Пальчиковые игры: иркутского анархиста будут судить за «фак» на фоне православного собора

Дмитрий Литвин

В Иркутске мировой судья участка №8 Максим Кучугура начинает рассмотрение дела об оскорблении чувств верующих (статья 148 УК), возбужденного против 20-летнего анархиста Дмитрия Литвина. Молодой человек обвиняется в том, что выложил «ВКонтакте» несколько антиклерикальных карикатур и фотографию, на которой он показывает средний палец православному храму. Литвин сначала признал вину, но позже отказался от своих показаний — допросу предшествовали обыски у его товарищей по всему городу и многочасовая «беседа» с сотрудниками Центра «Э».

«Фишки про изнасилование» и облава на свидетелей

8 апреля 2017 года 20-летнего иркутского анархиста Дмитрия Литвина допросили по делу об оскорблении чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК). Согласно обвинительному заключению, следователь Михаил Татаров показал юноше 15 скриншотов из «ВКонтакте», и о каждой картинке Литвин сказал, что это он опубликовал ее — специально, чтобы показать свое негативное отношение к церкви и религии или оскорбить чувства верующих. Изображения он выкладывал на ныне удаленной странице «Дмитрий Бакунин», названной в честь теоретика анархизма Михаила Бакунина, признавался Литвин.

На одном из скринштотов была фотография — две руки со средними пальцами, поднятыми в сторону иркутского Богоявленского собора. По рукавам одежды несложно догадаться, что это руки разных людей; Литвин объяснил следователю, что одна рука на снимке — его, а другая — приятеля. Фотография подписана: «православие наша сила».

«Смело», — прокомментировал картинку пользователь «ВКонтакте» Матвей Муха. «Когда сожгем, будет "смело"», — ответил ему «Дмитрий Бакунин». «Данное действие выражает неуважение в целом по отношению к христианской религии. Учитывая, что собор для прихожан, служителей, является не просто сооружением с церковной принадлежностью, а домом Бога, святым местом», — так в обвинительном заключении пересказаны признания Литвина.

Сейчас анархист отрицает вину и говорит, что допрос у следователя Татароваа состоялся после многочасового общения с силовиками, которые ворвались к нему домой около шести утра, вывели из квартиры и отсутствие хозяина устроили там обыск.

«Я спустился с ними до машины, там сказал, что не хочу садиться добровольно — пусть наденут на меня наручники. Они стали громко ржать, в итоге я все-таки сел в машину, мы поехали, — вспоминает молодой человек. — Угроз как таковых тогда не было, говорили — давайте по-хорошему признательные показания, чтобы быстренько все сделали. Только в машине я понял, про какие картинки вообще идет речь».

Левого активиста привезли в Центр «Э». Он говорит, что через первый этаж здания его вели, натянув капюшон на лицо. Тогда Литвин подумал: это нужно, чтобы его неофициальное задержание не зафиксировали камеры наблюдения; сейчас он полагает, что это был просто прием психологического давления.

Сам допрос, по его словам, длился восемь-девять часов. Оперативников в основном интересовало участие Литвина в анархо-коммунистическом «Автономном действии» и Движении иркутских анархистов («ДИАна»); антиклерикальных картинок в соцсети разговор касался лишь вскользь.

«[Разговор выстраивался] по принципу "злой-добрый полицейский", причем это мог быть тот же человек: он мне предлагал чайку выпить, и он же мне говорил, что сейчас приведет в какое-то место, что я должен говорить и почему я неправ. Это все сопровождалось угрозами: когда я говорил про 51-ю статью [Конституции], мне отвечали, что уберут в изолятор и будут ******* [избивать] там 15 дней подряд и отобьют все, что возможно, — рассказывает юноша. — Когда я говорил про адвоката, они краснели, начинали орать. Я не могу дословно передать их фишки про изнасилование, они постоянно упоминали изнасилование и физическую расправу — через слово буквально».

 Дмитрий Литвин / «ВКонтакте»

В какой-то момент Литвин понял, что в Центре «Э» находятся и многие его знакомые. Время от времени кто-то из силовиков заходил в кабинет, называл фамилию одного из товарищей анархиста и объявлял: раз он молчит, показания придется выбивать. Кроме Литвина оперативники в тот день задержали Игоря Мартыненко, Софию Микитюк, Алексея Лычагина, Рината Кумукова и фотожурналистку Валерию Алтареву; всех их допросили в качестве свидетелей по его делу. Как и в случае с Литвиным, рано утром в их домах провели обыски.

«Первое, что я увидела, когда открыла глаза — это автомат, светящий встроенным фонариком, направленный мне в лицо. От ужаса и неразберихи я закричала», — рассказывала Микитюк «Медиазоне».

Спустя несколько часов непрекращающихся угроз Литвин согласился на требования силовиков — тогда, по его словам, в Центр «Э» приехали следователь СК и адвокат по назначению, в кабинете поставили камеру, которая записывала все происходящее, и анархист дал признательные показания, которые полтора года спустя войдут в обвинительное заключение.

К вечеру почти всех задержанных отпустили. Литвину предъявили обвинение, с него взяли подписку о невыезде. На его приятеля Игоря Мартыненко составили протокол по статье 19.3 КоАП (неповиновение требованию сотрудника полиции). Больше суток молодой человек провел в спецприемнике, а 10 апреля Октябрьский районный суд назначил ему 10 суток ареста — Мартыненко якобы сопротивлялся, когда его вели на допрос. «На меня просто обиделся один из эшников, который пытался меня разговорить: сначала мило, потом — ставя к стенке на растяжку. Говорить с ним я не захотел, и он решил меня замотивировать и, видимо, проморозить еще», — рассуждает активист. По его словам, сотрудник Центра «Э» привез его в отдел полиции и объяснил дежурному, что Мартыненко совершил правонарушение.

Эксперты, священники и неравнодушный прохожий-шаман

По ходу расследования следователь Татаров передал материалы своей младшей коллеге по фамилии Слюсаревская. В апреле 2018 года Литвину предъявили обвинение в окончательной редакции, однако прокуратура не утвердила обвинительное заключение, материалы вернули в Следственный комитет, и только в сентябре — через полтора года после задержания — обвинение было предъявлено повторно. В итоге анархисту вменяется публикация только четырех картинок, хотя на первом допросе речь шла о пятнадцати.

Помимо средних пальцев на фоне собора Литвина обвиняют в публикации коллажа, на котором Иисус потягивается, лежа в постели рядом с девушкой, а также картинки, изображающей диалог между Христом и Богородицей:

— Иисус, а это вино, которое ты все время пьешь, ты правда сотворил его из воды, а не украл?

— Мам, а ты правда залетела от Святого Духа?

Четвертое изображение — рисунок с девушкой в одеянии католической монахини, но сильно укороченном. Девушка стоит спиной к зрителю, нагнувшись вперед, ее ногу обвивает язык жабы с головой Адольфа Гитлера, за этой странной сценой наблюдает мальчик в пионерском галстуке. Обратили внимание силовики и на комментарии к картинке.

Скриншот комментариев на странице «Дмитрия Бакунина» «ВКонтакте». Из материалов дела

Заключение по заказу СК подготовил тот же барнаульский Лингвистический экспертно-консультационный центр, специалисты которого ранее проводили исследование по делам жительницы Барнаула Марии Мотузной, красноярцев Андрея Безбородова и Алексея Свердлова — все они обвинялись в оскорблении чувств верующих или экстремизме.

В четырех картинках со страницы «Дмитрия Бакунина» барнаульские эксперты обнаружили «нарушение норм религиозной этики», десакрализацию духовных ценностей, презрительное отношение к католической церкви, неуважение к православной культуре, образам Иисуса Христа и Богородицы.

Так, исследуя средние пальцы, направленные в сторону храма Богоявления, авторы исследования, ссылаясь на «Толковый словарь языка жестов», замечают, что такой жест означает «иди ты знаешь куда» или «иди ** *** [на хрен]», то есть — «выражает презрение к христианским ценностям» и демонстрирует «унижение и оскорбление авторитета РПЦ».

«Собор является важной исторической ценностью и имеет вековую историю, — отмечают специалисты. — Храм как особое, сакральное место предполагает трепетное и почтительное отношение, так как храм — это дом Бога, где совершаются различные богослужения и обряды».

Впрочем, экспертиза была готова только к началу 2018 года, при этом из материалов дела следует, что первые оперативные мероприятия по нему прошли еще в 2016-м — за год до задержания иркутских анархистов. Внимание силовиков на Литвина обратил Николай Казанцев — сейчас он возглавляет отдел этноконфессиональных отношений управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью, а в то время отвечал в администрации региона за проведение и согласование публичных мероприятий.

В своих показаниях чиновника отмечал, что в своей работе он «тесно взаимодействует с Центром противодействия экстремизму»; Казанцев рассказывал, что следит за сообществами «ВКонтакте», в которых обсуждаются массовые мероприятия в Иркутске.

«По-моему мнению, если даже человек неверующий, он не может себе позволить выставлять подобные фото, носящие непристойный и провокационный характер, и писать надписи, содержащие нецензурную лексику», — сетовал он в разговоре со следователем.

Допросили по делу Литвина и нескольких священнослужителей. Настоятель католического Кафедрального собора непорочного сердца Божьей матери Владимир Сек и руководитель отдела религиозного образования Иркутской епархии Владимир Килин подробно высказались по каждой картинке.

Сек предположил, что молодой человек «переживает внутренние проблемы, волнения, выплескивая их в отрицание религии», протоиерей Килин назвал публикации «уродливыми, непристойными изображениями, текстами».

Еще один свидетель — житель Ангарска Роман Шатханов. Молодой человек рассказал, что как-то он гулял по центру Иркутска, и рядом со статуей Бабра — таково якутское название тигра; это животное изображено на гербе города — наткнулся на группу митингующих, которые вручили ему листовку со ссылкой на страницу «ВКонтакте». Пройдя по этой ссылке, Шатханов якобы попал в группу, где «люди высказывали свои недовольства и выражали протесты», затем кликнул на чей-то профиль и обнаружил «фотографии, содержащие информацию унизительного характера по отношению к верующим». Свидетель уточнил: ему было очень неприятно смотреть на эти изображения, хотя сам он исповедует шаманизм.

«Литвина установили, остальных — почему-то нет»

Литвин думает, что уголовное преследование связано с его участием в местных и всероссийских движениях и инициативах анархистов. «Расчет был на то, что они проведут обыски, а под кроватью будут автоматы, гранаты и пистолеты, а получилось изъять книжки и стикеры», — полагает молодой человек.

«Есть разные анархистские движения, например — "Черный крест", "Народная самооборона", "Автономное действие". Так или иначе, участник может быть и членом федерального коллектива, и локального. [Публикующий "черный список работодателей" сайт о нарушениях трудовых прав] AntiJob, например — тоже федеральный проект, но участвуют в нем люди из различных анархистских и неанархистских организаций», — объясняет Литвин.

Сейчас активист не состоит ни в одной организации, но продолжает участвовать в некоторых проектах своих единомышленников. Раньше серьезных проблем с силовиками у иркутских левых не бывало, вспоминает он: дальше административных протоколов дело никогда не заходило.

Обвинение не стало заявлять в качестве свидетелей ни одного из товарищей Литвина, допрошенных в день массовых обысков — их заявила сторона защиты. При этом, по словам самого обвиняемого, несколько его знакомых, задержанных в апреле 2017 года, под давлением оперативников все-таки подписали требуемые показания. Его слова подтверждает Алексей Лычагин.

