Меня удивляет, когда люди спрашивают, не довольно ли изменений в истории и переписывания прошлого. Прежде всего, это все равно, что спросить, не довольно ли менять физику. Познание бесконечно, человеческая жизнь, индивидуальная и социальная, сложна и бесконечна в своих проявлениях, процесс познания бесконечен. Изучая историю, экономику, психологию, люди постоянно совершают открытия, открывают новые факты, продумывают новые объяснения человеческих поступков. Это нормально. Поэтому, историю всегда будут переписывать.
Есть и другая сторона вопроса. Оценка тех или иных исторических фактов связана с картиной мира, в рамках которой и благодаря которой люди существуют. Для человека Европейского Средневековья представление о пути Иисуса Христа было системообразующим, непосредственно определяло его отношение к событиям, современником которых он был. Существование современных наций-государств-республик так же поддерживается благодаря определенной картине мира, согласно которой они сформированы определенными знаковыми историческими событиями.
Не случайно в США считают важным и в целом позитивным опыт Американской революции (Войны за независимость), а во Франции - опыт Великой Французской революции. Вокруг этого исторического опыта идут дискуссии, вокруг этого выстраивается национальная идентичность во многих странах и регионах. Благодаря определенным оценкам исторического опыта (хотя и не только за счет этого) поддерживается легитимность существующего политического и общественного строя.
В свою очередь, по мере изменения социальных отношений, этических норм, картины мира, меняется отношение к тем или иным персонажам или историческим событиям. Думаю, избежать такой переоценки событий по мере взросления человечества, изменения его ментальности, невозможно. Преклонение перед величественными королями, создателями империй, получило удар в результате победы республиканских идей во многих странах Европы и мира. Люди испытали отвращение к тирании, к власти самоназначенных абсолютных монархов и диктаторов. Вслед за тем пришла волна отвращения к зверской жестокости и расизму колониальных завоеваний: сегодня вы не обнаружите в США кинокартины, оправдывающей рабство негров или уничтожение индейцев.
Если на смену нациям-государствам, республикам, созданным лишь несколько веков назад или даже позднее, придет нечто новое, то мы увидим, как меняется отношение и взгляд людей на историю. Если бы во Франции в 1906-1907 гг победила социальная революция CGT(ВКТ) (1), мы увидели бы во Франции приблизительно такое же неприязненное отношение к республике, какое видим сегодня по отношению к абсолютной монархии.
-
ВКТ - 600-тысячная революционно-синдикалистская Всеобщая Конфедерация Труда. Выступала за всеобщую захватную стачку, прямое действие в ходе забастовок (отказ от сотрудничества с государством и бизнесом в ходе борьбы за рост зарплат), взятие предприятий в самоуправление ассоциациями работников, создание безгосударственного общества на основе ассоциаций работников по профессиям. ВКТ имела серьезные шансы на победу в 1906-1907 гг, но затем ее влияние было сбито репрессиями. Один из идеологов революционного синдикализма Жорж Сорель работал над историей французской революции и предлагал совершенное иное виденье этого события, нежели другие французские исследователи.
Добавить комментарий