Александр Кольченко: освобождение трудящихся - дело самих трудящихся

Специально для avtonom.org Александр Кольченко перевел с украинского свою статью.

Эта статья — мой ответ на дискуссионный текст Максима Осадчука «», написанная ещё в российском плену, но тогда мне не удалось передать её на волю. Поэтому публикую с опозданием, но надеюсь, что это до сих пор актуально. Присоединяйтесь к дискуссии, критикуйте, предлагайте своё.

Поскольку капитализм является мировой экономической системой, то и мы — антиавторитарные социалисты — должны изучать мировую революционную традицию (разные школы социалистической мысли, в т.ч. анархизм, марксизм и т. д.), опыт сопротивления, критику капитализма и альтернативы со всего мира; учиться на ошибках и брать на вооружение успешный опыт. Это и Парижская Коммуна, Русская и Украинская Революции (Махновщина и Кронштадтское восстание — как наиболее яркие и радикальные эпизоды), Испанская Революция, опыт международного рабочего движения (Первый Интернационал, синдикализм, коммунизм рабочих советов в Германии, автономизм в Италии) и кооперативного движения, национально-освободительных движений. Конечно, всё это ни в коем случае не исключает изучения опыта и теоретического наследия украинских революционеров. Но нужно помнить, что наша борьба за построение свободного общества — без пана и холопа — является международной. Поскольку мы являемся социалистами, то и по отношению к любому бизнесу, который эксплуатирует наёмный труд, у нас должна быть последовательная позиция.

Ещё стоит отметить, что народ — это термин, который объединяет очень широкую категорию людей. Употребление этого термина революционерами было актуально во время Великой Французской Революции и в царские времена. Концепция народа, «99% против 1%», снова стала популярной благодаря движению Occupy Wall Street. Но к бенефициарам капиталистической системы — владельцев мировых и национальных богатств — нужно добавить всех тех, кто занимает руководящие должности от государственных органов до отдельного предприятия, руководящий состав правоохранительных органов и прокуратуры, судей и т. д. В совокупности они составляют значительно больше 1%. Вот, например, что писал Петр Алексеевич Кропоткин ещё в конце ХIХ - начале ХX века:

“В настоящее время по мере увеличения производительной способности растет в ужасающих размерах и армия тунеядцев и посредников. Вопреки царившему прежде среди социалистов мнению, что капитал скоро настолько сконцентрируется в немногих руках, что для овладения общим имуществом достаточно будет экспроприировать нескольких миллионеров, оказывается, что число лиц, живущих чужим трудом, становится в действительности все более и более значительным.”

Освобождение трудящихся - дело самих трудящихся

На мой взгляд, на постсоветском пространстве не хватает организации, которая могла бы объединить все трудящиеся классы — наёмных рабочих, крестьянство, трудовую интеллигенцию, самозанятых (ИП, которые работают сами на себя) и т. д.  - в прямой экономической борьбе с государством и капиталом; которая бы сочетала защиту повседневных прагматичных интересов трудящихся с революционной антиавторитарно-социалистической альтернативой.В первой трети ХХ века наиболее массовым и радикальным движением, которое подходит под это описание, был революционный/анархо-синдикализм. Хотя от наибольшего расцвета и влияния на общественную жизнь прошло уже около ста лет, синдикализм в ХХI веке не утратил своего значения, поскольку наёмный труд никуда не исчез. Синдикализм продолжил традиции своего предшественника — Международного Товарищества Рабочих — объединил борьбу за свержение капитализма и
государства с прямой экономической борьбой за повседневные интересы трудящихся.

Но нам, в Украине, которая находится в состоянии войны с Россией, в ХХI веке, который бросает новые вызовы — массовая миграция, роботизация и прекаризация труда и т. д. - нужно искать несколько другие организационные формы\рецепты\ответы. Если более просто — вывести синдикализм из его состояния уровня маленьких сект ( которые, однако, занимаются(лись)очень полезным делом: переводами и просветительством (КРАС в России) и отслеживанием антисоциальных намерений власти (АСТ в Украине)); вывести синдикализм за рамки рабочего места — сделать его более широким и адаптировать к современным украинским реалиям.

