Сербия: Наступление государства на либертарное движение

Анализ текущей волны государственных репрессий против Анархо-синдикалистской инициативы.  

С момента официального образования нашей организации в конце 2002 года не было еще ни одного года, чтобы наши активисты не арестовывались или не преследовались по суду, хотя каждый раз их приходилось освободить. В настоящее время в отношении семи членов нашей местной белградской группы возбуждены судебные дела по политическим мотивам за различные правонарушения. Эти репрессии против нашей организации являются явным признаком слабости бесчеловечной системы, переживающей упадок.  В первые дни после конференции НАТО в Белграде и арестов наших членов, которые участвовали в Антинатовской кампании, против членов Анархо-синдикалистской инициативы (АСИ) как по-волшебству был возобновлен сфабрикованный процесс, который закончился более года назад приговором с освобождением из заключения.   

Согласно решению Апелляционного суда в Белграде, которое было получено Верховным судом в Белграде 24 июня сего года, апелляционный суд удовлетворил апелляцию Генерального прокурора в Белграде и отменил приговор об освобождении "Белградской шестерки" от 16 июня 2010 года, вернув дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Несколько дней спустя, 29 июня 2011 года, Верховный суд в Белграде (и судья Драгомир Герасимович, которые вынес оправдательный приговор по делу "Белградской шестерки"), объявил, что суд не вправе рассматривать дело в отношении шести [обвиняемых], и решил передать дело в городской суд первой инстанции в Белграде.

Это политически мотивированное решение Апелляционного суда сопровождалось юридически и во всех иных отношениях неграмотным объяснением, которое не представило никаких аргументов в пользу такого вердикта, чем еще раз подтвердило политический характер всего дела «Белградской шестерки».

Напомним общественности, что в сентябре 2009 года в Белграде были арестованы четыре члена ASI, а также двое других независимых белградских анархистов (Саня Дойкич, Иван Вулович, Ратибор Тривунац, Тадей Курепа, Иван Савич и Никола Митрович) по обвинению в нападении на греческое посольство в Белграде. Конкретно, в ночь с 24 на 25 августа 2009 года на тротуар перед посольством были брошены две бутылки с горючей жидкостью, а на его фасаде было нарисовано буква "А" в круге -- символом анархистского движения. Ущерб был оценен в 18 евро. После вмешательства "сверху" со стороны сербского государства это событие, которое полицией характеризовалось как «общеопасное» преступление, было переквалифицировано. Результатом стало первое в сербской истории обвинение в совершении "международного терроризма".

Безусловно, одной из основных причин такого обвинения было то, что Aнархо-синдикалистская инициатива в тот период была делегирована выполнять функции секретариата Международной ассоциации трудящихся, тем самым способствуя международной координации, но не "террористов", а боевых профсоюзных организаций со всего мира.

Несмотря на то, что было очевидно, что дело сфабриковано и является плодом политического давления, следствие, которое проводил судья Милан Дилпарич, отвечающий за наиболее важные политические дела -- такие, как дело Радована Караджича и Ратко Младича, -- оставило в силе такие абсурдные обвинения. Важно подчеркнуть, что шесть подозреваемых в организации нападения упоминаются в качестве членов ASI. Это подчеркивает стремление государства возложить уголовную ответственность на нашу организацию и обвинить ее в участии и организации международных террористических атак - что видно из утверждений о существовании некоей «греческой ассоциации под названием "АСИ"», которой, конечно, никогда не существовало. Реакция на наглость и откровенные государственные репрессии, которые нашли отражение в фальсификации доказательств против шестерых обвиняемых и в бессмысленной переквалификации происшедшего на «международный терроризм», послужили основой для мобилизации общественного мнения против этого судебного процесса, который сразу же был совершенно обоснованно расценен как инсценированный политический процесс против критиков режима.

В период, когда Шестерка находилась в заключении, общественность, как в Сербии и регионе, так и в мире, резко отреагировала против такого поведения сербских властей. Интерес к делу и давление общественности, несомненно, сыграли решающую роль в освобождении Белградской Шестерки и позволило им защищаться на свободе, что в итоге привело к решению об их оправдании. Генеральный прокурор в тот же день подал апелляцию против оправдательного приговора, и в течение следующего года никаких новых известий по делу не было. Мы оценили это молчание как еще один метод репрессий в отношении нашей организации, и наши ожидания, что дело будет реанимировано, когда власть имущие посчитают нужным усилить давление на ASI, оказались точными.

Следует отметить, что даже после оправдания Белградской шестерки и до возобновления производства, ASI подвергалась непрерывному политико-юридическому и физическому давлению со стороны государства и его фашистских пара-полицейских групп. Товарищ Давор Билич из Хорватии, который приехал поддержать шестерку во время судебного разбирательства, не мог выехать из Белграда в течение более семи месяцев. Давору и трем членам ASI из г. Вршаца, которые несколькими месяцами ранее законным способом выразили публичную солидарность с шестеркой, было предъявлено обвинение в "воспрепятствовании осуществлению правосудия". Все они в конечном итоге, после долгих и изнурительных судебных процессов, были оправданы. В то же время, контролируемые полицией фашистские группы организовывали физические нападения на членов ASI и распространяли листовки и плакаты с фотографиями и адресами членов и друзей ASI.

Кроме того, в феврале 2011 года против генерального секретаря ASI Милана Стояновича было возбуждено дело. По этому делу, относящемуся к 2006 году, Милан таинственным образом превратился из свидетеля преступления в подозреваемого (за преступление, связанное с "несанкционированным использованием транспортного средства, со взломом, грабежом или с использованием угрозы", предусматривается наказание сроком до 5 лет лишения свободы).

Заявление о регистрации Анархо-синдикалистской инициативы в Реестре профсоюзных организаций было подан 29 июня 2010 года, и хотя отведенный законом срок для ответа составляет 15 рабочих дней, прошло уже больше года, но до сих пор нами не получено никакого ответа. Точно так же были использованы все возможные правовые уловки с тем, чтобы помешать и препятствовать работе юридически зарегистрированного издательства и исследовательской организации ASI - Центра либертарных исследований, который является частью Международной федерации центров либертарных исследований и документации.

Несмотря на репрессии, Анархо-синдикалистская инициатива продолжает, в рамках своих возможностей, бороться против капитализма и государства. Антимилитаризм всегда была одним из краеугольных камней революционного рабочего движения, и революционные синдикалисты дали наиболее яркие в истории примеры борьбы с варварскими преступлениями государства, воплощенными в буржуазных войнах. В свете этого нет ничего необычного в том, что ASI в апреле 2011 года инициировала Антинатовскую кампанию (http://antinato.in.rs/) в ответ на запланированный между 13 и 15 июня в Белграде саммит НАТО. Согласно официальной информации, поступающей из НАТО, встреча была "ключевым моментом деятельности в рамках кампании стратегического действия Верховного главнокомандующего ОВС НАТО по трансформации (SACT)" и крупнейшим саммитом в истории НАТО. Хотя именно ASI начала кампанию, мы с самого начала стремились к тому, чтобы кампания как можно скорее вышла за рамки нашей организации, что и было сделано.

Антинатовская кампания стала независимой общественной платформой, основанной на принципах прямой демократии и прямого действия. Она собрала всех стоящих на прогрессивной позиции и вовлеченных в борьбу против милитаризма и преступлений НАТО, и при этом четко дистанциировалась от шовинистических и изоляционистских критиков военного альянса. Вскоре после того, как в начале мая Антинатовская кампания начала публичную работу, стало очевидно, что сербская компрадорская буржуазия попытается жестко помешать нашим действиям и не допустить их. Стало ясно, что НАТО, как один из ключевых инструментов глобального капиталистического империалистического гнета и эксплуатации, может полностью рассчитывать в Сербии на поддержку примитивного, но достаточно эффективного репрессивного аппарата государства.

