Высоцкий в Гуляй-Поле

В честь семидесятипятилетия Владимира Высоцкого - старый текст Игоря Подшивалова о путешествии поэта по махновским местам. Впервые был напечатан в журнале "Сибирский Тракт".

«Я из повиновения вышел...»

25 июля 1934 года в парижской больнице для бедных умер человек, имя которого наводило страх на ДЕНИКИНА и ВРАНГЕЛЯ, ЛЕНИНА и ФРУНЗЕ, ПЕТЛЮРУ и гетмана СКОРОПАДСКОГО. Зато украинские крестьяне произносили его имя с надеждой и любовью. Урну с его прахом похоронили на кладбище Пер-Лашез недалеко от Стены коммунаров, расстрелянных после подавления Парижской Коммуны. На мемориальной плите надпись «Нестор МАХНО. 1889-1934».

25 июля 1980 года в московской квартире скончался человек, голос которого знала вся страна. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. На постаменте выбито «Владимир ВЫСОЦКИЙ. 1938-1980».

Эти два человека были очень похожи, они оба любили свободу. В 2002 году вышла книга Давида КАРАПЕТЯНА «Владимир Высоцкий. Между словом и славой», в которой есть глава «Гуляйполе. К Махно!» Автор рассказал о неизвестном эпизоде из жизни поэта. Карапетян был переводчиком с итальянского и работал на съемках советско-итальянских фильмов «Красная палатка» и «Ватерлоо». Тогда он и познакомился с Высоцким.

Счастливые совпадения

В 1970 году Карапетян решил написать сценарий фильма о Махно. «У меня сложилась своя версия мятежного атамана, - вспоминает он. – Он мог стать генералом и у гетмана, и у Петлюры, и у Деникина с Врангелем. Кавалер ордена Красного Знамени (четвертый!), он мог получить большой чин и у красных. Но «мирному врастанию в социализм» Нестор Махно предпочел борьбу со всеми режимами и голодную независимость в эмиграции. Мне он виделся героем античных трагедий, бросающим вызов Року. Оставалось лишь впрячь этот анархо-идеализм в пулеметную тачанку – эту огненную колесницу Фаэтона, на всем скаку под черным стягом Свободы ворвавшуюся в кровавую сумятицу Гражданской войны, испепелившую в ней и себя, и своего демонического возницу».

Карапетян задумал уговорить ТАРКОВСКОГО снять фильм о махновщине, а на роль главного героя хотел пригласить Высоцкого. «Мне страстно хотелось, - писал он, - чтобы в финальной сцене, после перехода остатков махновской армии через Днестр, Володя спел «Охоту на волков». Какой кадр! Румынская погранзастава, Высоцкий-Махно и – «но остались ни с чем егеря...» Однажды Карапетян сказал Высоцкому, что его «Нинку» можно считать гимном анархическому своеволию, на что тот возразил: «Нет, не «Нинка», а «Охота на волков» – настоящий гимн Анархии».

Дальше началась череда странных совпадений. Однажды Высоцкий пришел к Карапетяну и сказал: «Ты знаешь, оказывается, Махно никого не расстреливал, хотя постоянно грозился. Это все вранье, что нам про него рассказывают». «А ты откуда знаешь?! Ты что, интересуешься Махно?» – спросил Давид. Высоцкий сказал, что Валерий ЗОЛОТУХИН будет играть роль Махно в фильме «Салют, Мария!» и ему принесли из спецхрана дневник Галины КУЗЬМЕНКО, вдовы атамана. Позже выяснилось, что дядя Андрея Тарковского, уроженец Екатеринослава, работал секретарем у Махно, и у режиссера сохранились ценные материалы об истории махновщины.

Встреча с персонажами Бабеля

Карапетян и Высоцкий на «Москвиче» выехали из Москвы 21 августа 1970 года и отправились в Гуляйполе. «Оборачивалась явью моя мальчишеская затея – скрестить в пространстве судьбы двух иноходцев века, Высоцкого и Махно», - пишет Карапетян. Недалеко от Запорожья друзья потерпели аварию - помялся кузов и повредился мотор. К ним подбежали три деревенских парня, настоящие бабелевские персонажи. Один – верзила, вылитый гайдамак, второй с маргинальным черепом наверняка был потомком комбедовца из незаможних селян, третий Карапетян про себя окрестил чоновцем. Уж очень он напоминал бойцов элитных частей Красной Армии, которые орудовали в этих местах в Гражданку. Услышав, что незнакомцы едут в Гуляйполе, «комбедовец» криво усмехнулся: «А-а-а, махновцы!» За три рубля «гайдамак» ударами гигантских ступней выправил кузов, а «комбедовец» украл ключи от машины и был таков. Высоцкий бросился в погоню, а Карапетян сказал ребятам: «Вам знакома фамилия Высоцкий? Это он и есть!» Услышав это, «чоновец» ринулся за своим приятелем, а «гайдамак» спросил: «А че это вы нам сразу не сказали?»

Вскоре Высоцкий вернулся вместе с «чоновцем» и пристыженным «незаможником», который вернул ключи. Хлопцы вызвались проводить поэта и его друга и по дороге развлекали их былями и небылицами о легендарном земляке. Самым осведомленным оказался «чоновец». Запомнилась его фраза: «Конечно, останься Махно с красными, быть бы ему маршалом. Но не захотел».

Друзья переночевали в Макеевке, на следующий день приехали в Донецк и спускались в шахту «Бутовская глубокая», и на обратном пути Высоцкий провел концерт для шахтеров, на котором впервые спел «Черное золото». В Гуляйполе они поехали на служебной «Волге», которую им предоставила дирекция шахты.

На родине батьки

«Так вот оно, Гуляйполе! Вот откуда вновь разлились воля и казачества на всю Россию! Вот это «волчье логово», ставшее кошмаром для окопавшегося в Кремле ЦК растления Родины и революции! Минуя все шлагбаумы и промачиваясь сквозь карантины, лозунги гуляйпольщины грозно реяли над Кронштадтом и Твридой, Полтавой и Западной Сибирью: «третья революция», «Советы без коммунистов», «самоуправление трудящихся», - пишет Карапетян.

Узнав адрес племянниц Махно, друзья подъехали к их дому. Какая-то баба с возу, увидев их, крикнула: «Ну шо, опять до Махна?!» Их встретила Анастасия Савельевна МИЩЕНКО, дочь старшего брата Нестора Ивановича – Саввы. Савва Махно был участником русско-японской войны, анархистом-коммунистом с 1907 года, в 1918-м командовал отрядом «черной гвардии», воевал против белоказаков и петлюровцев. Прошел путь от рядового бойца до помощника начальника снабжения Революционной Повстанческой армии Украины, пленен и расстрелян красными в феврале 1920 года.

Анастасия и ее сестра, много лет прожившая в Сибири, рассказали гостям все, что помнили о своем дяде. Женщины говорили о начальном периоде деятельности Махно, когда он был избран председателем Гуляйпольского Совета, передал землю крестьянам, черепичную фабрику – рабочему комитету, агитировал за вольные коммуны и сам три дня в неделю работал в одной из них простым пахарем.

Обе племянницы возмущались тем, как показывали их дядю в кино: «Это неправда, он не был таким!» Но когда Высоцкий спросил, как они относятся к деятельности дяди, Анастасия Савельевна сказала: «Отрицательно, потому что из-за него постарадали все мы, его близкие». Вот и борись после этого за народное счастье! Савва Махно был казнен красными, другого брата, Емельяна, расстреляли гетманцы, третий, Григорий, погиб в бою с деникинцами. Тестя Махно, отца Галины Кузьменко, тоже расстреляли красные. Дом батьки сожгли. Сама Галина Кузьменко и дочь Махно Елена, родившаяся в польской тюрьме, после смерти Нестора Ивановича жили в Париже, в 1940 году были вывезены на принудительные работы в Германию,а в 1945-м попали в лапы НКВД.Галина Андреевна провела восемь лет в Казахстане, Елена – пять лет в Коми. Жена и дочь Махно оставшуюся жизнь прожили в Джамбуле.

Высоцкий запомнил слова одной из племянниц: «Церкви он не трогал, но попов мог расстрелять, если те шпионили». Позже он сказал Карапетяну: «Слышал, а церкви-то он не трогал...»

В начале 30-х годов из-за границы Махно прислал племянницам свою фотографию с дочерью Еленой. Карапетян спросил, о чем писал бывший атаман и чем занимался в Париже. «Журналистом был, статьи писал всякие», - ответила Анастасия Савельевна.

Из Гуляйполя друзья поехали в совхоз имени Энгельса и нашли там старика, который воевал у Махно, потом жена поставила ультиматум: или семья, или ратные подвиги. Он пробыл в махновской армии всего несколько месяцев. Дед рассказал о начале борьбы, когда Махно собрал верных соратников, обнажил шашку и призвал их к мщению карателям: «Око за око, зуб за зуб!» Вспоминая батьку и его белого коня, старик прослезился. Для него батька был сказочным витязем, бесстрашным народным заступником. За «грехи юности» старик поплатился длинным сроком лагерей, хотя никакого участия в борьбе против красных не принимал. Его единственным преступлением было то, что он сражался против немцев, гетманцев и Пелюры под командованием Махно.

Во время поездки по махновским местам друзья узнали о сражении под Уманью, где погиб один из братьев Махно - Григорий. Тогда анархическая республика на колесах разбила отборные войска Деникина и сорвала их победный марш на Москву. Благодарность комиссаров не заставила себя ждать. Вскоре славный ловчий Феликс ДЗЕРЖИНСКИЙ призвал «истреблять махновцев, как бешеных зверей». То же самое произошло после разгрома ВРАНГЕЛЯ. Использовав в крымской операции лучшие махновские части, первыми форсировавшие Сиваш, ФРУНЗЕ предательски повернул оружие против вчерашних союзников. Вина махновцев заключалась не только в их стремлении к свободе, но и в отказе участвовать в бойне, которую устроили красные после взятия Крыма. За две недели большевики уничтожили больше ста тысяч сдавшихся врангелевцев и мирных жителей из числа интеллигенции. Двадцать лет спустя в Бабьем Яру погибло столько же, но от рук немцев и за два года.

Началась охота на Махно – 150 тысяч красных егерей против 3 тысяч матерых волков и волчат. «Не на равных играют с волками егеря, но не дрогнет рука. Оградив нам свободу флажками, бьют уверенно, наверняка». Махно дал прощальный бой комиссарам, и неравный поединок с псами и псарями растянулся на девять месяцев. Ленин в апреле 1921 года признал: «Наше военное командование позорно провалилось, выпустив Махно, и теперь еще более позорно проваливается, не умея раздавить горстки бандитов». Мятежный атаман ушел в Румынию только в августе 1921 года. Он. кстати, не скрывал своего восхищения храбростью белогвардейцев и невысоко ценил боевые качества красных. Они побеждали не умением, а числом.

Обо всем этом Высоцкий и Карапетян слышали от жителей Макеевки, Донецка, Гуляйполя. Сценарий фильма так и не был написан, и поэт не сыграл роль батьки. Время для такого фильма еще не пришло. Через пару лет Карапетян получил из Франции письмо, в котором его знакомая сообщила, что нашла старушку, хранящую старый рисунок. «Автора рисунка старушка видела всего один раз. Его привел на вечеринку один ее знакомый. Это был довольно плохо одетый и ничем не примечательный мужчина маленького роста. Но он привлек всеобщее внимание, когда забился в конвульсиях. Вызвали врача. Тот посоветовал оставить его ночевать. Наутро он был уже здоров и выразил желание как-то отблагодарить хозяйку. В знак признательности он и оставил ей на память этот рисунок. А имя этого человека было Нестор Махно».

Подготовил Игорь ПОДШИВАЛОВ.

Комментарии

Мой дед жил в селе неподалёку от Гуляй-Поля, когда тампромышлял Нестор Махно. Вот что он говорил про батьку Махно: "Бандитом был Махно, прийдёт со своей бандой из лесу пограбит сельчан, растреляет неугодных, тех, кто отказывался пропитание давать бандитам и опять в леса партизанить со своей бандой уйдёт. Но надо отдать должное, грабили махновцы не под чистую и растрёлы сельчан не имели массовый характер, а вот красные, если приходили, забирали всё под чистую, и устраивали массовые казни, если село уличали в помощи тех, кто для большевиков был идеологическим врагом".

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости