Одно из интереснейших последствий второй мировой войны — движение «граждан мира». Пионером этого движения, «гражданином мира № 1», считается почему-то молодой американец Гарри Дэвис, отказавшийся от американского подданства. В истории есть немало примеров отказа от подданства и переход на положение «космополита». Укажем хотя бы на сотни тысяч ди-пи из стран «восточной демократии» ... [(displaced persons), т. е. «перемещенные лица». Граждане СССР и стран будущего «социалистического лагеря, которые решили остаться на Западе после Второй мировой войны] Но дело не в первородстве. Так или иначе, но Гарри Дэвис, вопреки убеждениям «здравомыслящих» людей, отказался от американского подданства, приехал в разоренную Европу, поставил походную койку около Эйфелевой башни и принес много неприятных минут парижским полицейским и представителям Объединенных Наций, заседавшим в ту пору в Париже и обсуждавшим права человека.
Заявление Дэвиса об отказе от американского гражданства было встречено как бред сумасшедшего или, в лучшем случае, как декларация очередного искателя сенсаций. Некоторая доля этого, конечно, имелась в поступке Дэвиса.
Но произошло «чудо»: через несколько дней к «гражданину мира № 1» присоединились десятки французов, которые тоже объявляли себя «гражданами мира». Сообщение о новом движении обошло печать всех стран (СССР не в счет). И везде нашлись последователи американца. В Германии, например, во всех крупных городах возникли организации «граждан мира», требующих... мировой паспорт и визу для свободного въезда в любую страну. В своих манифестах «граждане мира» вполне справедливо заявляют: «Все люди жаждут объединения»; «права человека уже довольно прокламировались и обсуждались, — настало время практического осуществления этих прав»; «правительства и организации до сих пор терпели крушения».
Естественно, что правительства и их полицейские, судебные и прочие органы крайне удивились движению «граждан мира» и еще не нашли отправной точки своего отношения к этим, на их взгляд, оригиналам. Да и что с ними делать? Не бунтуют, не грабят, — в тюрьму сажать не за что. И в то же время — «подрывают основы». В этом надо разобраться... Но как разбираться, когда даже Объединенные Нации разговаривают о Соединенных Штатах Европы, о мировом государстве?
Надо полагать, что со временем правительства столкуются между собой и найдут общий язык, оформят свое отношение к «гражданам мира» в соответствующие параграфы и пункты законов. Но сейчас пока «космополиты» пользуются относительной свободой пропаганды своих идей.
Четких и ясных установок у «граждан мира» покуда еще нет. Что они предполагают делать, каковы их политические и социальные взгляды — сказать определенно нельзя. Хотят ли они только свободы передвижения и независимости от государства, или обладают определенным мировоззрением? Они говорят, что границы должны рухнуть, но, кроме границ, существует еще масса причин, мешающих свободе человека. И даже если бы государства открыли свои границы «гражданам мира», то они вряд ли почувствовали бы себя действительно свободными в странах, где каждый их шаг должен быть согласован с буквой закона. Желание просто побродить по свету — детская фантазия и из-за него одного не к чему огород городить и принимать столь гордое наименование. Лучше уж тогда назвать себя «бродягами мира».
Однако, кажется, что последователи Дэвиса не являются столь наивными, чтобы не понимать, что всякий гражданин мира должен носить в сердце не одно лишь желание людей посмотреть или поискать где лучше. Неудовлетворенность существующим положением приводит к поискам новых путей. «Граждане мира», начав со штурма государственных границ, неизбежно должны прийти к идее штурма всего того, что мешает подлинной свободе человечества. Как школьник начинает сначала изучать азбуку, чтобы потом познакомиться с великими творениями, так и «граждане мира», требуя ломки границ, проходят первую стадию обучения. Ведь граница — это не только географическое понятие; это сфера политического влияния, насильственного разделения людей, их экономического н культурного разделения.
Подлинные интернационалисты ведут борьбу не с границами, а с тем, что создает эти границы, с теми, для кого выгодно разобщение людей. Многие господа-государственники и их хозяева-капиталисты тоже не против уничтожения границ, но... только тех, которые им мешают выгодно торговать и осуществлять свою политику. «Движение» таких «граждан мира» обычно кончается военным нарушением границ н несет неслыханные бедствия ни в чем неповинным людям по обе стороны.
Тема «граждан мира» сейчас настолько интересует, что в Германии даже появились специальные литературные произведения. Драматург Эрих Кэстнер написал для мюнхенского театра «Симплициссимус» скетч, посвященный «гражданину мира № 1». Скетч называется «Сервус Глобус». В нем описывается возможное приключение Гарри Дэвиса в Мюнхене. Дэвис раскладывает кровать в парке. Появляется полицейский. Ссылаясь на различные параграфы закона и распоряжений президента полиции, блюститель порядка запрещает раскладывать кровать и ночевать в парке. Дэвис растолковывает полицейскому свои идеи и представление о мире без национальных границ.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Прежде всего—мы баварцы, затем немцы и только потом — граждане мира!...