Конечно, невозможно детально предвидеть организационные формы. Но я вижу эту организацию как платформу для координации наемных рабочих; для создания сети и координации потребительских и производительных кооперативов; для поиска работы участникам объединения и одновременно создание черного списка работодателей (вроде Antijob’а). Это альтернативное пространство могло бы стать экономическим фундаментом для развития других направлений деятельности — проведения спортивных, образовательных, научных и многих других проектов. Впрочем, практика и взгляды других инициаторов объединения все равно внесут коррективы, чтобы мы смогли прийти к общему видению целей, состава и структуры, стратегии и тактики организации.

Александр Кольченко

Комментарии

Интересно, а кто-нибудь опубликовал бы на Автономе статью человека который бы спел на суде в Украине российский гимн? Или это патриотический зашквар? А почему Кольченко пел государственный гимн Украины и ему можно? Оксюморон. Анархист, поющий государственный гимн. Пелевин отдыхает...

Я поддерживаю всех наших братьев анархист тов. Но пение гимна это полный пи... дец, ребята. Это как зигануть. Низенько-низенько... 

Рейтинг: 3.6 (5 голоса )

В России анархисты регулярно оказываются в суде на скамье подсудимых, а в Украине - мягко говоря, существенно реже.  Именно поэтому пение гимна Украины гораздо меньший зашквар, чем пение гимна России. Особенно если поющий сам себя считает украинцем, выступает против аннексии Крыма, а ему российские судьи говорят "нет, ты гражданин России". Нормальный такой плевок судьям в лицо.

Я бы петь такое не стал, но у всех разные способы плюнуть в лицо системе. Кропоткин вообще за войну с Германией до победного конца выступал. Но любим мы его не за это.

Рейтинг: 2.6 (5 голоса )

Я понял. Зиговать можно, но низенько-низенько. Если это нужно "для протеста системе".) 

Рейтинг: 3 (2 голоса )

я думаю, что пение гимна, ношение герба, кидание зиги - это всё зашквар однозначно и такое нужно осуждать. но если мы только из-за одного поступка автора отказываем себе в публикации его хорошей и последовательной статьи, то это уже сектанство и это тоже зашквар, на мой взгляд.

Конечно, сами поступки и их количество могут повлиять на то, будете ли вы называть автора анархистом и симпатизировать ему. Но я согласен с Кольченко в том, что нужно читать труды и авторов национально-освободительного движения (которое я считаю ошибочным) и даже публиковать их на автономе, если в них есть какой-то посыл, который может быть полезен современным анархистам

Рейтинг: 4 (2 голоса )

Анонимный :
Я понял. Зиговать можно, но низенько-низенько. Если это нужно "для протеста системе".)

Да, конечно. Исторический, социальный и политический контекст меняется. Соответственно, меняются и значения тех или иных символов, то, как их воспринимает социум.

Допустим, прошло сто лет. Вполне можно себе представить будущую тоталитарную систему, в которой по какой-то причине зиговать будет адски запрещено, и гипотетические протестующие контркультурщики будут кидать зиги в лицо судьям и ментам, вызывая у них дикий баттхёрт. Зига - это же так-то просто жест рукой, через сто лет все эти ассоциации с третьим рейхом и концлагерями забудутся. Так же, как сейчас у нас не вызывает никаких эмоций какая-нибудь военная форма врёмен вооруженного конфликта 1812 года. А вот тоталитарные государственные системы, вполне вероятно, и через сто лет ещё никуда не денутся. И плевать в лицо этим системам будет по-прежнему нужно.

Рейтинг: 5 (2 голоса )

Не забудутся. Потому что сейчас существуют вполне конкретные неонацисты кто использует зигу и лозунг СУГС. А в Украине есть даже целое направление патриотического анархизма, которое поддерживает государственный милитаризм и войну. Кольченко как раз представитель этого направления. Пение гимна это вполне осознанная патриотическая позиция. Он анархопатриот. 

Рейтинг: 3 (4 голоса )

Несколько замечаний.

1. В свое время Интернационал был гимном КПСС. Означало ли это, что его нельзя было петь? А если бы он был гимном СССР, что тоже теоретически могло бы бить? Тогда бы его можно было петь?

2. Когда Кольченко был арестован, " целое направление патриотического анархизма ", наверное уже формировалось, но вряд ли уже оформилось.

