Либертарный коммунализм и курды

События в Бакуре (Турецкий Курдистан), где турецкое государство организовало волну насилия против курдского населения, способствовали ослаблению внимания к тому, что происходит в Сирийском Курдистане (Рожава). Турецкие власти расстреливают центральные районы городов Бакура из тяжелой артиллерии и убивают людей на мирных демонстрациях.

Тем не менее, в Рожаве происходят определенные изменения. Zaher Baher, курдский анархист, много раз бывавший в Рожаве и поддерживающий курдское движение, пишет любопытные вещи.

Лидер курдского движения Абдулла Оджалан сейчас изолирован (раньше общались с ним). Вследствие этого во-первых, и вследствие событий в Турции и Сирии во-вторых, в Рожаве происходят определенные перемены. По мнению курдского анархиста, они весьма драматичны.

Во-первых, курдские лидеры, связанные с PKK и близкими к ней организациями, постепенно переносят акцент на идеи "национального единства курдов". А оно включает и правые курдские партии, бизнесменов и т.д. Во-вторых, что до хозяйственных отношений, то представители Рожавы сейчас говорят о богатых инвесторах, которые поднимут экономику.

... Либертарный коммунализм, идеи которого развивал американский социальный исследователь и анархист Мюррей Букчин (эти идеи во многом заимствовал курдский лидер Абдулла Оджалан), есть одна из самых умеренных реформистских версий анархизма. Букчин не разрабатывал тему классовой борьбы в своих работах о коммунализме. Правда, он критиковал наемный труд, разделение людей в процессе труда на управляемых и управляющих. Но он полагал, что в современную эпоху классовая борьба утратила значение.

На смену классовой борьбе должна прийти борьба местной общины, территориальной самоуправляющейся коммуны. Люди (преимущественно небогатые местные жители, наемные работники, самозанятые, домохозяйки, студенты и т.д.) будут отстаивать свои интересы в борьбе с государством и крупными компаниями, в борьбе против загрязнения окружающей среды, в борьбе экологической (за чистую землю и воздух), в борьбе с несправедливыми налогами, точечной застройкой и т.д.

В процессе этой борьбы жители станут создавать кооперативы - коллективные экологически чистые производства, ориентированные на местные нужды. Также они создадут альтернативные школы, центры обучения, обмена информацией и т.д. Это не пустые мечты: таков был реальный опыт некоторых массовых общественных движений в Германии и других странах Запада в 1960-1980 гг, например, огромного зеленого движения против строительства АЭС.

В конце концов, труд станет служить интересам местной общины, ее собраниям. Производство будет переориентировано на местные потребности и полностью подчинено коммунальным собраниям. Для реализации более крупных проектов потребуется конфедерация общин, демократический конфедерализм. Независимые самоуправляющиеся общины (коммуны) станут вместе развивать крупные инфраструктурыне проекты (транспорт, электростанции, университеты и т.д.).

Мюррей Букчин, однако, не отвечает на вопрос, каким образом наемный труд вдруг исчезнет и с какой стати владельцы местных предприятий станут их передавать самоуправляющейся общине. Что помешает им, например, использовать свои деньги для того, чтобы покупать голоса хотя бы части ее населения? Кстати, именно так и происходило во многих древних автономных общинах, от средневековых городов, до русской сельской общины 19го столетия. Неясно и то, куда, собственно, денется централизованное национальное государство и с какой стати оно передаст местной общине свои функции. Букчин настаивает на использовании местными коммунами прямого действия, радикального метода борьбы, но он так же допускает и приветствует участие активистов в муниципальных государственных выборах.

...Идеи Букчина оказались заимствованы сторонниками Оджалана, курдским национально-освободительным движением, PKK, в период, когда идеи марксизма-ленинизма, большевизма (на которые прежде опирались Оджалан и PKK) утратили популярность. Почему это случилось?

Во-первых, развал СССР и крах других режимов, где господствовала идея управляемой государством централизованной экономики, указали на то, что марксистско-ленинская модель экономики в современном мире нежизнеспособна.  Нечто подобное мы наблюдаем и сегодня в Северной Корее, Венесуэле.

Во-вторых, курды столкнулись с важной проблемой: никто в мире не был готов (и не готов до сих пор) признать независимое курдское государство. В чем тогда смысл борьбы за национальное государство курдов, если оно станет никем не признанной изолированной страной? В современном мире с его открытой экономикой рыночного типа, это ведет к экономическому застою и деградации по образцу ДНР. К тому же, турецкое государство слишком сильное, чтобы можно было одержать над ним победу на поле боя. Но можно попробовать договориться с ним и с миром, сочетая вооруженную борьбу и переговоры. Договориться о компромиссном варианте. Если невозможна независимость, почему бы не попробовать добиться федерализации Турции (а так же Сирии) по образцу Ирака? Формально в Ираке сохраняется единое государство, но на самом деле курдские территории в Ираке независимы.