Активисты антинатовской кампании находились под постоянным давлением полиции: их задерживали без всяких причин и вызывали на формальные и неформальные беседы, в ходе которых им угрожали массовыми арестами. Полиция срывала плакаты кампании, которые расклеивались в местах, предназначенных для социальной рекламы... Буржуазные СМИ и информационные агентства отказывались каким-либо образом упоминать о саммите НАТО или давать информацию широким слоям населения, скрывая, что в Белграде состоится такое мероприятие. Высокий уровень репрессий привел к тому, что кампания была вынуждена отменить запланированный международный лагерь, который должен был быть организован по инициативе антимилитаристских активистов со всего мира. Несмотря на такое давление, Антинатовской кампании удалось мобилизовать ряд активистов, в некоторой степени информировать население и выразить четкую критику саммита НАТО, которая впоследствии была принята другими политическими субъектами в Сербии.

Антинатовская кампания решила провести 12 июня первый из нескольких запланированных и публично заявленных протестов против встречи НАТО перед "Сава центром" в Белграде. По совпадению, в тот же день в «Сава Центре» проводилось заседание Центрального Комитета Демократической партии - правящей партии, членом которой является министр обороны Драган Шутановац, один из главных агентов НАТО в Сербии и формальный хозяин этой встречи военных преступников со всего мира. СМИ и националистические оппозиционные партии, как приемлемая для системы альтернатива, за несколько дней до встречи объединили силы, чтобы снизить влияние Антинатовской кампании. Демократическая партия Сербии (DSS) бывшего премьер-министра Воислава Коштуницы, (представители которой в период их пребывания у власти принимали участие в различных этапах сближения между Сербией и НАТО), за два дня до объявленного Антинатовской кампанией протеста, призвали к акции протеста на другом конце города.

Затем СМИ использовали этот факт для укрепления ложного образа противостояния либеральных пронатовских позиций и националистических, номинально антинатовских партий, что затрудняет выражение прогрессивной левой антинатовской позиции. Платные активисты DSS очень старались сделать свою работу, по всему городу уничтожая плакаты, которые призывали принять участие в протесте Антинатовской кампании. На протест DSS со всеми СМИ прошло менее 500 человек, в то время как наиболее заметной частью протеста были члены клерикально-фашистской группы «Образ», которые маршировали с нацистскими плакатами времен Второй мировой войны. Интересно, что публичное присутствие полиции на протесте было минимальным, и что активисты контролируемых полицией фашистских организаций после своего сборища разошлись и не допустили никаких инцидентов.

С другой стороны, мирная акция протеста Антинатовской кампании, как только она собрала около ста человек, была окружена полицией. Демонстрантов подвергали оскорблениям, и затем сбросили вниз по склону. Не представившиеся полицейские в штатском жестоко арестовали восемь участников, из которых трое были членами Анархо-синдикалистской инициативы. Шесть арестованных, в том числе хорватский гражданин Никола Вукобратович, были доставлены в полицейский участок в Новом Белграде, где они содержались под стражей в течение 48 часов. Двое других были доставлены в полицейский участок на улице 29 ноября. Один из них был вскоре освобожден, а другой - Ратибор Тривунац – был спешным образом приговорен к 15 дням тюрьмы и тотчас же отправлен отбывать срок в тюрьму Падинска Скела.

В отношении Тривунаца и шести арестованных в Новом Белграде были возбуждены уголовные дела за «воспрепятствование осуществлению должностными лицами исполнения своих обязанностей», а одному из них, Коста Ристичу, члену Анархо-синдикалистской инициативы, были предъявлены обвинения в "нападении на должностное лицо", хотя на видео четко видно, что именно полицейские при его аресте вели себя наиболее жестоко. Следует подчеркнуть, что судебное разбирательство, которое велось судьей Гораном Милутиновичем, основывалось на ложных обвинениях и было необоснованным, даже с точки зрения буржуазного права. Важно отметить, что Милутинович – это тот же судья, который присудил Тривунаца к десяти дням лишения свободы в мае 2009 года за публичное сожжения флага США во время визита вице-президента США Джозефа Байдена в Сербию. Хотя протест против саммита НАТО был анонсирован и организован Антинатовской кампанией, Тривунацу, «как активисту организации «Анархо-синдикалистская инициатива»», было предъявлено обвинение в организации протеста и в том, что в ходе его участия в акции протеста им допущено "нарушение общественного порядка''. "Доказательствами" этих утверждений стали ложные показания сотрудников полиции из Департамента охраны общественного порядка города Белграда Деяна Васича и Саши Тодоровича, при этом последний свидетельствовал против Тривунаца, что тот находился в состоянии алкогольного опьянения.

Этот протест и репрессии против его участников не только свидетельствуют о продолжающихся репрессиях со стороны сербского правительства против революционного движения в Сербии, но и заставляют задуматься о важных вопросах, по которым борьба еще предстоит: о праве граждан на свободу собраний, о том, чтобы воспрепятствовать полиции в гражданском проникать на эти собрания и действовать без идентификации и т.д. 20 июня Высокий суд по правонарушениям в Белграде отклонил апелляцию Тривунаца, сопроводив свое решение недостаточным правовым обоснованием, и он отбывал 15-ти дневное наказание. Как ожидается, уголовное преследование арестованных в ходе акции протеста продолжиться.

Сразу же после разгона акции протеста и арестов активистов часть буржуазных СМИ, при поддержке правительственных экспертов, развязали в открытых СМИ кампанию линчевания Анархо-синдикалистской инициативы и ее членов. Атака возглавлялась таблоидом «Блиц» (крупнейшей сербской ежедневной газетой), неофициальным информационным бюллетенем правящей партии, который обрушился на ASI в двух статьях: "Лидер сербских анархистов за решеткой" (15-06-11) и "Братские узы анархистов на Балканах" (17-06-11). Эти статьи – великолепный пример того, как должны выглядеть статьи, написанные по заказу полиции. Текст написан «журналистом» Вуком З. Цвиичем, который ранее публично был идентифицирован как сотрудник сербской военной разведки.

Первый, более короткий текст и к тому же бессмысленный по названию, где Тривунаца называют "лидером" сербских анархистов, три четверти места занимают "напоминание" общественности о деле греческого посольства и зловещие предсказания насчет предстоящего решения Апелляционного суда. Второй, более длинный текст почти полностью собран из отрывков из полуграмотных и фактически неверных статей, которые были опубликованы в местных газетах на протяжении последних нескольких лет. Эта статья, журналистский Франкенштейн, в котором сотрудничество и связи между анархо-синдикалистами из Сербии, Хорватии и Балканского региона описаны с шовинистических позиций, была опубликована на первой странице Блиц. В своем заключении, текст повторяет призыв к Апелляционному суду отменить оправдательный приговор Белградской шестерке.

Однако нападки на ASI исходили не только из-под пера журналистов режима: 22 июня 2011 года Йовица Тркулья, профессор юридического факультета в Белграде, как «представитель квалифицированной общественности» на публичных слушаниях в Конституционном суде по поводу запрета правых организаций, поставил "анархо-синдикат" на одну доску с клерикально-фашистской организацией «Образ», используя избитую фразу "экстремистские группировки". Через несколько дней после освобождения из тюрьмы Ратибора Тривунаца, Белградская шестерка и ее юридические представители узнали из СМИ, что произошло именно то, о чем полиция заявляла в статьях в "Блиц".

Мы не намерены искать жалости и плакать по поводу ситуации, в которой наша организация находится. С первого дня нашей деятельности, осознавая задачу, которую мы поставили перед нашей организацией, мы были готовы к резким репрессиям. Цель этого заявления - проинформировать местную и зарубежную общественность о продолжении и формах репрессий, которые сербское государство проводит против либертарного движения. Кроме того, это заявление и для тех, кто осуществляет эти репрессии, и для всего рабочего класса и эксплуатируемых о том, что нас не запугать и не остановить.

Анархо-синдикалистская инициатива и наш Интернационал, Международная ассоциация трудящихся (МАТ), как и всё либертарное и революционное движение в мире, внимательно следят за продолжающимися юридическими и иными репрессиями в отношении наших членов. В этой связи мы должны заявить властям, что, в случае дальнейшего продолжения репрессий, мы возобновим кампанию против преследований наших активистов и нашей организации не только в Сербии, но и во всем мире.

Мы требуем остановить все судебные процессы против членов Анархо-синдикалистской инициативы!  

Мы требуем прекращения репрессий против профсоюзного движения в Сербии!

Белград, 21 июля 2011

Секретариат Анархо-синдикалистской инициативы,

секция Международной ассоциации трудящихся

Источник

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости