Cветлана Циберганова: «Чтобы остаться людьми»

Еще год назад Украина была типичным постсоветским государством.   Мы переживали системный кризис и наступление неолиберальных реформ. Мы сопротивлялись второй волне приватизации, возможности принятия законов, нарушающих политические и гражданские права, рабскому трудовому кодексу и сокращению социальных выплат.

Но был мир. Мы могли ехать в любой город Украины и встретить в нем бедных, но добросердечных людей. Мы пересекали разные, но одинаково прекрасные регионы с озерами и реками, степями и горами. Мы могли свободно увидеть как живут жители любого региона, не боясь за свою безопасность. 

Это была нищая, ограбленная страна - но она все еще сохраняла перспективы развития. Страна с возможностью бороться за права и свободы, с возможностью отстаивать свою точку зрения в дискуссии с оппонентами из любого идеологического лагеря, часто - практически на равных. И говорить на том языке, который был нам удобен. 

Тогда, несмотря на деградацию, все еще работали социальные механизмы и институты, которые не всегда эффективно, как нам того хотелось, но все же могли функционировать и защищать наши права. Вследствие многолетней борьбы мы сохранили относительно демократичное и социально направленное законодательство, которому завидовали многие на постсоветском пространстве. 

Теперь мы живем в другой Украине.

Сейчас Украина — это даже не государство. Это кровожадное божество, требующее человеческих жертв. 

Конечно, раньше, до войны, Украина тоже была для националистов божеством. Откровенное признание в любви к этому государству становилось определенным маркером для всех умеренных украинских националистов и многих украинских либералов. Многие из них были нашими союзниками в акциях за право на мирный протест, против полицейского государства и против нового рабского трудового кодекса. Каждый раз когда кто-то из леворадикальных активистов брал слово, я видела, как «умеренные» украинские патриоты неодобрительно шептались между собой. Порой удавалось уловить несколько фраз - о том, что мы не говорим об Украине в патриотическом ключе, а говорим о правах наемных рабочих. Порой можно было услышать роптание по поводу «не того» языка или «совковой» риторики. Но за время евромайдана умеренный патриотизм сменился воинственным национализмом, а тихое недовольное роптание за спиной - откровенными угрозами жизни и здоровью моих товарищей. 

Олигархические СМИ, поддерживающие евромайдан, накопившие определенный капитал доверия у некогда умеренных националистов, смогли раскрутить пропагандистскую машину ненависти к жителям половины страны, которые не разделяли «проевропейские» и националистические взгляды. И теперь бывшие либералы, правозащитники, общественники и журналисты центральных изданий и телеканалов требуют крови «ватников» и «колорадов», которые посмели перечить, посмели заявить о том, что у них может быть свое мнение и право на его выражение. Право, которое некогда все эти бывшие правозащитники и общественники защищали - к сожалению, лишь на словах.

Вместе с обывателями, требующими продолжения АТО и прекращения перемирия, они требуют еще больше жизней мирных жителей Донбасса. Они старательно не замечают многочисленные факты гибели мирных жителей, мольбы о мире и помощи, не видят "неправильных" беженцев - продолжая зарабатывать гранты на помощи "беженцам из Крыма".

Вместе с обывателем, который ищет простых ответов на сложные вопросы, они кричат: «Нет переговорам с террористами!», когда дети гибнут под завалами собственных домов, больницы обстреливаются ракетами, а в блокадных городах пропадают электричество и вода, лекарства и продукты. 

Вот что пишет сетевая патриотка по поводу сбитого в зоне АТО пассажирского самолета: «Як струна все натягнулось. Виходимо на фінал. Це була жертва. попереду - розплата і прояснення».

Все это из страха потерять божество – государство, которое может существовать для них только в форме унитарной неделимой "Единой Украины". Хотя ее уже нет - с того момента, когда они в первый раз не прислушались к аргументу простого шахтера или металлурга с Востока страны.

Насильственно-"единое" государство давно стало для них важнее и выше человеческой жизни. И здесь, у нас, на Донбассе, очень сложно не поверить в то, что безжалостные кровожадные националисты не составляют большинство в Украине. Что есть люди, которые хотят остановить это жертвоприношение во имя Рынка и Нации. Что есть киевляне, львовяне, полтавчане и сумчане, которые видят за этой гражданской войной истинные экономические интересы олигархов, наживающихся на военных поставках и предстоящей приватизации, за счет сокращений рабочих мест и социальных выплат, пенсий и зарплат.

За активной и агрессивной волной ненависти к нам сложно увидеть людей, которые хотят мира. Которых не покажут в украинских СМИ. Которые будут считаться агентами Кремля и шпионами ФСБ. Именно поэтому нам, дончанам, очень нужно украинское массовое движение за мир, против гражданской войны, которую у вас - не у нас - стыдливо и лицемерно именуют "АТО". Чтобы не признаваться себе в системном убийстве людей.  

Нам нужно, чтобы матери, которые перекрывают трассы, не отпуская своих детей на войну, объединялись по регионам, подключались к левым, профсоюзным и правозащитным активистам, не предавшим свои взгляды и идеалы, для прорыва информационной блокады вокруг событий в нашем регионе. Чтобы вместе вынудить новое украинское правительство прекратить милитаризацию и мобилизацию.

Товарищи! Возможно, вы боитесь преследований и клейма «предателей нации». Но ведь такое широкое антивоенное движение нужно не только нам, живущим под артобстрелом. Оно нужно и вам.

Чтобы остаться людьми.

Светлана Циберганова

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости