Андрей Демидов: "Желтые жилеты, Акт IX глазами заинтересованного наблюдателя"

Желтые жилеты

Публикуем впечатления известного общественного активиста, сопредседателя профсоюза "Учитель", Андрея Демидова о девятом раунде противостояния французского государства и  движения Желтых Жилетов в субботу  12 января 2019 года.

"12 января прокатилась очередная, уже девятая по счету волна протеста. Полицейская статистика дает 84 тысячи протестующих, что больше чем прошедшая неделя (50 тыс.) и позапрошлая (36 тыс.). Правда, сами жилеты утверждают, что их было гораздо больше. Один из полицейских профсоюзов утверждает, что протестующих в субботу было 360 тысяч. Рождественский спад явно закончился и движение опять идет по восходящей. Тем не менее, два месяца протестов хотя и показывают властям, что надежда на усталость протестующих не оправдалась, ставят вопросы – что дальше?

Надо сказать, что пока «желтые жилеты» переигрывают президента и правительство тактически. Если прошлая акция разрушила успокоенность властей и заставила отказаться от пропаганды насчет «демобилизации» движения, то на этот раз парижская акция прошла подчеркнуто в мирном русле. Протестующие заранее согласовали маршрут, организовали службу безопасности, которая должна была поддерживать порядок и пресекать провокации. В итоге министру внутренних дел, который накануне крайне жестко заявлял, что все, кто примет участие в демонстрациях, будут сочтены пособниками погромщиков, сквозь зубы пришлось признать, что «ответственность победила…». Конечно, так случайно совпало, но мирный характер акции оказался крайне уместен на фоне произошедшего рано утром в Париже взрыва бытового газа, в результате которого погибло 4 человека (в том числе двое пожарных), а почти 50 было ранено. 

Колонна демонстрантов в количестве около 20 тысяч (полиция насчитала 8 тыс.) прошла через всю центральную часть города и финишировала на площади Звезды в районе Триумфальной арки. В последовавших стычках с полицией участвовало меньше людей чем неделей раньше. Задержано по стране 240 человек, ранено 22 человека, в том числе двое (манифестант и полицейский) — тяжело.

Рост присутствия ЖЖ отмечен и в других городах. Впервые, прошла большая акция в городе Бурж в 200 км от Парижа. Около 7 тысяч человек, съехавшихся из разных концов Франции в этот географический центр страны вынуждены были буквально прорываться в центр города через заслоны полиции. Тем самым ЖЖ подчеркнули отказ от парижецентризма и уважение к регионам, которые, по их мнению, и несут главную тяжесть проводимых правительством реформ.

Накануне многие газеты писали о том, что ЖЖ призвали забирать вклады из банков, тем самым нанося удар по финансовой олигархии и правительству. Ажиотажа у банкоматов не было видно, что вероятно объясняется тем, что львиную долю ЖЖ составляют малообеспеченные люди, которые попросту не имеют сбережений. Это сетевое децентрализованное движение скорее напоминает бизнес-инкубатор, где средства вкладываются в 100 стартапов, чтобы в итоге выстрелили хотя бы несколько. Идеи предлагаются, получают (или не получают) поддержку и развиваются или закрываются. Люди из «обанкротившихся» инициатив просто возвращаются в «базу» движения, чтобы включиться в новый проект.

Что за люди выходят на улицы? Ничего нового. Как уже показали опросы, большой процент протестантов составляют малообеспеченные люди, а в целом уровень поддержки среди этого слоя населения -больше 80%. Это не только безработные, но также медсестры, помощники учителя и другие младшие педагогические работники, парикмахеры, уборщики и т.д.

В целом в парижской колонне, куда мы влились у мэрии Парижа чтобы разговаривать с людьми, было заметно больше молодежи чем в провинции. Это понятно, Париж – студенческий город. Впрочем, немало людей было и из регионов, Зачастую они обозначали себя историческими флагами своих регионов, что впрочем не свидетельствует о сепаратистских настроениях.

Один из встреченных нами демонстрантов-провинциалов оказался кондитером высокой квалификации (шеф). Как выяснилось, он несколько лет проработал в России. Его материальное положение неплохое, но он имеет принципиальные претензии к правительству. Это не только нехватка демократии, за что обычно выступают небедные ЖЖ, но также антисоциальные реформы. Он рассказал, что его поразили плохие условия и низкие зарплаты, с которыми вынуждены мириться работники в России. В некотором смысле, он протестует, потому что «не хочет, чтобы было как в России».

За прошедшие недели движение не только подросло количественно, но стало сложнее по структуре. Несмотря на то, что большинство по-прежнему в желтых жилетах, можно было увидеть эмблемы недавно организованного движения в защиту образования «красные ручки», со своими плакатами шли «женщины в гневе» - недавно проведшее свою первую акцию «гендерное» крыло ЖЖ.

