Резкая реакция уполномоченного по правам ребенка РФ Павла Астахова на изъятие 4х детей у Анастасии Завгородней в городе Вантаа стала одной из главных новостей в Финляндии. И причина всеобщего возмущения - несмотря на то, что большая часть финнов скептически относится к практике социальной службы опеки детей, Россию они ненавидят еще больше, тем более когда она "вмешивается во внутренние дела страны". Вчера также на первом канале вышла новая серия сериала "На край света", в котором русская женщина теряет своих детей в Финляндии.
С одной стороны, налицо очередной пропагандистский спектакль российских властей, с помощью которого они стараются отвлечь внимание народа от проблем в собственной стране. Особенно когда службы социальной опеки неоднократно становились средством сведения политических счетов - вспомним угрозы участницам Pussy Riot, дело семьи Сергея Пчелинцева в Нижнем Новгороде и репрессии против коммуны "Новый путь" в Ленинградской области.
С другой стороны, нельзя сказать, что финская социальная служба опеки детей работает без проколов. В этом готовы признаться и финны, но только не в разговорах с русскими.Количество изъятых детей в Финляндии выше, чем в странах Евросоюза в целом, и органы предпочитают отдавать детей незнакомым людям, зарегистрированным как "семьи поддержки", чем родственникам. Сведение счетов случается также и в Финляндии - например, дети феминистки Кайсы Руокамо были изъяты после того, как она вступила в конфликт с сотрудниками местного детского сада.
Но бывают также ошибки второго рода, когда не изымают детей, которых следовало бы изъять. Самый известный случай последнего времени - жестокое убийство 8-летней девочки отцом и приемной матерью в Хельсинки, которое случилось в мае этого года. После развода родителей дочку отдали матери, но затем отняли и передали отцу и приемной матери. Причины публично не сообщались, но, судя по всему, мать
страдала либо алкоголизмом, либо наркоманией, либо психическим расстройством, и не была в состоянии заботиться о ребенке. У отца и приемной матери ее отняли осенью прошлого года из-за жестокого обращения, но после многочисленных просьб и мольб передали обратно весной. После смерти девочки оказалось, что они ее ежедневно били ремнем, а потом привязывали на ночь к кровати, в которой она в итоге и задохнулась после многочасовых мучений. Отец и приемная мать вероятнее всего получат пожизненные сроки, но уголовное расследование также идет касательно действий социальной службы, которую подозревают в халатности и невыполнении служебных обязанностей. Очевидно, что после этого случая служба опеки будет крайне резко реагировать на любые подозрения в насильственном обращении с детьми.
И очевидно, что из-за этого служба в Вантаа тоже реагировала резко. Но, тем не менее, вопросы остались - например, чем мотивировано решение отнять у матери в том числе грудного ребенка в возрасте 2-х недель? Завгородная также выразила готовность переехать в дом защиты жертв семейного насилия с детьми и непонятно почему это не удовлетворило службу опеки. Но чиновники в принципе публично не разглашают информацию личного характера, и следовательно невозможно получить полную картину того, что на самом деле произошло с семьей.
Я, кстати, не заметил в российских СМИ упоминаний о том, что отец семьи - из Судана, в то время как в Финляндии об этом поспешили сообщить, а также о том, что в прошлом в семье были проблемы на религиозной почве, поскольку мать – православная, а отец - мусульманин. Очевидно, почему информацию
передавали по-разному в разных странах - картина у обывателей сразу резко меняется. А на самом деле национальность причастных не должна влиять на суждение об их действиях - в этом плане российские СМИ действовали правильнее. А жизнь детей семейства в Финляндии незавидна - больше чем русских и негров финны презирают только тех, кто являются и теми, и другими одновременно.
Для про-путинского "Финского Антифашисткого Комитета" во главе с Йоханом Бекманом это конечно очередной повод заявить о "геноциде российских детей в Финляндии". Завсегдатай "Russia Today" и первого канала имеет репутацию психбольного в Финляндии, после того как он предложил законопроект против гомосексуальной пропаганды в Финляндии и заявил, что на самом деле это Финляндия начала зимнюю войну. Печально, что некоторые вполне реальные проблемы, например ограничение гражданских прав русскоязычных в Прибалтике, расизм и антисемитизм на сайте "Кавказ Центр" и возможная национальная дискриминация в действиях социальной службы опеки в Финляндии, невозможно поднимать, поскольку громче всех ими занимается именно Бекман. В парламентских выборах 2011 Бекман участвовал в списках национал-сталинистской "финской партии рабочих" в округе города Хельсинки, и получил 36 голосов.
Как ни странно, я не хочу заканчивать статью пафосными призывами к тому, что в анархическом обществе никакой социальной службы детской опеки не будет. Ведь это само собой разумеется, но ничего не говорит о том, как мы должны решать подобные проблемы сейчас. Социальная служба детской опеки - только один из многочисленных примеров того, как государство берет на себя функции атомизированного общества,
которое само не в состоянии решать подобные проблемы. Я знаю людей, которые стали клиентами финской социальной службы детской опеки когда их родители потеряли последние признаки адекватности, и хуже им не стало. Есть люди, которым эта служба спасла жизнь. И одно только уничтожение государства еще не означает, что общество будет в состоянии выполнять свои задачи. В случае с убийством 8-летней девочки не факт, что общество справилось бы лучше, чем государство - судя по всему, приемная мать, а возможно и отец были психопатами, которые умело манипулировали окружающими людьми и чиновниками. В обществе, в котором отношения дружбы и знакомства заменят собой бюрократические формальности, психопатам будет еще проще действовать, поскольку обычно они хорошо знают, как стать уважаемыми и популярными членами общества. Есть масса вопросов к действиям социальной службы детской опеки и в Финляндии, и в России, но это проблемы, которые анти-капиталистическая революция просто так не решит.
Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...
Добавить комментарий