"Субкультуризация политических движений: плюсы и минусы": итоги дискуссии

18 октября в Москве в рамках дискуссионного клуба "Автоном" состоялось обсуждение темы "Субкультуризация политических движений: плюсы и минусы". Докладчица рассказала об истории различных субкультур 20-го столетия и их влиянии на современные им протестные движения.

Затем поведала о психологических исследованиях, которые сравнивали нахождение молодежи в субкультурной среде с инициациями. Так, если в первобытных племенах все подростки на какое-то время отделялись от остальных в свои собственные сообщества, то в классовых патриархальных формациях подобный опыт в основном обеспечивался для юношей из привилегированных сословий. А после разрушения структур традиционных обществ роль инициаций для наиболее "пассионарной" молодежи стали играть молодежные субкультуры.

Однако подобное явление может носить только временный характер, после чего повзрослевшие юноши и девушки интегрируются во "взрослую жизнь". А поскольку для анархического и ряда других либертарных движений молодежные субкультуры в какое-то время стали основной мобилизационной средой, то очень многие люди стали отождествлять политическую деятельность с нахождением в субкультуре. И заканчивать активистскую деятельность, "повзрослев".

Более того, несмотря на распространенность субкультурности в анархической и левой среде, сами по себе субкультуры, по мнению докладчицы, не несут политической программы по изменению общественных отношений. Часто самоцелью "нонконформизма" становятся эстетические и культурные отличия от окружающих "обывателей".

Ряд участников и участниц дискуссии высказали возражения. Так, было отмечено, что в отличии от нахождения в современных молодежных субкультурах прохождение инициаций в традиционных обществах ни в коем случае не ставило под сомнение "мейнстримные" ценности, а наоборот, готовило молодежь к интеграции во "взрослую жизнь". Кроме того, субкультуры бывают не только протестными, а, например, формироваться на основе хобби.

Были приведены примеры и современных российских немолодежных "возрастных" субкультур, являющихся мобилизационной средой для определенных политических движений: например, "перестроечников" либеральных взглядов или людей старшего возраста, ностальгирующих по советским временам.

Также в качестве проблемы было отмечено, что массовое присутствие субкультурных молодых людей в либертарном движении приводит к формированию в нем соответствующих эстетических и культурных стандартов. И людям, не соответствующим им по внешности, и в особенности людям среднего и старшего возраста, часто бывает очень сложно включиться в работу анархических коллективов, даже если они разделяют их политические программы.

Но в целом ряд участников и участниц дискуссии сошлись во мнении, что протестные субкультуры ставят под сомнение многие "мейнстримные" стандарты, причиной распространенности которых являются капиталистические и патриархальные отношения. Поэтому скорее нужно стремиться к увеличению количества нонконформистских субкультур, которые будут формировать люди самых разных возрастов, эстетических и культурных предпочтений. Это приведет и к более разнообразным источникам мобилизации либертарных движений.

Аудиозапись дискуссии:

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Коммунизм - понятие многозначное и разные школы его представляют по-разному. Существует небольшевистский или даже антибольшевистский коммунизм - от Петра Кропоткина до Отто Рюле. В начале 20 столетия и до 1917 года все или почти все, кто называл себя коммунистами в мире - были анархистами,...

2 дня назад
4
Мария Спиридонова
Michael Shraibman

10 октября был в 2007 году объявлен Европейским днем против смертной казни. Исторические анархисты - люди периода Золотого века анархизма (XIX - первая половина XX вв), то есть, периода, когда он был массовым движением, включавшим миллионы участников, а так же другие сильные либертарно-...

1 неделя назад

Свободные новости