В-третьих, курдское движение попыталось вынести борьбу за пределы собственного этноса, усилив ее социальную и федералистскую составляющие. Если нельзя достичь независимости Курдистана, почему бы не попробовать договориться с другими национальными и религиозными меньшинствами Турции и Сирии? В конце концов, в турецком и сирийском обществе имеется множество социальных и национальных противоречий. Курды - не единственные, кто может быть заинтересован в децентрализации и федерализации этих стран, в создании широчайшей экономической, языковой, культурной и политической автономии для различных регионов. Как справедливо заметил по этому поводу один турецкий чиновник: "Курды отказались от идеи независимого Курдистана потому, что они хотят взять всю Турцию!"

И здесь идеи Букчина оказались очень кстати.

Букчин требовал отказа от национального государства и национализации, он требовал замены всего этого конфедераций самоуправляющихся местных коммун, регионов. Оджалан принял данную идею, но отчасти смягчил ее - конфедерация местных коммун должна сосуществовать с централизованным государством, находить с ним компромисс, забрав у него некоторые функции. Это относится и к Турции, и к Сирии. Именно поэтому в Рожаве наряду с местным самоуправлением народных собраний существует государственность, а конституция Рожавы носит либеральный или социал-демократический характер и настаивает на сохранении Сирийского государства, которое лишь нуждается в федеративном или конфедеративном устройстве. С точки зрения анархистов тут противоречие, но для Оджалана его нет.

Букчин отвергает прямую борьбу наемных работников против хозяев, классовую борьбу; частный сектор должен каким-то образом раствориться в общей воле коммунальных собраний. Оджалан идет еще дальше: бизнес, использующий наемный труд, служит народу, если бизнес не носит монополистический характер, впрочем, когда-нибудь со временем он, да, полностью подчинится коммуне и растворится в ней.

Парадокс состоял в том, что идеи Букчина заимствовало воинственное движение, герилья, десятилетиями выживавшая в сложном регионе, наполненном деспотическими государствами. Поэтому вместо ням-няма западных леваков, мир увидел движение, способное добиваться своих целей жесткими методами.

Но это - вооруженный реформизм. И постепенно противоречия, заложенные в ядре движения, вышли на поверхность.

Задачи национального противостояния турецкому государству и его сторонникам вышли на первый план в условиях курдского вооруженного восстания, отсюда идея национального единства курдов, не взирая на классовые отношения. Компромиссный характер движения, не связанного с классовой борьбой, допускает это и способствует этому. Курдские повстанцы почти не обращаются к низовому населению Турции, к наемным работникам-туркам, с призывом поддержать их. "Социальная революция в Рожаве" стала превращаться в обычное национально-освободительное движение.

Все вместе привело к крушению многих прежних надежд.

Турция - сильное централизованное государство, располагающее мощной армией. Из 80 миллионов населения страны курды составляют лишь 15 миллионов. Многие из них проживают в преимущественно турецких городах на Западе страны, и лишь часть более-менее компактно - на Востоке и Юге Турции. Активизация вооруженной борьбы и курдского национализма напугала турецкое население и способствовало его сплочению вокруг президента Эрдогана, вызвав ответную вспышку турецкого национализма. Влияние ДПН (Демократическая партия народов), созданной курдами для привлечения более широкой, межэтнической поддержки, резко упало.

***

Любопытно другое. В отличие от анархо-синдикализма с его идеей революционных профессиональных ассоциаций, либертарный коммунализм оказался более-менее жизнеспособен в современном мире. Если все попытки возродить систему радикальных рабочих ассоциаций оказались тщетными (современные "анархо-синдикалисты" сумели создать лишь маленькие мирные легальные профсоюзы за черно-красной ширмой), то либертарный коммунализм стал системой, охватившей несколько миллионов человек в Курдистане, включая десятки тысяч вооруженных представителей местной милиции\ополчения.

Посмотрите на курдскую Рожаву с ее прямой местной демократией и кооперативами. Там есть множество вещей, которые можно и нужно критиковать. И все же. В Рожаве 2 миллиона местных жителей, очень бедных (беднейший в Сирии регион при Асаде), 70-80% населения - крестьяне, как в России начала 20-го века, с довольно примитивными по современным меркам технологиями, слабая промышленность и 800 тыс беженцев. У Рожавы полностью враждебное окружение, регион находится в условиях частичной экономической изоляции, плюс там идет война, которая длится уже 4 года! И все же, никакого голода нет, люди сыты, одеты. Само по себе это - уникальное достижение.

Быть может, потенциал либертарного коммунализма не исчерпан? Быть может, либертарный коммунализм имеет шансы на воплощение в иных формах, чем это видели Букчин и Оджалан? Кто знает...

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

То, что драка за власть началась ещё при жизни Путина, на самом деле плохо. Пока российский народ ждёт смерти престарелого диктатора, у того может появиться сильный преемник, и тогда Россию ожидает ещё два десятка таких же лет, которые народ просто не переживёт. Он и так уже на последнем издыхании...

1 месяц назад
2
Антти Раутиайнен

В эмиграции нет главной задачи, так как главная задача – не оказаться в эмиграции. Многие питают иллюзии, что в эмиграции можно заниматься тем же сопротивлением, что и в России, но это верно только для каких-то довольно узких и специфических случаев, и только когда деятельность происходит...

1 месяц назад
7

Свободные новости