Детройт — крупный промышленный город с двухмиллионным населением. Большой процент населения состоит из иммигрантов: итальянцев, немцев, греков, литовцев, поляков, евреев, белорусов, украинцев, русских и др. Русских выходцев насчитывается 20 тысяч. Начавшийся в 1906 году промышленный рост Детройта, которому в значительной степени способствовал известный автомобильный король Генри Форд с его 5-долларовой платой за 8-часовый рабочий день, привлек в этот город из разных штатов несколько тысяч новых рабочих — среди них много русских, приехавших в поисках работы и лучших условий труда.
В начале 1912 г. в Детройте было несколько небольших русских организаций: социал-демократическая группа, группа содействия партии социалистов-революционеров, Русское Землячество, Прогрессивный Рабочий Клуб и др. Наибольшей популярностью среди трудовой колонии пользовался Прогрессивный Клуб, куда входили сторонники различных политических течений. Клуб в начале своей деятельности придерживался беспартийной платформы и преследовал двоякую цель: объединение и просвещение рабочих. Клуб имел в центре города постоянное помещение, в котором каждое воскресенье происходили деловые собрания или лекции и дискуссии по вопросам рабочего движения.
Лекции и доклады читались как некоторыми членами Клуба, так и приезжавшими лекторами из других городов, главным образом из Нью Йорка. При Клубе имелась обширная библиотека из нескольких сот книг разного содержания — от беллетристики до философии. А из газет наибольшей симпатией среди членов пользовался „Голос Труда”. Клуб в своем большинстве соглашался с анархическим направлением этой газеты и на деловом собрании, состоявшемся 12 октября 1913 г., было почти единогласно решено присоединиться к начавшейся оформляться Федерации Союзов Русских Рабочих и признать „Голос Труда” своим идейным органом.
После первого съезда русских рабочих организаций, состоявшегося в Детройте в середине 1914 г. и образовавшего Федерацию Союзов Русских Рабочих, Прогрессивный Рабочий Клуб переименовался в Союз Русских Рабочих № 1, под знаменем которого проходила вся его дальнейшая деятельность вплоть до палмеровских разгромов Союзов в конце 1919 г.
Некоторое оживление среди союзовцев Детройта вызвали две лекции Л. Лазарева, прочитанные им в начале сентября 1915 г. на темы: „Что такое анархизм” и „Отношение П. Кропоткина к европейской войне”. Лекции вызвали большой интерес и прошли успешно. Спустя некоторое время, в марте 1916 г. в Детройт приехал Н. Мухин, посланный Федерацией СРР с лекционной целью. Он пробыл в городе две недели и прочитал 6 лекций по анархизму, рабочему движению, и другим вопросам. Все его лекции привлекли много слушателей и прошли очень успешно.
А в середине того же года в Детройте прочитал несколько лекций Михаил Райва. Его темы были об Интернационале, анархизме и марксизме. Все его лекции оказали большое влияние на слушателей.
Приблизительно в это же время, т. е. летом 1916 г., в северной части Детройта — Хамтрамке — был организован Союз Русских Рабочих № 2. Эта часть города, густо населенная русскими колонистами, являлась большим полем для организационной и просветительной деятельности. Союз был организован при помощи Ф. Бельмаса и Л. Лазарева. Первый выступал с докладом на тему „Почему русские рабочие должны быть организованы?”, а второй — с докладом на тему „Какая организация нужна русско-американским рабочим?” После докладов и ответов на вопросы в Союз № 2 сразу записалось 26 членов.
С течением времени Союз вырос количественно. Он имел несколько сот членов и считался самым многочисленным Союзом не только Детройта, но и всей Федерации Союзов Русских Рабочих.
В конце 1916 года в Детройт приехал В. Волин с лекционной целью. Он пробыл здесь три недели и прочитал 8 лекций. Его лекции были об анархизме, синдикализме, войне, всеобщей стачке, и революции, и рабочем движении во Франции. Лекции Волина всегда привлекали много слушателей и пользовались большим моральным успехом. Одна из его лекций об анархо-синдикализме продолжалась с перерывом около трех часов и вызвала страстные споры и прения со многими антисиндикалистами, не соглашавшимся с синдикалистскими идеями Волина.
Частные споры и дискуссии с другими оппонентами, большей частью с социалистами, вскоре привели к устройству в Детройте большого дискуссионного митинга, состоявшегося в декабре 1916 г. в Польском Зале и привлекшего многочисленную публику — более 1000 человек. Дискуссия состоялась между анархистами и социалистами и велась на общую тему: „Анархизм и социализм.” Со стороны анархистов выступали: Бельмас, Волин, и Лазарев, а от социалистов — Лисовский, Набатов и Тимошенко.
Время для дебатантов было ограничено 20-ю минутами и каждый из них старался как можно лучше использовать короткое время для своей аргументации. Публика спокойно и внимательно слушала ораторов. Но уже в начале дебатов страсти последних разгорелись. Острые стрелы летали то в одну сторону, то в другую, и каждый из дебатантов отбивался всеми силами и способностями. Наиболее сильным и влиятельным со стороны анархистов был Волин, произведший своей речью и аргументацией неизгладимое впечатление на слушателей.
Со стороны социалистов выделился Тимошенко. Но чувствовалось и почти всеми признавалось, что симпатии публики были на стороне анархистов. Эта памятная дискуссия долгое время служила предметом жарких споров между детройтскими анархистами и социалистами. Через несколько дней после дискуссии Волин уехал с лекционной же целью в другие города. Но он имел в виду, по окончании своего тура, возвратиться в Детройт с целью организации вечерней русской школы. Он разработал план предполагаемой школы, которая должна была носить двоякий характер: общеобразовательный и пропагандистский. Предполагалось иметь в школе несколько групп или классов и выделить из них одну пропагандистскую группу с целью подготовки лекторов и организаторов для анархического движения в России. Но этому плану не суждено было осуществиться.
Начавшаяся в марте 1917 г. революция в России расстроила все мечты и начинания Волина. В начале апреля он был спешно вызван в Нью-Йорк и занял место редактора „Голос Труда” М. Раевского, собиравшегося к отъезду в Россию. В то же время лучшие и передовые детройтские союзовцы тоже собирались в путь — на родину. Вскоре и Волин уехал в Россию, полный надежд на светлое будущее родины.
В начале мая 1917 г. Союз Русских Рабочих в Детройте устроил массовый митинг в честь русской революции. Оратором был В. Шатов из Нью Норка. Его речь была проникнута глубокой верой в свободу и счастье России. (В. Шатов был хорошим оратором и одним из организаторов Федерации Союзов Русских Рабочих. Летом 1917 г. он уехал в Россию и примкнул к большевикам. Получив скоро пост народного комиссара, он отказался от анархического движения и больше не принимал в нем участия).
С отъездом многих активных союзовцев в Россию деятельность Союзов Русских Рабочих немного приутихла, но ненадолго. Как только из России стали прибывать первые известия о расправе большевистского правительства с анархистами и анархическим движением, Союзы опять зашевелились и принялись энергично организовывать трудовую колонию в Союзы Русских Рабочих. В начале 1919 г. в Детройте было уже 6 Союзов с общим членским составом в 1.500 человек — наибольшее число и Союзов и членов в русской колонии одного города. К числу важных работ, предпринятых в это время детройтскими Союзами Русских Рабочих, надо отнести издание двух замечательных книг: „Из программы синдикального анархизма” Новомирского и „Избранные произведения М. Бакунина”, распроданных в большом количестве экземпляров.
Начавшиеся палмеровские разгромы и аресты вынудили детройтских союзовцев перейти на нелегальное положение: началась подпольная групповая деятельность. Было организовано восемь небольших групп и связь между ними поддерживалась выборными членами от каждой группы. Почти все подпольные группы состояли из бывших членов первого и второго Союзов. Одна из групп составляла редакционную коллегию нелегального журнала „Волна” (1920-1924), первые номера которого были изданы в Детройте.
Одновременно с нелегальными группами в Детройте была организована легальная „Русско-Украинская Театральная Ассоциация”. Она была создана после палмеровских арестов оставшимся на свободе союзовцами. Ассоциация организовала драматический кружок, струнный оркестр и часто ставили русские и украинские пьесы, имевшие большой материальный и моральный успех. Театральная Ассоциация преследовала культурно-просветительные цели и всегда жертвовала материальные средства на издание анархической литературы и периодической печати. Просуществовав несколько лет, Театральная Ассоциация распалась по причине отъезда многих членов в другие города.
В 1926-27 годах в Детройте были организованы две трупы для сбора средств помощи политическим заключенным в России. Одна группа называлась Комитет Помощи Политическим Заключенным, а другая Обществом Помощи Политическим Заключенным и Ссыльным. В течении короткого времени этими двумя Комитетами было собрано много средств, устроено ряд лекций и массовых митингов. Комитет Помощи Политическим Заключенным при Профсоюзе собранные средства отправлял в Россию на имя Агнии Солонович, секретаря московского Черного Креста, а Общество Помощи Политическим Заключенным и Ссыльным отправляло собранью средства в Комитет А. Беркмана. В общем комитетами собрано было сверх трех тысяч долларов.
В Детройте после палмеровских разгромов СРР была хорошо налажена связь с местной интернациональной группой, состоявшей из итальянцев, евреев, русских и американских анархистов. Интернациональная группа устраивала общие лекции на английском языке вместе с Индустриальными Рабочими Мира. Лекции читались в большинстве случаев ветеранами американского анархизма — Лабади, Хавелом и др. Позже в Детройте начал выходит журнал „Пробуждение” издававшийся группой лиц, примкнувших к общеколониальной газете „Рассвет”, против которой группа, примыкавшая к аршиновскому ,,Д.<елу> Т.<руда>’” энергично боролась с первых дней появления этой газеты. Большинство русских анархистов в Детройте было недовольно направлением аршиновского журнала вообще и его „Организационной Платформой” в особенности. По их взглядам, эти издания во многом способствовали дезорганизации и разложению русско-американского анархического движения.
В конце декабря 1929 г. в Детройте состоялась конференция групп и организаций, примыкавших к изданию журнала „Пробуждение”. На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Балтиморе, Елизавет, Кливленд, Чикаго и Детройт. Среди важных вопросов, решавшихся на конференции, были следующие: 1) Издание журнала „Пробуждение”, 2) Помощь политическим заключенным в России, 3) Отношение к анархической „партии” и журналу „Дело Труда” и 4) Дальнейшая работа.
„По первому вопросу конференция решила издавать журнал „Пробуждение” от имени Федерации Русских Рабочих Организаций Соединенных Штатов и Канады, раз в два месяца, а затем по возможности переходить на регулярное ежемесячное издание.
По второму вопросу было решено усилить работу по сбору средств в пользу политических заключенных и ссыльных в СССР. По третьему вопросу конференция высказалась отрицательно как к анархической партии, так и к направлению журнала „Дело Труда”. И по четвертому вопросу было решено энергично продолжать работу в анархическом направлении и распространять среди рабочих идеи свободы, равенства и справедливости.
Одновременно с конференцией в Детройте состоялся съезд Русских Рабочих Культурно- Просветительных Организаций. Среди других решений съезд вынес резолюцию протеста против арестов и преследований анархистов в СССР следующего содержания:
„Мы представители русских рабочих организаций в Америке, протестуем против усилившихся за последнее время арестов и преследований анархистов в России. Мы также протестуем против осквернения имени этих неустрашимых борцов за свободу и справедливость. Советское правительство, арестовавшее анархистов, называет их бандитами и контрреволюционерами. Это бесстыдная ложь. Анархисты никогда не были контрреволюционерами, о чем свидетельствует вся их прошлая и настоящая деятельность.
Они всегда, в момент революционных восстаний, оказывались в первых рядах восставших и первыми гибли от пуль врагов революции. Советское правительство, нападая на анархистов и их организации, тем самым открыто становятся на сторону бандитов и контрреволюционеров, т. е. врагов рабочих и крестьян. Анархисты — истинные друзья трудового народа и тот, кто их арестовывает — враг рабочего класса и крестьянства. На этом основании мы, как братья рабочих и крестьян, требуем освобождения арестованных анархистов и предоставления им полной свободы в России. В Детройте была проделана большая материальная и моральная работа по изданию га-зеты ,,Рассвет”, „Пробуждения”, изданию книг и брошюр. В 1951-1955 годах Профсоюзом были изданы следующие книги: М. Неттлау „Очерки по истории анархических идей”, А. А. Карелин „Вольная жизнь”, А. Николаев „Первые среди равных”, Е. 3. Долинин ,, В вихре революции” (Издательство Друг) и брошюра „Цели и методы анархизма” М. Неттлау.
Большое количество изданной литературы распространено в Соединенных Штатах, Канаде и в некоторых европейских странах.
С течением времени среди русских анархистов в Детройте возникла мысль о создании Анархического Архива. Эта мысль занимала и многих русских анархистов в Европе и она нашла отклик в русско-американском анархическом движении вскоре после палмеровских разгромов организаций и библиотек. Необходимо было найти безопасное и надежное место для сохранения важных и редких экземпляров анархических журналов, книг, брошюр и бюллетеней. Такое место было найдено в Анн Арборе, недалеко от Детройта, при главной библиотеке Мичиганского университета.
В этой библиотеке имеется большой отдел иностранной и русской анархической литературы. Благодаря стараниям К. Черного русский отдел в течении нескольких лет пополнился многими комплектами русских анархических журналов и газет и отдельными экземплярами редких книг, брошюр, бюллетеней и других документов, изданных в Америке, России и заграницей.
В заключение следует отметить, что старые споры между группами „Дело Труда” и „Пробуждение”, возникавшие в большинстве случаев из-за газеты „Рассвет”, портившие кровь и приводившие к печальным результатам, с течением времени притупились, начались переговоры о совместной работе и издании одного общего анархического журнала. Переговоры и попытки к объединению длились несколько лет и достигли своего финала в 1939 г. на съезде двух федераций, решившим объединиться и издавать один общий орган — „Дело Труда – Пробуждение”.
В настоящее время [1963 г.] небольшая группа (Профсоюз) активных друзей в Детройте продолжает работать по силе своих возможностей в анархическом направлении и издавать журнал.
Л. Липоткин
Дело Труда – Пробуждение № 67 1963 с. 22-25
Добавить комментарий