Это текст исторического проекта «бармалеи/партизаны» — коллектива журналистов, который решил, что аналогий и перекличек между современной Россией и событиями XX века настолько много, что почему бы не сделать об этом медиа. Другие материалы проекта «бармалеи/партизаны» в телераме и инстаграме.
В России началось очередное «пыточное» дело против анархистов и антифашистов. В Тюмени, Екатеринбурге и Сургуте арестовали шестерых человек по обвинению в организации и участии в «террористическом сообществе» (ст. 205.4 УК РФ): Кирилла Брика, Дениза Айдына, Юрия Незамова, Данила Чертыкова, Никиту Олейника и Романа Паклина. У тюменцев Брика и Айдына якобы изъяли взрывчатое вещество массой 312,13 грамма и 2 детонатора. Конкретных обвинений в атаках против режима или подготовке к ним предъявлено не было, однако одной лишь статьи 205.4 достаточно, чтобы посадить ребят на сроки от 5 до 20 лет.
Любому человеку, мало-мальски знакомому с практиками работы российских спецслужб, уже понятно, что анархистов пытали. У Романа Паклина в результате пыток появились боли в сердце и отнялась рука, а Юрий Незамов сообщил адвокату, что его душили пакетом и били током, и такой боли он «не испытывал никогда в жизни». Пятеро из шести фигурантов дела уже направили заявления по факту пыток в Следственный комитет.
Ранее точно также были подвергнуты страшным пыткам, обвинены в терроризме и отправлены в колонии на сроки от 6 до 18 лет пензенские анархисты и антифашисты, ставшие фигурантами так называемого «дела Сети». А еще раньше того, в начале десятых нижегородские спецслужбы попытались обвинить местных анархистов в создании несуществующей экстремистской организации "Антифа-Rash" и даже напечатал ее членские билеты. К счастью, дело было прекращено в 2013 году в связи с амнистией.
Для российских анархистов и анархисток очевидно, что «тюменское дело» — это расправа над либертариями, в которых путинский режим видит угрозу. С началом военного вторжения в Украину политическая обстановка в России накалилась. Анархистам известно, что все обвиняемые негативно относились к путинскому режиму и выступали против вторжения в Украину, но террористических актов никто из них не планировал. Рома, Ник, Данил, Юра, Дениз и Кирилл — люди, которых их друзья и соратники характеризуют исключительно с положительной стороны.
Как мы неоднократно замечали в своих постах, Россия все больше напоминает латиноамериканскую хунту. В таком случае репрессии и пытки анархистов – это наш аналог операции «Кондор»: массового уничтожения левой оппозиции, проведенного в 1970-80-х годах диктаторскими режимами Латинской Америки при поддержке спецслужб США.
Одним из наиболее активных участников операции «Кондор» была чилийская политическая полиция – Управление (Директорат) национальной разведки (ДИНА) – созданная после приведшего к власти Пиночета военного переворота 1973 года.
Колония Дигнидад, Londres 38, вилла Гримальди – чилийцы до сих пор помнят эти страшные названия пыточных центров, в которых ДИНА содержал политических заключенных. Многие из этих мест раньше принадлежали левой интеллигенцией: в доме Londres 38 собиралось отделение Социалистической партии Чили, а вилла Гримальди вилла использовалась сторонниками кандидата в президенты Сальвадора Альенде.
На верхнем этаже виллы Гримальди располагалась бывшая цистерна с водой, разделенная на десять невероятно тесных помещений, в которых содержались заключенные. Эти пространства были настолько малы, что жертвам приходилось входить в них, ползая на коленях. В башне также находилась камера пыток, где заключенные содержались в изоляции. Еды было мало, а условия были крайне антисанитарными.
Одними из заключенных виллы Гримальди была будущий президент Чили Мишель Бачелет вместе со своей матерью. Они тоже подвергались изощренным издевательствам, но им по крайней мере удалось выжить, чего не скажешь о сотнях узников одного только этого концлагеря.
Вилла Гримальди
Одним из излюбленных инструментов пыток (как у российских полицаев) чилийских спецслужб был электрический ток. Голого заключенного привязывали к металлическому каркасу кровати и прикрепляли электроды к наиболее чувствительным частям его тела: например, гениталиям или открытым ранам. Особенно варварским вариантом такой пытки было использование двухъярусной кровати: тогда жертву клали на нижнюю койку, а его друга или родственника одновременно пытали на верхней.
Еще одним распространенным методом издевательства была пытка водой, когда жертве закрывали тканью лица и дыхательные пути и поливали ее водой, вызывая у человека ощущение удушья. Иногда заключенных подвешивали за ноги на веревках и опускали вниз с головой в резервуар с водой; при этом жидкость была грязной и с плавающим мусором.
Многие на вилле Гримальди имели переломанные или ампутированные конечности: непокорных заключенных заставляли лечь на землю и проезжали им по ногам машиной, дробя кости. Женщин поголовно подвергали сексуализированному насилию и еще более ужасающим пыткам, таким как засовывание посторонних предметов, живых пауков и крыс в гениталии. В концентрационном лагере Писагуа заключенных заставляли ползать по земле и слизывать грязь с полов. Их также погружали в чаны с экскрементами и иногда заставляли их глотать.
Чтобы оправдать режим террора, хунта Пиночета культивировала в стране страх перед леворадикалами. Например, чтобы оправдать аресты диссидентов, леворадикалов обвиняли в захвате огнестрельного оружия из оружейных магазинов. Пиночет также разрешил ДИНА инсценировать взрыв чилийской конспиративной квартиры: вину за него возложили на левых экстремистов. Как это наглядно видно и в современной России, спецслужбы, репрессируя леворадикалов, эксплуатируют страх перед террором обывателей, не понимающих, что даже самый отпетый анархист несоизмеримо менее опасен для общества, чем палачи в погонах.
По данным Комиссии правды и примирения и Национальной комиссии по политическим тюрьмам и пыткам, число непосредственных жертв нарушений прав человека в Чили составляет около 30 000 человек: 27 255 были подвергнуты пыткам и 2279 казнены. Кроме того, около 200 000 человек подверглись изгнанию, а точное число прошедших через тайные центры и незаконное содержание под стражей до сих пор неизвестно.
Вилла Бавьера
Чилийские суды до сих продолжают выносить приговоры агентам пиночетовских спецслужб: так, в октябре 2021 года Верховный суд Чили подтвердил приговоры 19 членам ДИНА по обвинению в похищении активистов «Левого революционного движения». Осужденные экс-агенты получили сроки от 5 до 12 лет.
Однако, как с грустью отмечала газета L'Humanité, в ряде латиноамериканских стран «судебные иски против авторов преступлений «оскорбления человечности» с 1970-х по 1990-е годы в большей степени обязаны изъянам в законах об амнистии, чем реальной воле правящих правительств, которые, наоборот, размахивают флагом «национального примирения»».
Как мы уже писали, даже сам Аугусто Пиночет умер на свободе в возрасте 91 года, так и не понеся никакого наказания. Наша задача не повторить этих ошибок и воздать по заслугам всем современным мучителям в погонах, а пока что вы можете проявить солидарность и помочь их жертвам.
Как помочь тюменским антифашистам?
Информационно — распространяя информацию о деле и привлекая к нему внимание. Вы можете подписаться на ресурсы группы поддержки арестованных в телеграме, фейсбуке и инстаграме.
Материально — поддержав сбор на оплату адвокатов и другие необходимые траты: PayPal: abc-msk@riseup.net (с пометкой «тюменское дело»).
Добавить комментарий