К вопросу о расизме в российской антифа- и хардкор-сцене

В феврале на немецком сайте Linksuniten была опубликована критика московских групп What We Feel (WWF) и Moscow Death Brigade (MDB) за авторством коллектива Antifascist Subculture Worldwide. Обе группы (1) и также группа 210 (2) позже ответили на критику.

Однако, я бы хотел добавить от себя несколько слов к общей картине.

На мой взгляд, главная проблема заявления Antifascist Subculture Worldwide заключается в выбранном подходе и целевой аудитории. С момента публикации этого текста прошел почти месяц, прежде чем появился его перевод на английский, и еще больше до перевода на русский язык. То есть можно сделать вывод, что авторы этого текста планировали обсуждение только внутри немецкой сцены, без участия российской хардкор-среды. Этот подход воспроизводит обычный расистский стереотип по поводу восточноевропейцев, как невежественных варваров, чей расизм, сексизм и гомофобия являются почти что генетическими, и с которыми невозможно вести разумную дискуссию по данным вопросам.

Но в реальности эти дискуссии происходят и в России. Внутри антифа- и хардкор-субкультуры существуют люди с антирасистскими, феминистскими и квир-подходами, и стыдно не приглашать их к дискуссии. Очевидно, что авторы первоначального текста прекрасно понимают русский язык и вполне могли бы опубликовать версию на русском одновременно с немецкой, будь у них такое желание.

Вторая проблема текста критики, это введение читателя в заблуждение путем использования стиля аргументации, который риторики называют  «аргументацией дробовика» . Представлено гораздо больше обвинений, чем реально доказано. Например, в тексте неоднократно упоминают «гомофобию» без явной привязки к MDB или WWF, но у читателя, тем не менее, остается ощущение, что именно у этих групп — гомофобские позиции. Зато о существовании других вполне гомофобных групп на российской антифа-сцене не упоминается. Например, в песне «Горите в аду» группы Klowns имеются следующие строки:

Старушка Европа встречает закат, какое будущее её ждёт?
На их пособие живёт иммигрант и на законы плюёт
Легализован однополый союз, разрушается семья
Толерантность это не выход, так жить нельзя..

Klowns никогда не идентифицировали себя как анархистов, но сделали серьезный крен в сторону красно-коричневого сталинизма летом 2014 года под влиянием сильной волны государственной пропаганды, целью которой является поддержка войны в Украине. Сейчас Klowns стали субкультурной версией государственного телеканала с Киселевым.

Но есть шанс, что точка зрения этих новых красно-коричневых Klowns не найдет понимания в хардкор-сообществе и вместо нее группа окажется в отдельной национал-большевистской тусовке, которая существует в России с 90-х годов, и традиционно не пересекается с хардкор-сценой. К примеру 9 мая 2015 года у Klowns будет общий концерт в Москве с классической национал-большевистской командой «Эшелон» и сталинистами Nucleo Terco из Мадрида. А российскому хардкор-сообществу пора определиться со своей позицией по этому вопросу.

Также видно, что некоторые аспекты текста Antifascist Subculture Worldwide интерпретируют всю эту историю через косвенную призму немецкой активистской среды. Возьмём фразу «довольно важно исследовать историю новой левой сцены в России». Но внутри российской хардкор-сцены даже те люди, которые критикуют сексистские, гомофобные или мачистские аспекты сцены, редко идентифицируют себя как «левых». Во многом это связано с тяжелым «коммунистическим» прошлым и большинство людей, которые критикуют эти негативные аспекты хардкор-среды, скорее идентифицируют себя как анархистов (но в последнее время также появилось много «анархистов», которые являются частью проблемы, а не ее решением - об этом позже).

Касательно дискуссии по поводу «русских против фашизма» в 2009 году, одним из «множества критических отзывов от ультралевых», на которых ссылаются MDB и WWF, скорее всего является мой текст «У антифашизма нет национальности».

Текст Antifascist Subculture Worldwide  рассматривает группы только из Москвы, города в котором большинство антифашистов всегда было аполитичными «патриотами». Но во множестве других городов и антифа, и хардкор были преимущественно анархическими. Антифа в России всегда были широким альянсом между анархистами, левыми, либералами и даже правыми консерваторами,которые объединялись в рамках хардкор-субкультуры.

Но сейчас, когда угроза со стороны фашистов почти полностью исчезла из хардкора и война в Украине — главный вопрос на политической повестке, антифа во многом потеряли свою актуальность. Как следствие, люди, которые пришли в тусовку как «аполитичные патриоты», стали праветь. Но из-за лояльности к прошлой дружбе и того, что когда-то они все вместе рисковали своими жизнями, эти люди по-прежнему продолжают держаться вместе, несмотря на то, что по своим политическим взглядам они окончательно разошлись.

Например, Антон Фатуллаев, бывший антифа-заключенный, который участвовал с правыми в нападении на феминистскую акцию в Москве 8 марта 2014 года, погиб, сражаясь на стороне повстанцев в восточной Украине. Мемориальное мероприятие в Москве было организовано его старыми антифашистскими друзьями, несмотря на то, что они вряд ли полностью разделяли его последние политические взгляды. Но из-за восприятия «лояльности и дружбы» в качестве одной из главных ценностей хардкор-сцены, мало кто дистанцировался от Фатуллаева, и в итоге его поддержка ультраправых правительств Донецка и Луганска стала просто «одним из мнений среди прочих» в сцене.

Следовательно, главной проблемой в ответах MDB, WWF и 210 является полное отсутствие дискуссии по вопросам расизма и гомофобии в хардкор-сцене в целом. При этом нет сомнений в том, что все больше людей в хардкор-сцене зацикливается на таких «проблемах», как «исламизация» или «толерантность», и Klowns далеко не единичный случай. Даже если MDB и WWF сами не являются частью проблемы, очень странно делать вид, что проблемы вообще не существует. И касательно Грюндика из 210 — мне не ясно какие собственно ответы были «неправильно интерпретированы интервьюером». Хотелось бы пояснения, так как у меня возникло ощущение, что интервью исчезло только после того, как люди, которые организовывали концерты 210 в Западной Европе, стали задавать группе вопросы.

Одним из объяснений примитивного антикавказского национализма, который открыто присутствует в сцене в течение последней пары лет, является неправильно сформулированная реакция против агрессивной субкультуры кавказской молодежи, во многом схожей с субкультурой российских гопников. Субкультура гопников традиционно враждебно относилась ко всем субкультурам «западного» образца. Еще 10-15 лет назад гопничество было широко распространено даже в Москве, но с тех пор схожая субкультура появилась и среди кавказской молодежи. Насильственные столкновения с молодежью из хардкор- и других субкультур происходят время от времени. И несмотря на то, что уличные драки между молодежными субкультурами вряд ли можно описать как «столкновения между цивилизациями», второй стороной этих разборок являются мусульмане и существенная часть этих людей разделяют симпатии к исламскому подполью на Северном Кавказе, которое воюет до сих пор.

В этническом плане российская хардкор-сцена более разнообразна, чем сцены западной Европы, и даже более разнообразна, чем сцены большинства городов США. И среди групп, и среди слушателей присутствует множество людей кавказского или мусульманского происхождения, и далеко не все чувствуют себя оскорбленными из-за образов кавказцев в листовках группы 210. То есть, в первую очередь существует межсубкультурная напряженность, а не не национальная или религиозная. Но способ представления проблемы группой 210 и ее союзниками действительно является расистским и  с ним следует разобраться, так как их подход открывает путь к еще более острым проблемам.

Такой является недавний случай с 20-летним Дмитрием Праховым из хардкор-сцены Санкт-Петербурга, которого сейчас обвиняют в убийстве 18-летнего дагестанца Михайла Сайгидалиева 13 марта этого года. Судя по всему, Прахов и его друзья возвращались домой после концерта, и Сайгидалиев с друзьями ошибочно приняли их за фашистов. Последовала драка, в ходе которой Прахов достал нож и убил Сайгидалиева.

Мне неизвестно, кто первый достал нож и вполне возможно, что у Прахова был случай оправданной самозащиты. Но с учетом широкого распространения антимусульманских и антикавказских взглядов в российской хардкор-сцене, не исключено что это повлияло на случившееся. Прахов был также админом сообщества «Скинхеды и моджахеды» в ВК, которое является весьма показательным по вопросам сложного отношения к исламу, которое существует сейчас в хардкор-сообществе.

При первом взгляде, это сообщество во ВК – просто тусовка субкультурных подростков с шутками, в которых ислам представлен довольно однобоким образом. Но если рассматривать подробнее, то там есть еще много всего кроме шуток – есть и попытки понимания, и даже восхищения. Скинхэд-субкультура — это ультра-маскулинная реакция против различных кризисов маскулинности в западном мире (и в России). То есть, неудивительно, что скинхэды с легкостью зацикливаются на таких явлениях, как ИГИЛ и прочее исламский фундаментализм, так как их образ также является ультра-маскулинным. Я довольно часто замечал, как нацисты и поклонники хардкора восхищаются такими исламистскими музыкантами как Тимур Муцураев и нередки случаи, когда люди из националисткой или хардкор-тусовки приходили к радикальному исламу.

Очевидно, это не оправдывает примитивных анти-кавказских образов, которые использует 210. Но необходимо понимать, что несмотря на то, что «исламизация» в России – такая же выдуманная угроза, как и в западной Европе, в Москве в определенных случаях несложно получить проблемы от определенных групп мусульман, если ты относишься к субкультурной молодежи. К сожалению, хардкор-сообщество все дальше отходит от любого политического и социального участия в жизни общества в целом, отсутствует политическая рефлексия и примитивные, расистские стереотипы остаются единственной реакцией по отношению к исламу, как и к субкультурам со стороны мусульман, с которыми хардкор-тусовка сталкивается.

Альтернатива интернационалистов – единство молодежи, вне зависимости от субкультур, против государства и капитала, но из-за отхода хардкора от политики, единственный вопрос у него на повестке — это вопрос о том кто владеет улицами. Эта перспектива — путь к безумному и бестолковому насилию и смерти, но судя по всему, даже многие анархисты выбрали этот подход. Например, организация «Автономное Действие (социал-революционное)» вывесила в своей подписке в ВК призыв к поддержке Прахова, подчеркивая национальность погибшего, но позже удалила его. «АД-СР» откололись от «Автономного Действия» летом 2013 года преимущественно по личным причинам, но затем отказались от борьбы против сексизма и гомофобии.

Несмотря на то, что в ответах WWF, MDB и 210 нет ни малейшего желания серьезно обсуждать эти реальные проблемы в среде, в текстах есть много положительных моментов. Например, это, возможно, первой раз в истории группы 210, когда они сделали явное заявление против гомофобии.

Основной причиной ухода московского хардкора из политики является исчезновение фашистской угрозы. До 2008 года сцена занималась подпольным насилием против фашистов, в 2008-2012 — еще и участием в общественных протестных движениях, но теперь в Москве нет ни первого, ни второго. Одновременно, существенная часть анархического движения, поддавшись кремлевской пропаганде против «западной толерантности», отказалась от борьбы против сексизма, гомофобии и расизма. То есть, вместо того, чтобы развивать хардкор-сцену в более радикальном ключе, те анархисты которые до сих пор имеют к ней отношение, скорее закрывают глаза на проблемы или даже поощряют их.

Но, несмотря на допущения и проблемы в подходе в тексте Antifascist Subculture Worldwide, я рассматриваю его в качестве хорошей начальной точки для продолжения дискуссии. Однако, как анархист, я должен заметить, что, на мой взгляд, WWF и MDB являются наименее вредными элементами внутри этой среды, ситуация в который в целом дает мало поводов для радости.  То есть, во многом заявление группы Antifascist Subculture Worldwide бьет мимо цели.

И я боюсь, что пока московская хардкор-сцена не столкнется с какой-либо внешней угрозой (какой были нацисты примерно до 2011 года или государственная власть в Беларуси), сцена будет все больше отдаляться от реальности. И будут появляться все более странные позиции вокруг таких вопросов, как расизм и гомофобия, а попытки дискуссий и критики по этим вопросам будут находить все меньше понимания.

Антти Раутиайнен

Комментарии

"«исламизация» в России – такая же выдуманная угроза, как и в западной Европе"                     Привет из 2017 :)

Рейтинг: 2.6 (5 голоса )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости