕТ ФЕМИЦИДУ зафиксировано уже 1196 смертей, и каждый день эта цифра увеличивается. Как всегда, самозащитой должны заниматься сами женщины.
Не рассчитывая на помощь государства, казалось бы, они могли бы рассчитывать на помощь таких же социальных активистов. Однако на постсоветском пространстве даже в анархистской и около-анархистской среде не так просто найти профемактивистов. Мало того, иные из позиционирующих себя анархистами полностью игнорируют женскую повестку и, если и обращают на неё внимание, то исключительно в критическом ключе. Из их высказываний становится понятно, что им неинтересно всё многообразие мирового фемдвижения, а об анарха-феминизме они не имеют вообще никакого представления. Такие люди всего лишь повторяют страшилки правых про ужасных феминисток, и становится непонятным, а почему они сами в таком случае противопоставляют себя фашистам, разделяя представления тех о женщинах и женской борьбе за равноправие.
Некоторые из таких людей, правда, снисходят до одобрения очередного пикета против насилия в отношении женщин - «ну наконец-то феминистки делом занялись», но почему-то сами на этот пикет не приходят. Зато приходят настоящие анархисты, и хочется надеяться, что их будет становиться всё больше, так как что есть анархизм, как не мир равноправия и свободы без угнетения и насилия. Если же ничего не изменится, то женщин придётся догонять или остаться со своими патриархальными стереотипами там же, где и правые.
Радует, что все-таки анархо-мачистов не большинство, и что сейчас, когда голос женщин звучит все громче, его слышат и делают выводы. Оперативная реакция анархистов на рассказ о недопустимом поведении одного из политических заключенных по отношению к женщинам из анархистского и веганского окружения - хороший пример. Патриархат – это отвратительная система насилия, подавления и жесткой иерархии, от которой страдают все, вне зависимости от гендера, и ломать эту тюрьму лучше вместе.
На фотографии самодельный антифемицидный мемориал в Аржентоне (Каталония) накануне 25 ноября.
Добавить комментарий