Чайна Мьевиль: "Железный Совет"

Железный Совет

Книгу современного британского писателя-фантаста Чайны Мьевиля "Железный Совет" подарила мне знакомая троцкистка со словами: "Напиши позитивную рецензию, а когда мы придем к власти, тебе зачтется". Понимая, что в каждой шутке есть доля шутки, но что, с другой стороны, к власти ее единомышленники не придут, я махнул было на рецензию рукой, но книга показалась мне и в самом деле довольно забавной.

Не хочу отравлять чтение спойлерами. Скажу лишь, что тут совершенно фантасмогорический мир; примерно как если бы Толкиена вдохновляли картины Иеронима Босха. Есть в Железном Совете и демоны, и мутанты, и маги-чародеи, и водяные, и ведьмы, и люди, соединенные с частями машин, и люди-растения. Не то, что персонажей, но типов персонажей так много, что с самого начала попадаешь в хаос, в котором разобраться сложно. А если прибавить, что один из главных героев книги - Махараль, т.е. Иуда Лев Бен Бецалель - великий еврейский ученый 16 века, главный раввин Праги и, как гласит легенда, создатель легендарного Голема, то выходит уже черт знает что. Но, как по мне, это "черт знает что" оказалось любопытным чтением.

Под масками босховских чудищ, водяных, мутантов и создателей големов скрыты персонажи и события социальных революций. История проигранной империалистической войны и, вслед за тем, восстания социальных низов, нищих, рабочих в фантастическом 20-миллионом мегаполисе Нью-Кробюзон - история Парижской Коммуны, изложенная близко к реальности, вплоть до запуска погибающими коммунарами воздушных шаров с листовками. Рабочее восстание против богатых и чиновников - прямое действие, борьба за самоуправление работников и за их право контролировать страну - вот что проросло сквозь причудливый мир.

Большевистские влияния так же дают о себе знать. Анархисты в книге изображены то ли бандой странных боевиков с неясными целями, то ли собранием гомосексуалистов-проституток и чокнутых художников-авангардистов (надо сказать, что тема сексуальных меньшинств занимает в Железном Совете непропорционально большое место, видно, она довольно чувствительна для самого автора и его единомышленников). Но... Хотя эти образы не соответствуют историческому анархизму времен Парижской Коммуны или более позднему (600 тыс рабочих крупных фабрик в центре испанского анархизма, Барселоне, в 1930е гг, даже не поняли бы, о чем речь), на современную западную анархистскую публику это может быть отчасти похоже (хотя, разумеется, не все анархисты Запада таковы).

Сам Чайна Мьевиль относится к реформистскому крылу социалистического движения; он на выборах 2001 года выдвигался в Палату общин британского Парламента от Социалистического союза. Отсюда же и симпатии к легалистским профсоюзам, широко разлитые по страницам книги, как будто эти организации хоть где-либо в мире успешно продвигали идеи социалистической революции. Но в то же время революция изображена довольно демократично, в смысле прямой демократии народных собраний и подотчетных собраниям выборных советов. Не то, чтобы совсем беспартийных, но в целом выполняющих волю масс, а не волю ЦК Самой Правильной Партии. Именно такой строй - строй трудового самоуправления, устанавливается на захваченных революционерами территориях.

У Мьевиля, на мой взгляд, есть серьезная проблема. Он явно не знает, как закончить некоторые сюжетные линии и заканчивает их (точнее обрывает) как-то глупо и жестоко. Есть и другие минусы. Сюжетные линии, порой, слишком запутывается, переплетаются и усложняются. Впрочем, из его книг можно было бы соорудить отличный сериал, чем-то напоминающий "Карнивал Роу". Но Чайну Мьевиля вряд ли экранизируют. У него, как и в Карнивал Роу, присутствует тема расизма, но он находит выход не в полит-корректности и не в глупой борьбе за независимость (в духе современной Каталонии), а в общем восстании низов против буржуазии и ее политических партий, в социально-классовом, коммунитарно-социалистическом движении по образцу Парижской Коммуны. Никто такое не станет экранизировать.

Вспомним окончание "Игры Престолов", вызвавшее восторг у Ю. Латыниной. "Революции - зло, статус-кво должен сохраняться, иерархическое общество, основанное на эксплуатации или даже рабстве - вечно" - вот подлинный смысл финала "Игры Престолов". Сериалы становятся важным инструментом, влияющим на общественное сознание. Система не будет себя гробить.

Комментарии

Вот ещё лекция про творчество этого писателя (Екатеринбург, 2013 год):

https://avtonom.org/news/ekaterinburg-lekciya-po-tvorchestvu-britanskogo...

Голосов пока нет

Не пнуть "меньшинства" и современных анархистов, выступающих за их права, противопоставив их некоему собирательному образу революционеров прошлого, автор, по своему обыкновению, не смог...

Рейтинг: 2 (3 голоса )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости