Хорхе Луис Борхес как-то сказал, что настоящего джентльмена интересуют только проигрышные дела. И если вы хотите увидеть пример такого вот проигрышного дела, то можете найти его в современной Украине. Поскольку дело там идет к войне, в которой неизвестно еще кто выиграет, хотя большинство простых людей – в ней проиграют.
Мы, граждане Боснии, можем кое-что порассказать о том, каково это быть лузерами.
Это было в апреле 1992-го года – в самом начале осады Сараево. Я тогда был длинноволосым подростком в джинсах и черной футболке с белой надписью «Unknown Pleasures». Из окна своей квартиры в пригороде Сараево я смотрел на пушки Народной Армии Югославии, расположенные на военном полигоне в Лукавице, откуда прожектора освещали город. Армией этой тогда командовал Слободан Милошевич, президент Сербии. Наше Национальное радио передавало переговоры между президентом Боснии Алией Изитбеговичем и генералом Милутином Куканджачем.
Президент Изитбегович требовал от военных прекратить бомбардировку. Куканджач отвечал, что со стороны его частей не было произведено ни единого выстрела. Я помню, словно это было еще вчера, как стакан молока у меня на столе подпрыгивал в такт канонаде, раздававшейся над «необстреливаемым» Сараево. Когда простые люди оказываются посреди геополитического шторма – как сейчас граждане Украины или как тогда моя семья в Сараево – то перед ними уже не стоит более дилемма «стакан наполовину пуст или наполовину полон». Этот вопрос уже становится просто неактуальным – потому что сам стакан разобьется.
Народ Боснии, помнится, был тогда преисполнен оптимизма – в первые дни и даже еще в первые месяцы той войны. Соседи говорили, что Запад никогда не допустит, чтобы нечто подобное случилось, потому что «мы ведь Европа». Моя тетя уехала в Белград, но при этом даже не захотела снимать свои деньги из сараевского банка. «Да ведь через неделю же всё закончится – я скоро вернусь» - сказала она. Президент Изитбегович в своем телеобращении сказал: «Спите спокойно – войны не будет».
А потом мы проснулись уже только через четыре года после кошмара войны.
Нынешние события в Украине очень напоминают то, что происходило тогда в Боснии – просто какое-то жуткое дежа-вю. Параллели между современной Украиной и Боснией 1992-го года – просто видны невооруженным глазом. Российская армия действует агрессивно по отношению к Украине, как в свое время действовала армия Милошевича в Боснии. У Путина есть сильная поддержка в Украине, как когда-то Милошевича поддерживала значительная часть Боснии и Герцеговины. Киев сейчас поддерживают США и ЕС, как они когда-то поддерживали Сараево. И у нас тогда даже выступали Боно и Паваротти – пели песню «Мисс Сараево». Однако все эти телеграммы поддержки от музыкантов свободного мира, отнюдь не предотвратили этнические чистки в восточной Боснии, в районах граничащих с Сербией.
А за заляпанным кровью занавесом театра Боснийской войны (как и прочих Балканских войн) шел тем временем процесс перехода от югославской версии социализма к капитализму под управлением «Тройки» (ЕС, МВФ и Евро-Центробанка). И сейчас за всем этим «массовым балетом» на киевских площадях и маневрами российской армии тоже прослеживается чистейшей воды экономическая логика. Брюссель просил Киев подписать соглашение о свободной торговле с ЕС. Это была бы выгодная сделка для ЕС, но очевидно, что не для Украины. Затем Москва предложила свою помощь в виде 9 миллиардов фунтов финансовой помощи, снижение цены на газ на 30% и крупные контракты для украинской промышленности. Виктор Янукович отклонил предложение Европы. И тогда вспыхнуло движение «Евро-Майдан».
Как пишет экономист Майкл Робертс: «Народу Украины сейчас остался фактически выбор без выбора: либо идти по пути возглавляемого бывшими сотрудниками КГБ кумовского капитализма России, либо идти следовать за про-европейскими «демократами», коррумпированными в равной степени». Робертс предвидит удвоение внешнего долга Украины, так как «она влезет в новые долги перед МВФ, а реальная стоимость долгов в долларах и евро резко возрастет, поскольку гривна будет девальвирована».
Нас в бывшей Югославии это ничуть не удивляет. В самом начале распада Югославии ее внешний долг был – 9,5 миллиардов фунтов, а сейчас – после «помощи», предоставленной «Тройкой» - он уже в целом более 107 миллиардов фунтов. В борьбе по предотвращению российской оккупации и в борьбе за выживание, вопреки всем этим «троянским коням» институтов глобального капитализма, хочется надеяться, что украинский народ все-таки извлечет урок из Боснийской войны. А урок этот заключается в том, что с Запада счастливого спасения не последует – никто не прилетит и не решит проблемную ситуацию и не приведет украинцев в «землю обетованную», то есть в ЕС.
Босния сейчас – это бедная и расколотая страна – причем, даже в еще большей степени, чем в 1992-м году. Бывшие солдаты – голодные и больные – собираются на протесты. «Пока мы кровь проливали – они там воровали» - говорит один из них. Тогда – в прошлом – они были готовы умереть за свою нацию и ее светлое будущее. Некоторые боснийцы видели свое будущее под боснийским флагом и флагом ЕС, другие – под хорватским флагом и флагом ЕС, третьи – под флагом Великой Сербии. Много флагов, а нищета одна на всех.
Сейчас-то они уже знают, что флаг – это просто тряпка на ветру. И, да, действительно – настоящие джентльмены всегда лузеры.
Андрей Николаидис, Guardian
Добавить комментарий