Андрей Фёдоров: «Эррико Малатеста: анархист, коммунист и революционер»

Итальянец по происхождению, Эррико Малатеста родился 14 декабря 1853 г. в Санта-Мария-Капуа-Ветере, городе на юге Апеннинского полуострова, в то время -- на территории Королевства Обеих Сицилий.  Наряду с такими выдающимися личностями, как Пётр Кропоткин, Жан Грав, Элизе Реклю, Карло Кафиеро, Варлаам Черкезов, Александр Беркман, Эмма Гольдман, Малатеста является одним из тех авторов, благодаря которым теория классического анархистского коммунизма приобрела целостный и завершённый характер.

Он был скорее популяризатором теории, нежели ее разработчиком. Тем не менее его вклад в распространение идей анархического коммунизма представляется значительным. В частности, еще в 1876 г. на конгрессе во Флоренции после доклада К.Кафиеро, подержанного Э.Малатестой, принцип анархо-коммунизма был принят Итальянской федерацией I Интернационала. Отметим, что это произошло уже после появления работы Ф.Дюмартере, но еще до Кропоткина, подробно изложившего основы анархо-коммунистической теории в своих трудах. Ведь основная задача популяризации -- донесение сложных теоретических концепций до понимания интеллектуально малоподготовленной аудитории.

С этой точки зрения особый интерес из переведенных на сегодняшний день на русский язык работ Малатесты представляет "Краткая система анархизма в десяти беседах". В ней автор подробно останавливается на "часто задаваемых вопросах", ответы на которые раскрывают суть и смысл анархо-коммунистической теории, развенчивает расхожие мифы об анархизме и анархистах.

Анархо-коммунистическую теорию в России часто отождествляют исключительно с Петром Алексеевичем Кропоткиным. Но это, по меньшей мере, некорректный подход. Выше приведен список из целого ряда заметных имен, связанных с развитием классической анархо-коммунистической мысли. Некоторые работы части этих авторов уже были переизданы в последнее время (1). Теперь пришла очередь и итальянского либертарного коммуниста Эррико Малатесты. Безусловно, ведущая роль в теоретической разработке анархо-коммунистической теории принадлежит перу Петра Кропоткина. Тем не менее, без вклада многих других авторов данная теория была бы неполной. Ведь и популяризаторы теории вносили свой вклад в ее развитие. Конечно, не все однозначно в работах любого автора. Те или иные положения всегда вызывают споры. Так же обстоит дело и с публицистическим наследием Малатесты.

Особый интерес представляют включенные в данный сборник небольшие статьи "Демократия и анархия" (1924) и "Ни демократы, ни диктаторы: анархисты" (1926). В них итальянский анархо-коммунист выступил против демократии с анархистских позиций, утверждая, что представительная демократия лицемерна и является не более чем иллюзией "народного суверенитета", участия рядовых граждан в принятии политических решений.

Значительную часть своей жизни итальянский революционер вынужденно провел вне Апеннинского полуострова. Более десяти лет его жизни прошли в местах заключения. Первый раз он подвергся аресту в 14 лет. Поводом послужило письмо, написанное королю Виктору Эммануилу II. В нем будущий революционер-анархист жаловался на несправедливость, царившую в местах его проживания. В 1871 г. за участие в демонстрации он был отчислен из университета Неаполя, где изучал медицину. В то время он был республиканцем, сторонником идей Д.Мадзини.

Вскоре Малатеста становится активистом рабочего движения, вступает в Первый Интернационал. В 1872 г. знакомится с Михаилом Бакуниным. После раскола Интернационала Малатеста остался в его анархистской части, активно действовавшей до 1877 г. За пропаганду либертарных идей в Италии он дважды оказывался под стражей.

В апреле того же года вместе с несколькими десятками анархистов, среди которых были видные революционеры Карло Кафиеро и Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский, Малатеста предпринял попытку поднять восстание в провинции Беневенто. Восставшие заняли два селения. Они сжигали приходские документы, раздавали беднякам деньги, захваченные у налогового инспектора. На контролируемой территории повстанцы попытались воплотить в жизнь анархо-коммунистические отношения. По мнению французского исследователя и теоретика анархизма Даниэля Герена, это событие положило начало той стратегии борьбы, что вошла в историю под названием "пропаганды действием" (2). На самом же деле идею такой пропаганды Малатеста и Кафиеро высказывали и ранее. Так, в одном из номеров Бюллетеня Юрской федерации за 1876 г. Эррико Малатеста провозглашал: "Итальянская Федерация полагает, что повстанческая деятельность, направленная на утверждение социалистических принципов путем действий, является наиболее эффективным средством пропаганды" (3).

Восстание в Беневенто провалилось, несмотря на поддержку местного населения. Через некоторое время все его участники были арестованы, не оказав сопротивления, а герой нашей статьи шестнадцать месяцев провёл в тюрьме.

Вскоре после выхода из тюрьмы Малатеста покинул Италию, побывав в нескольких странах мира. В Женеве совместно с Элизе Реклю и Петром Кропоткиным он издаёт газету "La Rйvolte". С 1881 г. живёт в Лондоне, продолжая активно участвовать в анархистском движении. В 1882 г. участвовал в национально-освободительной войне египтян под предводительством Ораби-паши против британских войск. В том же году он тайно вернулся в Италию, начав издавать во Флоренции еженедельную газету "La Questione Sociale".

Прошло около двух лет, и он вынужден был бежать из страны и обосноваться в Аргентине. В 1885 г., Малатеста принял активное участие в создании профсоюза пекарей, был одним из организаторов ряда забастовок в Буэнос-Айресе (4), заложив тем самым основы развернувшегося впоследствии в этой стране массового анархо-синдикалистского движения. В то же время он возобновил выпуск основанного им ранее флорентийского анархистского еженедельника.

Из Аргентины Малатеста вновь перебирается в Лондон. В 1880-е годы совершает поездки по различным европейским государствам, в частности -- в Испанию, в которой к тому времени были очень популярны анархистские идеи. После "позорного", по образному определению Алексея Борового, Лондонского конгресса II Интернационала 1887 г., с которого были выдворены анархисты, Малатеста и Кафиеро начали в анархистской печати "ожесточенный поход" против социал-демократов (5).

В 1907 г. Эррико Малатеста принял активное участие в международном анархистском конгрессе, состоявшемся в Амстердаме. На конгрессе активно обсуждался вопрос взаимоотношения анархизма и синдикализма. Итальянский анархо-коммунист, несмотря на свое участие в основании анархистского профсоюзного движения в Аргентине, занял на конгрессе антисиндикалистскую позицию, отстаивая ту точку зрения, что синдикализм не является революционным движением (6). Вместе с тем в предложенном им варианте резолюции по синдикализму и всеобщей забастовке звучало:

"Конгресс смотрит на синдикаты одновременно как на боевые организации классовой борьбы за улучшение условий труда и как на союзы производителей, способные послужить переходу капиталистического общества в анархически-коммунистическое.

Поэтому конгресс, признавая возможной необходимость создания частных революционных синдикатов, советует товарищам поддерживать общие синдикальные организации, в которые принимаются все революционные рабочие одной и той же категории" (7).

На конгрессе Малатеста представлял "организационистское" крыло анархистов, боровшихся с идеями анархо-индивидуалистов и противников организации в анархистском движении (8).

Во время Первой мировой войны Малатеста выступил с осуждением обеих воюющих сторон. После её окончания он вернулся в Италию. В октябре 1919 г. принял участие в развернувшемся на севере страны массовом движении рабочих, сопровождавшемся захватом фабрик и вошедшем в историю как "Красное двухлетие" (1919--1920 гг.). Он принимал активное участие также и в публицистической деятельности, был одним из соучредителей и редакторов начавшей выходить в 1920 г. анархистской итальянской газеты "Umanitа Nova" (9).

В 1921 г. итальянский анархо-коммунист оказался в тюрьме, из которой вышел незадолго до прихода к власти Бенито Муссолини. В условиях фашистской диктатуры Малатеста издавал журнал "Pensiero e Volontа", подвергавшийся цензуре со стороны властей. Кроме того в 1920-е гг. Малатеста, находившийся под домашним арестом, смог принять участие посредством почтовой переписки в обсуждении "Платформы" Аршинова-Махно (10), отчасти согласившись с рядом положений данной программы (11). Причиной, по которой он поддержал её, пусть и только отчасти, несмотря на резкое неприятие принципа "коллективной ответственности", было недовольство антиорганизационистскими тенденциями в анархистском движении. В целом же итальянский анархо-коммунист отмечал непоследовательность соотнесения в "Платформе" целей и средств и утверждал, что если анархисты смогут победить используя большевистские методы, то само движение перестанет быть анархистским, а следовательно и поставленные им цели достигнуты не будут (12).

В последующие годы отошел от активной анархистской деятельности. Скончался Эррико Малатеста 22 июля 1932 г.

Источник

Примечания:

(1) Грав Ж. Будущее общество. М.: Книжный дом "Либроком"/URSS, 2011; Он же. Эволюция, революция и идеалы анархизма. М.: Книжный дом "Либроком"/URSS, 2009; Черкезов В.Н. Предтечи Интернационала: Доктрины марксизма. М.: КомКнига/URSS, 2010.

(2)Guerin D. Anarchism: From Theory to Practice. http://theanarchistlibrary.org/HTML/Daniel_Guerin_Anarchism_From_Theory_...

(3) Цит. по.: Вудкок Дж. Анархизм в Италии // Наперекор №4, октябрь 1996.

(4) Yerrill P., Rosser L. Revolutionary unionism in Latin America. The FORA in Argentina. London [etc.]: ASP, 1987. P. 10-11.

(5) Боровой А. Предисловие // Малатеста Э. Избранные сочинения. Пг.: Голос Труда, 1919. С. 2.

(6) Дамье В.В. Забытый Интернационал: Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Т.1: От революционного синдикализма к анархо-синдикализму. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 42.

(7) Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 т. Т.1. 1883-1916 гг. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1998. С. 444-445.

(8) См. Скирда А. Индивидуальная автономия и коллективная сила. Обзор лтбертарных идей и практик от Прудона до 1939 г. Париж: Громада, 2002. С. 97-112.

(9) Blackmore A. The life and times of Malatesta. http://flag.blackened.net/revolt/talks/malatesta.html

В конце 1922-го г. газета была закрыта фашистами. С 1945 года снова выходит как еженедельник. На сегодняшний день "Umanita Nova" является официальным печатным органом Федерации анархистов Италии (ФАИ), созданной в сентябре 1945 г.

(10) "Организационная платформа всеобщего союза анархистов" была создана Петром Аршиновым и получила поддержку Нестора Махно. Автор этой работы попытался найти способы преодоления тех обстоятельств, которые привели к поражения анархистов в ходе Российской революции 1917-1921 гг. "Платформа" должна была послужить созданию в будущем единого анархистского движения, которое имело бы шанс на победу в новой революции. Свою концепцию анархистской политической организации сторонники "платфмизма" основывали на принципах идеологического и тактического единства, коллективной ответственности и федерализма.

(11) Скирда А. Указ. соч. С. 162.

(12) Шубин А.В. Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939 гг. М.: ИВИ РАН, 1998. http://www.makhno.ru/lit/Subin1/6.php

 

А. Фёдоров

Источник: Малатеста Э. Избранные сочинения: Краткая система анархизма. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011., с. iii-vi.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости