Партизанская тема в творчестве Александра Непомнящего

Социальные и политические взгляды Александра Непомнящего, особенно в его последние годы жизни, вызывают вопросы. Тем не менее, его личность и творчество заслуживают внимания и достойны ознакомления, поэтому предлагаем вашему вниманию свободную новость, посвященную творчеству Непомнящего, от одного из посетителей нашего сайта.

avtonom.org

Александр Непомнящий - поэт и бард, известный в неформальной среде, и в то же время слишком мало известный для своего таланта. Он ушёл молодым: умер от рака мозга в 2007 году - в 39 лет. Стихи Непомнящего наполнены отсылками к художественной литературе, религиозной догматике, философской мысли и, кажется, ко всем областям гуманитарного знания. Эта интеллектуальная форма обрамляет глубину метафор и искренность мыслей и эмоций. Поистине высокая поэзия сочетается с кричащим радикализмом мировоззрения автора. Однако этот "экстремизм" вовсе не выглядит вычурным, а предстаёт глубоко осмысленной, буквально выстраданной идейной позицией. Как и многие поэты, Непомнящий противоречив в своих идеях. Он был близок к нацболам, а в некоторых его песнях антивестернизм и клерикализм порою затмевает освободительный революционный посыл. В то же время Непомнящий глубоко знаком с левой мыслью и анархизмом и, несомненно, причастен им. И свою христианскую религиозность он часто чувствовал как революционную идею.

Творчество Александра - неисчерпаемый мир. Попробуем лишь вкратце коснуться темы борьбы, и, конкретно - партизанской борьбы, в лирике нашего автора.

Многие стихи Александра Непомнящего отличает столь необычный для "полу-хиппи" крайний антипацифизм и превознесение войны как момента истины... "Значит завтра война всё расставит на места - станет всё понятно!" Порою это можно принять даже за некий антигуманизм, но кажется, правильнее видеть здесь столь близкий нам горячий порыв бескомпромиссно бороться со злом, присоединиться к той брани, что уже итак идёт от века в роде человеческом. Тема священной войны с мировым угнетением проходит лейтмотивом через множество песен Непомнящего. Даже столпов Peace and Love Непомнящий зовёт на фронт:

Не ходил бы ты, Джон Леннон, на войну,

Зарабатывал на пенсию да на семью.

Здесь полный хоспис для населения

И Министерство путей разобщения.

 

А собрался так иди, некуда назад.

Не тревожь покой суббот, молчание ягнят.

И корми в окопах вшей до восьмого дня,

Чтоб не вышла кривою судьба!

Впрочем, и сам Джон любил порой прославить в своих песнях отнюдь не мирных бойцов Ирландской Республиканской Армии...

И, пожалуй, наиболее решительно пацифизм отвергают витиеватые строки:

Ледяное стало б тёплым, а горячее остыло

В компромиссах перемирий к окончанию войны

Белым флагом с голубиной лапкой над сплошной могилой,

Если б не было нам смерти и весны.

Здесь весна и смерть как вселенские начала противопоставлены тому, что "ни рыба ни мясо", тёпленькой усреднённости компромиссов, перемирий и "голубю мира".

 Среди воинов-партизан и сама партизанщина становятся важной темой для Непомнящего-революционера. Поэт жил, когда вооружённая борьба левых в России была уделом единиц вроде НРА, РВС и подобных им малых групп. Однако многие радикально настроенные молодые люди "смотрели в ту сторону". Отсюда "листки красно-коричневых партизан" в карманах лирического героя. Хотя таковые партизаны так и остались в воображении, не пройдя полшага до полномасштабной и длительной конфронтации в 1993-м и следующие несколько лет.

Примерно в том же русле и партизаны, прорвавшие загражденья и цепи охраны, из песни "Про поэтов". Партизан здесь предстаёт как образ и состояние, которого автор приглашает активистов достичь и тем самым, возможно, стать больше, чем просто "поэтами".

В нескольких песнях Непомнящего возникает метафора "партизанская весна", олицетворяющая подъём борьбы, своего рода сакральное время, в котором борец обретает себя, живёт и действует как должно. Особенно ярко этот образ отражён в мощнейшей песне Непомнящего "Поле цветов" (она же - "Юрьев день"):

Судили по праву, а где его взяли?

А мир жив только третьей стороною медали

В грызне Импотента Прокурора Добра

И вечно голодного блядского Зла.

 

Третьей, нейтральной, где такие цветы,

Где часто стреляют и посты сожжены,

И все постовые с петлею на вые,

Согласно законам партизанской весны...

И, наконец, одна из наиболее сильных песен Непомнящего так и называется "Партизанская". Она стала квинтэссенцией нашей темы в творчестве автора: поэтическим эскизом тотальной священной войны добра со злом, которая простирается за пределы человеческой жизни, времена и границы миров. Эту песню надо слушать! Приведём лишь небольшой фрагмент - эйфорическую кульминацию композиции:

Будет русское поле и приказ: "Стоять!"

Будет чёрная недобрая чужая рать

В глубине вот увидит свой Китеж-град

Новый Евпатий Коловрат.

В этой же песне вновь появляется образ "партизанской весны"...

Интересно, что помимо партизан Непомнящий часто рассматривает и солдат как положительный образ, вплоть до слов: "И свят солдат!" в одной из весьма противоречивых песен поэта. При этом автор противопоставляет солдат генералам:

А пресвятые генералы бросили солдат

Без мечты на поле боя в одиночку держать

В темноте рубеж последний вслепую, без карт,

Хоть за спиной давно колокола слыхать.

Однако солдат у Непомнящего не всегда позитивен. В ещё одной партизанской песне автора (хоть слово "партизан" там прямо не фигурирует) поётся:

Исчезали мы кругами с глади озер

Замерзали с черным взглядом полыньи

И летел во вражьи спины верный топор

Ниоткуда: ни из-под земли, ни из синевы

 

Пусть солдаты ищут кошек по темным углам

В облачка стреляют и копают огород

Пусть бегут, спешат по нас не знавшим следам

Там нас нет, а здесь - лес, утро, солнце встает

Вообще Непомнящий - полноценный русский литератор, создавший в своих песнях глубокий и многогранный мир. Мы коснулись лишь малой толики. Слушайте Александра Непомнящего! Заряжайтесь эмоциями и мыслями, которые вдохновят вас на борьбу...

Источник: "Боец анархист"

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Комментарии

Надо всё-таки уточнить, что хотя Непомнящий и "причастен левой мысли и анархизму", но на практике выступал против и того и другого - с консервативных, правых и клерикальных позиций. Оособенно под конец жизни, когда там уже началось совсем клиническое православие, близкое к фашизму.

Сложно спорить с тем, что Непомнящий был очень талантлив, это одна из главных фигур российской музыки и поэзии рубежа девяностых-двухтысячных, на мой взгляд. Но его мировоззрение крайне неоднозначно.

Рейтинг: 3.3 (3 голоса )

"но на практике выступал против и того и другого " - не могу согласиться. Возможно, я недостаточно осведомлён в его "практике", однако, судя по творчеству, он хоть и язвил и над левыми, и конкретно - над анархистами, но это была скорее не вражда, а требование исправить свои пороки. А так, для Непомнящего "товарищ Государство - товарищ Антихрист", "Вселенский Октябрь впереди" и многое-многое другое. А песня "Новые похождения Буратино" - это, на мой взгляд, средоточие его отношения к левому движению и ключевые слова здесь6 "Кто поймёт, что очень стыдно оставаться деревянным, тот получит ключик золотой"... Думаю также, что неспроста знакомый с Непомнящим Александр Тарасов завершал открытое письмо к нему словами: 

Я и сам неолибералов на дух не переношу, но между неолиберализмом и фашизмом разницы куда меньше, чем ты думаешь, – это два варианта одного и того же: ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКОВ. А противостоят им: первоначальное христианство (не нынешнее, церковь продалась Маммоне при императоре Константине!) и коммунизм (или, если хочешь, анархизм). - Здесь внимание на последнюю приписку.

Рейтинг: 5 (1 голос )

Ну да, при этом от правых или от церкви Непомнящий "исправить свои пороки" не требовал :-)  "Товарищ государство - товарищ антихрист"  - ну это вполне религиозная парадигма, первые христиане считали власть римских императоров вселенским злом. Но от этого анархистами они не становились. Также и Непомнящий не становится анархистом от этой строки в песне. Мне вообще кажется, что у него не было какого-то чёткого мировоззрения (кроме православия разве что), просто ему хотелось быть радикальным и бороться со злом (каким-нибудь). В этом смысле он плоть от плоти НБП, членом которой, насколько я помню, и был. При этом повторю, что тексты у него всё равно очень талантливые.

Кстати, ссылаться на этом сайте на Тарасова в качестве авторитета довольно странно. Тарасов хорошо известен своим радикально негативным отношением к анархизму.

Рейтинг: 1 (1 голос )

С Тарасовым всё понятно, конечно, но любопытно, что он ссылается на анархизм, именно обращаясь к Непомнящему, звучит как: "чувак, если тебе анархизм больше по душе, чем коммунизм - то ок".

Что касается строк про "товарища Антихриста" - они, конечно, сами по себе не могут свидетельствовать о чётком анархизме автора, но, на мой взгляд, глубокое отрицание не только государственности, но и самого явления власти, причём, я бы сказал, на метафизическом уровне - рассеянно по стихам Непомнящего тут и там. И "для Родины Богов никаких законов нет", и на "каменное небо любых законов" ополчается поэт, - это опять же только на вскидку, так-то власть в стихах непомнящего - тема, тянущая на куда более серьёзное и объёмное эссе, чем обсуждаемое.

Голосов пока нет

"Каменное небо любых законов" - это ещё 90-е годы, когда Непомнящий ещё качался в своём мировоззрении. В двухтысячные он уже вполне оформился как правый консерватор, к сожалению. Напомню, что "для родины богов никаких законов нет" у него потом превращается в "для Руси никаких законов нет". Ну и потом закономерно приводит ко всяким там "солнце на рукаве, крест под гимнастёркой", и вот это всё. Так что власть Непомнящего вполне устраивала, если это власть русских и православных. Это, опять же, вполне в духе христианства - типа земной власти подчиняться нельзя, но для бога ты, конечно, раб и ничего больше.

Вообще, если бы Непомнящий дожил до наших дней, он бы скорее всего топил за Путина и воевал бы на Донбассе против "укрофашистов".  И это печально, поэт действительно талантливый.

Рейтинг: 3.7 (3 голоса )

Безвластная Русь всё же не ахти какой "фашистский конструкт", а в той версии, с которой я знаком - солнце всё же над головой, а не на рукаве. Да и на едва ли не последнем его альбоме "Хлеб земной" 2003 года - "одуванчики спят ДО ПОРЫ под камнями дорог всех империй... и Бог им не судья". В общем, что противоречиво - не спорю - но определять в "правые консерваторы" - имхо запихивать в прокрустово ложе. поэтому насчёт Путино-басса - оочень сомневаюсь.

Голосов пока нет

Когда он пел с группой "Кранты", эта песня называлась именно "солнце на рукаве", и на концертах часто исполнялась именно в такой версии. Думаю, вполне понятно, какой именно символ имелся в виду. Да, творчество Непомнящего крайне противоречиво и не укладывается на сто процентов ни в левую ни в правую тему, согласен. Поэтому записывать его в "анархисты-революционеры" также некорректно, как и в "правые консерваторы" (хотя уж по крайней мере насчет его православия можно быть точно уверенным, он много раз об этом говорил в интервью). А слушать его всё равно нужно, с этим я полностью согласен тоже.

Чью сторону Непомнящий занял бы в 2014 на Донбассе - мы уже никогда не узнаем, конечно.  Но мы видим, что очень большая часть около-НБПшной тусовки отправилась туда воевать против "укрофашистов". И это именно та тусовка, в кототорой вращался Непомнящий.

Рейтинг: 3 (2 голоса )

ещё есть книга дмитрия жвания (?) "путь хунвейбина". от тоже метался от коммунофашизма к а. непойми как. зато хорошо описывает перестроечное Сообщество Прогрессистов Ленинграда, например там о молодости Ивана Лоха есть

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3