«ГР. МИРА»: В моем мировом государстве, в идеальном государстве не будет ни войн, ни нужды, ни ограничений... и почти не будет налогов...
ПОЛИЦ.: Этого не может быть! На что же будет жить весь чиновничий аппарат?
“ГР. МИРА": В моем мировом государстве все будет очень просто…
ПОЛИЦ.: Вы говорите несуразности!... Убеждать меня в необходимости мирового государства... меня, чиновника— и в то же время говорить о ликвидации чиновников...
«ГР. МИРА»: Я этого не сказал. Само собой разумеется, чиновники будут нужны, как и прежде. Наиболее старательные останутся... Но это будет не полицейское государство.
ПОЛИЦ.: Значит я могу быть, так сказать, мировым полицейским?
«ГР. МИРА»: Если вы будете прилежны, то даже полицейским вахмистром мира!
ПОЛИЦ.: А форма?
«ГР. МИРА»: Все золотые пуговицы, справа — шнур, слева — шнур, каска с перьями...
ПОЛИЦ.: Прекрасно!
«ГР. МИРА»: И с левой стороны место для орденов…
ПОЛИЦ.: Пр-р-рескрасно!.. Вы мне нравитесь. Вот вам моя рука, я буду тоже «гражданином мира»...
От скетча нечего много требовать. Но уже одно подобное толкование показывает, как в умах господ государственников воспринимается всякая новая идея: без государства, хотя бы мирового, жить невозможно; полиция необходима; законы обязательны; чиновничество неизбежно... И, стало быть, снова от свободы остаются рожки да ножки!.. Действительно: где вы видели государство без полиции, а полицию без тюрем? А насчет отсутствия войн мы хорошо знаем: паны дерутся — у хлопцев чубы летят! Кажись, как крепко обнимались Сталин с Тито, а теперь маленький диктатор бряцает оружием против своего «великого» учителя... Однако, в случае войны чубы-то будут лететь у хлопцев, а «граждане мира» войны не хотят. Значит, им с государством не по пути. Следовательно, государство объявит их своими врагами. А, стало быть, «граждане мира» неизбежно должны прийти к выводу, кто является врагом подлинной свободы. Надо думать, что «граждане мира», выразив протест против своего государства отказом от подданства, не захотят подставлять шеи новому, еще более могущественному спруту.
Большевики вначале своей власти старались привить народу идеи космополитизма, братства всех народов. Их поэты воспевали «гражданина мира» в таких строках:
Крепкие руки, хлеб да вода,
Со скарбом убогим мешок неизменный —
Вот он, творец мирового труда
И гражданин всей вселенной!
………………………………………………………………….
К грозным лишеньям готовый всегда,
С силой в могучих руках неизменной —
Вот он, творец мирового труда
И гражданин всей вселенной!
Воспевали, воспевали, а потом захлопнули границы, превратили российских «творцов мирового труда» в крепостных и развили бесподобный «советский национализм».
Не знаю, как в советской России приняли движение «граждан мира», но логически большевики должны просто замолчать эту идею: слишком большой соблазн для сталинских подъяремных! Чего доброго, начнут миллионами отказываться от «серпастого, молоткастого советского паспорта» ...
Движение «граждан мира» служит веским доказательством народного пробуждения. Все больше и больше людей начинают понимать, что можно обойтись без всякого подданства, стало быть, без всякого государства, что люди могут жить без погонщиков и клеток—границ.
Это только азы политической азбуки, до которых народ доходит стихийно, благодаря природному чутью, своей здоровой интуиции. Как ни вбивали людям в головы понятие о «святости» государства, о необходимости почитать его превыше всего и класть за него животы, а вот поди-ж ты! Достаточно было небольшого толчка и десятки тысяч людей отказываются от «почетного подданства». С такой же легкостью откажутся люди вообще от государства и всех его «неколебимых зданий» — судов, законов, тюрем, концлагерей и т. п. Нужно лишь помочь народу разобраться в запутанном лабиринте современности и указать правильный выход.
Н. Пермяк
Дело Труда – Пробуждение
№ 31 декабрь 1949 г.
С. 7-8
От редакции avtonom.org
Гарри Дэвис (1921-2013) — общественный деятель, создатель паспорта гражданина мира и организации World Service Authority.
Бывший бродвейский актёр, во время Второй мировой войны служил в армии США пилотом бомбардировщика. 25 мая 1948 г. он пришел в посольство США в Париже и заявил об отказе от американского гражданства. Французские власти потребовали от него покинуть страну, но Дэвис пришел на территорию дворца Шайо, где проходила Генеральная Ассамблея ООН и потребовал признать его гражданином мира. В результате он получил документ под названием Паспорт гражданина мира.
В январе 1949 г. Гарри Дэвис основал Международный реестр граждан мира, куда вошло более 750 тыс. человек. В 1953 он создал Всемирное правительство граждан мира, а в 1954-м - World Service Authority, орган по выдаче документов. Эта организация выдает желающим паспорта, свидетельства о браке и другие документы.
За несколько недель до смерти Гарри Дэвис передал паспорт гражданина мира бывшему сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену, документы которого были аннулированы властями США.
Добавить комментарий