Вопрос о более или менее высокой морали социальных низов в сравнении с моралью высших классов интересен и неоднозначен. Он связан с оценкой того, что считать тут низким и высоким. Кроме того, зависит от эпохи.
Есть описания французских социальных низов накануне революции (ВФР) из которых следует, что эти люди были более склонны к солидарности и сотрудничеству, чем верхи общества. Мораль рабочего класса Аргентины начала 20 века или, во всяком случае, огромной его части, очень отличалась от морали правящего класса - сотни тысяч людей, готовых идти на смерть, чтобы только провести похороны павших товарищей или регулярно объявляющих забастовки солидарности - это совершенно другие люди, чем буржуазия. В исследовании морали борющегося аргентинского рабочего класса некоторые специалисты указывают на то, что она переворачивала с ног на голову систему буржуазной морали: "Конкуренция - зло. Эксплуатация (присвоение результатов чужого труда - работают все, а большую часть доходов присваивают собственник и менеджмент) - зло. Помощь ближнему - добро. Если ты беден и трудишься - ты выше богатого буржуа, так как только негодяи могут преуспеть в современной цивилизации".
Французский массовый революционный синдикализм той же эпохи пронизан милленаристскими импульсами - люди вместе выходят на нелегальные забастовки, помогают друг другу в устройстве на работу, во время забастовок вывешиваются флаги - "капитализму осталось 100 дней" и т.п.. Люди мечтают о новой эре солидарной общей жизни и самоуправления.
В революционных движениях низших классов преодолевалось этно-конфессиональное разделение. В песне исторического, исчезнувшего ныне революционно-синдикалистского движения Индустриальные рабочие Мира (ИРМ, IWW - сторонники нелегальных стачек и захвата фабрик в самоуправление рабочими ассоциациями), объединявшего сотни тысяч рабочих США из десятков национальностей, звучали слова: "Все приходят на забастовки - немцы, поляки, итальянцы, но хотелось бы, чтобы там было больше и наших ирландцев". Мораль воинов шейха Бедреддина Симави, суфиев, считавших, что все принадлежит всем, и что нет разницы между простыми иудеями, мусульманами и христианами, если они вместе противостоят начальникам, или мораль жителей Южно-французского города-коммуны Безье, ответивших крестоносцам на требование отдать 200 еретиков: "Мы лучше погибнем все, чем отдадим одного из нас" - иная, чем у господствовавших в обществе сил (даже если это легенда, сам факт ее появления говорит о многом).
Но так бывает далеко не всегда, и, быть может, это - редкость в современном мире. Современные социальные низы Запада и, возможно, России живут в условиях доминирования морали правящих классов - буржуазной культурной гегемонии (Грамши) - и вряд ли их мораль сильно отличается от телевизионных образцов, как и мораль верхов общества.
Добавить комментарий