Накануне демонстрации с призывом подержать ЖЖ выступило парижское отделение Всеобщей конфедерации труда (CGT) – крупнейшей профсоюзной федерации Франции. Ее активисты были заметны своими профсоюзными флагами и красными жилетами.

По-прежнему в толпе очень силен республиканский, революционный пафос. Много людей гордо несли французский флаг, хором пели гимн Франции, особо нажимая на слова, грозящие гибелью тиранам. Новым атрибутом, получающим все более широкое распространение, стал красный фригийский колпак – символ Великой французской революции.  Впрочем, за последние недели у движения появились и свои песни. Несколько раз запевали песню, в которой Макрону – президенту боссов (des patrons) предлагалось все же встретиться с народом лицом к лицу. 

Что планируют ЖЖ дальше? На следующую субботу уже заявлен очередной 10-й акт протестов. Одновременно с этим, ЖЖ готовятся к большим национальным дебатам, которые анонсированы правительством. Надо признать, если правительство рассчитывало этой инициативой увести народ с улиц, а еще лучше – расколоть движение, то пока ни одна из этих целей не реализована. 

Доверие к дебатам изначально подорвано скандальной отставкой главы комиссии по их проведению. Как выяснилось, чиновник, которому предстояло организовать диалог бедных с богатыми, сама получала из казны денежное содержание, равное президентскому. Кто теперь будет играть роль главного арбитра пока не ясно.

Во-вторых, как заявляют ЖЖ, им не ясно каким образом будут учтены их требования. Э. Макрон в своем обращении, опубликованном вечером в воскресенье, уверял, что принять участие в дебатах сможет каждый француз, но одновременно подчеркнул, что это всего лишь консультации и принимать решения будет президент. Уровень доверия к президенту (и как к личности и как к должности) остается очень низким и такое обещание вряд ли многих успокоит.

Вопреки выдвинутым правительством четырем темам для дебатов (налоги, эффективность государственных органов, экологическая политика, демократизация), ЖЖ требуют обсуждения своей программы из 3 пунктов: существенное упрощение процедуры проведения референдумов «по всем вопросам», снижение прямых налогов на простых граждан и снижение косвенных налогов на «предметы повседневной необходимости», сокращение зарплат и льгот получаемых нынешними и бывшими высшими чиновниками (включая президента). 

В регионах пункты программы для дебатов определяются на Общих ассамблеях – собраниях, на которые может прийти любой желающий. Ассамблея в Лионе 7 января прошла под открытым небом, потому что в зале, предоставленном мэрией не смогли разместиться все желающие. Около 500 человек, разбившись на комиссии, несколько часов на площади обсуждали разные аспекты деятельности движения, после чего на общем пленарном заседании были приняты итоговые решения. Показательно, что в ходе дебатов перевес получает «левая повестка» - в то время как требования ограничить миграцию не поддержаны большинством, на первые места выходят требования референдума и развития социальной сферы, вплоть до национализации дорог.

Здесь, а также в Тулузе для голосования применялся рейтинговый метод, где каждой из предложенных инициатив можно выставить оценку от 1 до 10. Набравшие в итоге наибольшую сумму баллов предложения будут внесены на дебаты в местных мэриях. Какие резолюции будут в итоге вынесены, предсказать трудно, но региональная повестка может быть более радикальной чем, то что сейчас звучит от имени всего движения.

«Если мы снижаем налоги, надо определиться кто за это заплатит» - объявил Макрон в своем обращении. Ответ очевиден, если как хотят ЖЖ будут снижены налоги на бедных, придется повысить налоги на богатых. Например, восстановление налога на богатство, отмена которого стала одной из первых мер Макрона на посту президента, согласно опросам, поддерживают 75% французов. Так что дебаты обещают быть напряженными и весьма вероятно, что вместо замирения приведут к дальнейшей эскалации. 

Выстраивание сети местных ассамблей, которые призваны координировать протестную активность и переговорный процесс (так на лионской ассамблее решено направить к префекту на переговоры делегацию во главе с безработным сантехником), вероятно, самое важное событие в развитии движения за прошедшие недели.

О настроениях. Все встреченные нами на демонстрации люди говорят, что не собираются останавливаться. Они чувствуют, что именно они воплощают дух равенства, братства и народовластия, в официальных речах давно ставший ритуальной фразой. Они знают, чего хотят (пусть часто разное и коряво сформулированное, но ясно понимаемое как руководство к действию), они рады чувствовать себя частью большого движения и не хотят возвращаться к противостоянию тяготам жизни один на один. "

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

2 месяца назад
3
Антти Раутиайнен

Вскоре после полномасштабного вторжения в феврале 2022 года Путин обозначил цели своей войны – к ним относятся неприсоединение Украины к НАТО, смена правительства, сильное ограничение обороны Украины, захват территории (с международным признанием) и снятие западных санкций. Послушать на Spotify...

3 месяца назад
8

Свободные новости