Ровно сто лет назад, 28 июня 2014 года, в 525-ю годовщину битвы на Косовом поле и национальный сербский праздник Видовдан, в Сараево на набережной у Латинского моста Гаврило Принцип несколько выстрелил раз в машину престолонаследника Австро-Венгерской Империи эрцгерцога Франца Фердинанта. Итог – Первая Мировая Война и десятки миллионов смертей для всей Европы; тюрьма, смерть от туберкулёза и посмертная слава — для стрелка.
Немногочисленных сведений о Гавриле Принципе – фотографии, воспоминания очевидцев, материалы уголовного дела, написанные в тюрьме неумелые стихотворные строчки, – вполне хватает для составления психологического портрета. Типичный незрелый молодой дурачок со стандартной для балканских радикалов начала 20-го века мешаниной из национал-освободительных настроений, мечтаний об объединении славянских народов, идей Бакунина и Кропоткина и карбонарской романтики. Учитывая тот факт, что политический терроризм для того региона был обычным массовым явлением, в сухом остатке от Принципа остаётся практически заурядная личность, оказавшаяся в нужное время в нужном месте. А если вспомнить, что скончался Принцип в тюрьме Терезин в апреле 1918 года, то это даже не любимый правыми “мёртвый герой”, погибший с оружием в руках. Прибавим волну прокатившихся по Австро-Венгрии после Сараевского убийства сербских погромов, первую мировую войну, в которой Сербия потеряла 30% процентов населения… Получается, теракт Принципа, в принципе, оказался вредным и глупым. Тогда откуда взялся весь этот почёт – улицы честь Принципа, (тот самый Латинский мост называли Мостом Принципа), граффити с его портретом и стихами на стенах домов, медали за храбрость непризнаной Республики Сербской в его честь?
Культ Принципа начал зарождаться сразу после окончания первой мировой войны, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев. Белград добился своей цели – объединение южнославянских земель под крылом Сербии свершилось. Ценой огромных потерь, ценой гибели трети населения мечта о «Великой Сербии» была реализована. Правда многие из тех, кто стоял у её истоков, не смогли насладиться плодами своих трудов. К примеру, вдохновителя движения “Млада Босна”, одного из основателей тайного общества “Единство или Смерть” (более известного как “Чёрная Рука”) Драгутина “Аписа” Дмитриевича, приведённый им к власти режим расстрелял в 1917 году. Потом была Вторая Мировая Война, снова разделение Балкан и чудовищная резня, и опять единство, уже в рамках СФРЮ. Культ Гаврилы Принципа не только выжил в «социалистической» республике, но и принял новые масштабы. Тито даже реабилитировал Дмитриевича. Но даже и после распада СФРЮ культ Принципа остался, его чтят государственники всех цветов.
Принципа иногда называют анархистом из-за его симпатий к Бакунину и Кропоткину. Но нужно учитывать, что у классиков анархизма он позаимствовал преимущественно «панславистские» фантазии, в которых сам Бакунин под конец жизни разочаровался. Вот его слова из протокола допроса:
“Я югославский националист и я верю в объединение всех южных славян в единое государство, свободное от Австрии”
Мечтания о государствах вообще крайне плохо вяжутся с анархизмом. Впрочем, благодаря налёту анархистской романтики, Принцип остаётся крайне привлекательной фигурой не только для красных и консерваторов, но и для национал-автономов всех мастей. В какой-то мере, он явился предтечей их идей и наглядно продемонстрировал к чему они ведут: перемножив анархизм с идеями национального освобождения, получил только лишь создание нового авторитарного и консервативного государства. «Освобождение» сократилось, остался один лишь национализм.
С другой стороны, Гаврила Принцип в молодом возрасте парой выстрелов смог повергнуть мир в кровавый хаос.
А чего добился ты?
И.К.
Добавить комментарий