Аннотация. Статья посвящена рассмотрению анархо-коммунизма как одного из направлений анархизма и коммунизма. Рассмотрены экономические идеи анархо- коммунизма, проведено его сопоставление с современным капитализмом. В статье рассмотрены слабые и сильные стороны анархо-коммунистической идеи. Предложены пути достижения анархо-коммунизма, описанные Петром Кропоткиным.
Ключевые слова: экономика, анархо-коммунизм, современный капитализм, анархо-коммунистические идеи.
«Мы гремим против средневекового барона, который позволял крестьянину обрабатывать землю не иначе как под условием отдавать ему четверть жатвы. Мы называем феодальную эпоху варварской, а между тем, если внешние формы изменились, то сами отношения остались те же...», — пишет известный русский теоретик революции и анархизма Петр Кропоткин в своем великом труде о применении анархо-коммунизма на практике — «Хлеб и воля» [1].
В самом деле, анархо-коммунизм — это нечто большее, чем просто политическая идея. Анархо-коммунизм представляет собой целую структуру идей, сформированных в таких понятиях, как равенство, свобода, антидискриминация и антистигматизация, то есть борьба против насилия, принуждения, предвзятости, навешивания социальных ярлыков. Недаром анархо-коммунизм (анархический коммунизм) в переводе на русский означает «вольный или безгосударственный коммунизм».
«Анархия — структура общества без правил и законов. Это не просто круто, это пересечение жизни и политики, активизма и действия. Может, мы и не знаем, за что боремся, но знаем, против чего. Против монополий, конгломератов, плотин, уничтожения тропических лесов, засорения земли, «старбаксов» на каждом углу и машин в каждом гараже», — говорит Джордан Сасман в фильме «Поваренная книга анархиста».
Анархо-коммунистическая экономика в двух словах — это люди и труд. Что такое труд? Это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека и всего общества. Что такое потребности человека и общества? Это блага, которые необходимы человеку и обществу для существования. Три главных вопроса экономики: что, как и для кого производить блага? Три соответственных логичных ответа анархо-коммунизма:
-
Производить те самые блага, которые необходимы обществу в данный момент.
-
Производить с помощью человеческого труда, при условии, что будет исключена эксплуатация одного человека другим. Естественно, тут возникают некоторые вопросы. Нельзя рассчитать вклад каждого конкретного работника в общую деятельность, ведь даже орудия труда, которые используют люди, были произведены кем-то до них. Нельзя рассчитать тяжесть работы, одинаковую для всех, можно только поставить на продуктивность. И выиграть, ведь продуктивность всех видов деятельности — главное при анархо-коммунизме, но только если учитывается комфорт трудящихся. Также важна и сама идея общего труда, построенного на взаимопомощи.
-
Производить для человека и общества. Работа в первую очередь ради общества. Конкретный человек работает на общество, а общество работает на него.
Подытожив, можно сказать, что анархо-коммунистическая экономика направлена непосредственно на благосостояние общества, а это один из главных плюсов данной экономики [2–4].
Нельзя отрицать, что любая экономика, в том числе при капитализме, в принципе направлена на благосостояние человека. Капитализм — это всего лишь очередная форма экономики.
Многие страны сейчас активно двигаются в сторону капитализма, в основе которого заложен наемный труд. Анархисты определяют это точнее: «наемное рабство».
Чем же, по мнению анархистов, капитализм так уж плох?
Капитализм — это деньги, воинствующая человеческая индивидуальность. Отношения между людьми строятся исключительно на материальной и денежной выгоде. Стоит ли говорить, что при таких условиях люди просто погрязнут и застынут в вязкой топи дискриминаций? Ступень к человеческому эгоизму и стереотипам, клеймящим всё и вся, уже под ногой современного человека капиталистического общества. А это непосредственно влияет на экономику в целом.
Зачастую дискриминационные идеи мешают не только их жертвам, но и прогрессу. К примеру, из-за стеклянного потолка (существенные препятствия на почве сексизма, не оставляющие возможности женщинам продвигаться вверх по карьерной лестнице) общество может лишаться превосходных специалисток, а из-за предвзятости к людям со сроком за плечами, уже отбывшим наказание, общество лишается рабочей силы. Анархо-коммунизм же способен решить этот вопрос. Анархо-коммунистическая система подразумевает борьбу со всеми видами дискриминаций и угнетений, а следовательно, с неравными условиями труда и неравной оплатой труда. Отказ от системы «наемного труда» является центральной в экономической составляющей анархистского коммунизма.
В условиях, когда продукты труда станут распределяться, основываясь на индивидуальных потребностях, люди станут вольны участвовать в любых действиях. Подразумевается, что в этих условиях у людей будет реальная возможность для максимальной самореализации, и им больше не придется участвовать в работе, для которой у них нет ни желания, ни способностей. Анархо-коммунисты утверждают, «...что нет никакого действительного способа измерить ценность экономического вклада любого человека, потому что все богатства, все продукты труда — это коллективный продукт всего общества и всех поколений».
Отвлечёмся на небольшое отступление. Оплата труда при капитализме подразумевает денежное вознаграждение, причём оно не всегда может быть достойным труда.
Отсюда вытекают целых три важных аспекта анархо-коммунистической экономики, которые являются, несомненно, плюсами анархо-коммунизма:
-
Деньги. А при анархо-коммунизме — их отсутствие, когда труд вознаграждается благами общества, каждому по потребностям.
-
Заработная плата. А при экономике анархо-коммунизма от неё не будет такой жестокой зависимости, как сейчас.
-
Экспроприация. Рассмотрим пример: рабочие предприятия получают заработную плату, причем далеко не самую высокую. А владелец завода собирает солидный доход с того, что производят эти самые рабочие. Достаточно несправедливо, не так ли? Куда вернее было бы отдать завод в руки рабочих, где все будут работать на его благо.
Многие проблемы современного общества созданы узким кругом лиц, в чьих руках сосредоточена так называемая власть. Человек полностью запутан в паутине манипуляций капиталистических идей, идей ради выгод.
«Миллионы людей с радостью принялись бы превращать невозделанные или плохо возделанные земли в богатые поля, способные дать роскошные жатвы. Одного года разумного труда было бы уже достаточно, чтобы увеличить впятеро производительность земель, которые теперь дают только жалкий урожай. Но смелые начинатели, готовые взяться за это дело, осуждены на бездействие, потому что те, кто владеет землей, копями, мануфактурами, предпочитают помещать свои капиталы — капиталы, украденные у общества, — в турецкие или египетские займы или в акции золотых приисков в Патагонии, так как им выгоднее заставлять работать на себя египетских феллахов, итальянцев, вынужденных покинуть свою страну, или китайских кули!» [1]. Так Кропоткин описывает ограничение производства ради выгоды «людей, в чьих руках находится капитал».
Но помимо него, есть и другое ограничение, более странное и противоречащее здравому смыслу — это трата человеческого труда на бесполезные товары или предметы «для удовлетворения бессмысленного тщеславия богачей», тогда как они могли бы послужить для производства необходимых обществу продуктов.
Как уже было сказано, анархо-коммунизм строится на разумном производстве и самосознании людей, которые обязаны быть ответственными перед самими собой и перед обществом.
Несомненно, анархо-коммунистическая экономика не может не иметь минусов. Одним из существенных минусов анархо-коммунизма является разрозненность в экономических вопросах, когда ввиду существенных различий в трактовке данной идеи присутствуют совершенно разные мнения по поводу развития экономики. Например, споры среди анархо-коммунистов вызывает отношение к научному прогрессу; сохранение или упразднение денег.
Естественно, если мы хотим новое общество без «капиталистических стереотипов», то в рамках здравого смысла было бы оставить научный прогресс и ликвидировать деньги.
Важными аргументами здесь выступают разумное применение плодов научного прогресса и преимущественное количество фактов, описанных выше, подтверждающих ненужность денег.
Также одним из основных минусов анархо-коммунизма является децентрализация экономики и общества в целом, которая пугает многих людей, — ведь есть риск не построить, а разрушить.
В любом случае, централизация, как мы выяснили, разрушает никак не меньше, а при правильном подходе децентрализация будет одним из основных инструментов построения нового анархо-коммунистического общества.
Конечно же, анархо-коммунизм в теории довольно утопичен, и это тоже довольно весомый минус, но не такой критичный: ведь если задуматься, анархо-коммунистического общества все же можно достичь. Да, не за один день, не за месяц, не за год. Но люди должны заботиться не только о себе, как это происходит сейчас.
Если люди начнут быть ответственными, это будет первый шаг на пути к анархо-коммунистическому обществу. А следующие пути достижения анархо-коммунизма уже описал Петр Кропоткин, и если вкратце, то их можно уместить в три пункта:
-
Сокращение продолжительности рабочего дня до 3-4 часов. Люди непродуктивно тратят своё рабочее время, причем зачастую даже не по своей вине. При такой продолжительности производительность труда всегда будет на высоте, а при разумном производстве это и правда возможно. У людей будет много свободного времени на хобби, семью, самих себя.
-
Все должно принадлежать всем. Как писал Кропоткин, совсем скоро для того, чтобы все главные ресурсы и богатства человечества перешли в руки общества, нужно будет экспроприировать их всего у двух-трёх богатых миллионеров.
-
Экспроприация. Главным залогом успеха экспроприации Кропоткин считал убеждение народа в необходимости её осуществления. Он писал, что «нужно сделать так, чтобы с первого же дня революции народ понял, что для него наступила новая пора, что с этого дня никому уже больше не придется ночевать под мостами, когда рядом стоят пышные дворцы; никому не придётся голодать, покуда есть в городе съестные припасы; никому не придётся дрожать от холода, когда рядом стоят меховые магазины» [1].
Вполне достижимо, не так ли? Да, это долгий и постепенный процесс, но это и огромный вклад всех людей ради их собственного будущего.
Анархо-коммунизм — это нечто большее, чем просто политическая теория. Свобода, равенство, отсутствие принуждения и дискриминаций— это всё то, что так необходимо обществу для благоприятного существования. Анархо-коммунизм — это будущее человечества, если люди действительно хотят перестать быть рабами системы, рабами капитала.
У анархо-коммунистического общества есть главная особенность, которую можно было узреть в процессе исследования оного — это забота об обществе, обо всех людях в целом. Выбирая анархо-коммунизм, человек выбирает свободу.
В.А. БЫКОВ
E-mail: freukhjj@gmail.com
Литература
-
Кропоткин, П.А. Хлеб и воля / П.А. Кропоткин. — Москва : Изд-во Правда, 2018. — 68 с.
-
Кропоткин, П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции / П.А. Кропоткин. — Москва : Изд-во НИЦ «Луч», 2017 — 256 с.
-
Кропоткин, П.А. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным / П.А. Кропоткин. — Москва : Изд-во Ленанд, 2016. — 272 с.
-
Бакунин, М.А. Государственность и анархия / М.А. Бакунин. — Москва : Изд-во Юрайт, 2019. — 704 с.
Комментарии
Статья посвящена рассмотрению
Статья посвящена рассмотрению анархо-коммунизма как одному из направлений анархизма и коммунизма. Рассмотрены экономические идеи анархо- коммунизма, проведено его сопоставлениес современным капитализмом. В статье рассмотрены слабые и сильные стороны анархо-коммунистической идеи. Предложены пути достижения анархо-коммунизма, описанные Петром Кропоткиным.
Добавить комментарий