3. Петь гимн начал Сенцов. Который не был для Кольченко единомышленником, но был товарищем по несчастью. И с его стороны это был вызов. В этой ситуации молчание могло быть истолковано как отказ поддержать Сенцова из страха перед властями. Как должен был поступить в этой ситуации Кольченко? И самое важное, было ли у него достаточно времени на то, чтобы принять правильное решение? Я думаю, что нет. Лично я до сих пор не знаю, как бы ему следовало поступить. При том, что исполнение гимна в качестве гимна (а оно было истолковано именно так) мне не нравится. Но что надо было делать, я не знаю. Может быть критики Кольченко мне подскажут? Между прочим, вопрос не праздный. любой может оказаться в подобной ситуации.

4. На основании всего вышесказанного я считаю утверждение о том, что " пение гимна это вполне осознанная патриотическая позиция ", необоснованным. Оно может оказаться верным, но может, и не оказаться. Наверное, лучше всего спросить у самого Кольченко, вряд ли он станет это скрывать. Пока же стоит исходить из презумпции невиновности.

5. Даже если Кольченко и патриот, считать на этом основании, что все сказанное им - неверно, просто глупо. Кропоткин тоже под конец жизни стал оборонцем, и за это его многие ругали, но от того, что он сказал раньше, не отказались. Я уж не говорю про Маркса, который сказал много ерунды, но много сказал и дельного. А Пифагор, между прочим, был, говоря современным языком. вождем тоталитарной секты. Что теперь из-за этого не рассказывать ученикам, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Если в статье Кольченко есть что-то неверное, то это и критикуйте. А если нет, то какие проблемы? Здесь же статьи публикуют, а не взгляды Кольченко.

Рейтинг: 5 (2 голоса )

Владимир Платоненко

Это было ситуативное решение и Кольченко пояснил позже, что воспринимал гимн в контексте майдана, во время которого гимн стал вроде французской марсельезы.

Он мог бы уже тысячу раз сказать, что "украинское государство на данном историческом отрезке необходимо" и прочие патриотические моменты, но не стал же так говорить! Наоборот, оппонирует Осадчуку, представителю того самого "анархо(?)-патриотического" направления. 

Рейтинг: 5 (2 голоса )

Есть такая штука, принципы. Их можно легко запачкать как честь или имя. Если у тебя в подельниках бон и он начал кидать зиги в суде, это никак не означает что ты тоже должен зиговать "в поддержку". Если ты не бон, а левый. Потому что можно много писать умных статей о политике пока ты на свободе, но когда в жизни наступает такой момент как суд, это и есть проверка твоим политическим принципам. Когда человек должен сделать настоящий выбор, не бумажный. Кто-то просит суд о пощаде, кто-то подстраивается под мейнстрим. У всех по-разному. Я когда увидел как Кольченко поет Ще не вмерло поменял к нему свое отношение. Он стал в один ряд с другими украинскими политзеками - патриотами. Как Савченко. Но Савченко хотя бы после возвращения в Украину попыталась напасть на Верховную Раду и её посадили в тюрьму. Она патриотка по-настоящему. В ней гораздо больше бунтарства и протеста чем во всех этих клыках и карпюках.

Слава богу что хоть в дело Сети нет никаких исламистов и бонов. Там нормальные анархи. 

Рейтинг: 1 (3 голоса )

Товарищ майор, залогиньтесь уже.

Рейтинг: 5 (3 голоса )

Украинский гимн это одно. Российский - совершенно другое. Нечего даже сравнивать.  Иди дальше читай Магида и рассказывай сказки про "одинаковое зло".

Рейтинг: 4.5 (2 голоса )

Свобода - право смелых.

Вот это здравые рассуждения.

Голосов пока нет

Свобода - право смелых.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

То, что драка за власть началась ещё при жизни Путина, на самом деле плохо. Пока российский народ ждёт смерти престарелого диктатора, у того может появиться сильный преемник, и тогда Россию ожидает ещё два десятка таких же лет, которые народ просто не переживёт. Он и так уже на последнем издыхании...

1 месяц назад
2
Антти Раутиайнен

В эмиграции нет главной задачи, так как главная задача – не оказаться в эмиграции. Многие питают иллюзии, что в эмиграции можно заниматься тем же сопротивлением, что и в России, но это верно только для каких-то довольно узких и специфических случаев, и только когда деятельность происходит...

1 месяц назад
7

Свободные новости