«Там что-то вокруг да около все было, все как-то так: кто такой, откуда приехал, чем занимаешься, знаешь ли Литвина, а Литвин с этой страницы что-нибудь постил, что постил — такое все было, — вспоминает Лычагин. — Конечно, пришлось [дать показания], но я тогда не знал, как от этого отмазаться. Они мне угрожали — я и сказал, намекали, что я могу сесть за дачу ложных показаний, а я тогда был неопытный, не знал даже, как можно отмазаться. Пришлось им рассказать все, что я знаю, но про все, что касается этой страницы, я отвечал неоднозначно — не знаю, не уверен, не помню».

После этого, вспоминает молодой человек, еще один раз вызывали в Центр «Э». Одновременно в Иркутске шли судебные заседания по заявлениям левых активистов: они безрезультатно пытались добиться признания обысков незаконными. «Потом, вещи же надо было вернуть. У нас же вещей кучу изъяли, ноутбук, телефон — все подоставали. Мне, кстати, ноутбук так и не вернули», — сетует Лычагин.

 RFE/RL

Дмитрий Литвин теперь отрицает вину: по его словам, доступ к странице «Дмитрий Бакунин», где публиковались картинки, имели несколько человек. Оперативник Центра «Э» по фамилии Довгополов в своих показаниях отмечал, что администрация «ВКонтакте» помимо адреса электронной почты Литвина и телефона, на который зарегистрирована страница «Дмитрия Бакунина», выдала ему еще несколько IP-адресов, с которых на нее заходили. В одном случае Довгополову удалось выяснить, что адрес принадлежит филиалу провайдера «ЭР-Телеком холдинг»; установить принадлежность других IP-адресов оперативник не смог.

«Литвина установили, остальных — почему-то нет», — указывает на недоработку следствия его адвокат Оксана Тюрнева.

Анархист, впрочем, не отрицает, что одна из рук, показывающих «фак» храму — его. Но он не выкладывал фотографию на фоне собора в соцсеть, настаивает молодой человек, — как и не удалял ее позже, считая публикацию чьей-то безобидной шуткой.

Кроме того, отмечает Тюрнева, у защиты есть претензии к экспертизе, проведенной барнаульскими специалистами.

«Они дают заключение по всем картинкам, что они оскорбляют и все такое прочее. Но заключение это не соответствует закону: отсутствует подписка экспертов, где они предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Этой расписки в подлиннике в деле нет, есть только ксерокопия, и она появилась после моего ходатайства, которое я заявила весной, о том, что экспертиза не может быть признана допустимым доказательством, — говорит она. — И следователю на электронную почту эксперты дают ответ, что мы можем вам прислать подписку, но — за ваш счет. Почему-то следствие пожалело 100 рублей».

По словам авдоката, на первом предварительном заседании, которое прошло 2 октября, судья оказывал давление на ее подзащитного.

«Поскольку я была занята, Литвин пошел туда один, на него также судьей оказывалось давление по поводу того, чтобы он отказался от моей защиты, но он настаивал, и, соответственно, предварительное заседание перенесли на 5 октября», — рассказывает юрист.

На втором предварительном заседании 5 октября мировой судья Максим Кучугура сам предложил обвиняемому прекратить уголовное дело за истечением сроков давности, но защита от этого отказалась.

«Судья очень подробно разъяснял процедуру прекращения уголовного дела. Я сказала бы даже, что он был настойчив. Мы возразили против этого. Такого не ожидал ни судья, ни прокурор. Они надеялись, что мы согласимся. Прекращение за истечением сроков давности — это когда человек виновен, но истекли сроки давности привлечения его к уголовной ответственности. Но по всем учетам, базам МВД он будет проходить как привлекавшийся к уголовной ответственности», — объясняла Тюрнева изданию «Сибирь.Реалии».

Отказался Литвин и от предложения рассмотреть дело в особом порядке — эта процедура гарантирует, что наказание не составит больше 2/3 от максимально возможного, но также требует от подсудимого полного признания вины.

Анархисту грозит штраф в размере до 300 тысяч рублей, либо до 240 часов обязательных работ или до года лишения свободы.

Источник

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости