По непонятной мне причине, все внимание в последние дни приковано к протестам в США. Между тем, серьезные социальные протесты, зачастую более осмысленные, чем в США, происходят в Сирии, Ливане и Иране, тогда как из Ирака приходят сообщения о растущем в стране социальном напряжении и готовности бедного населения к протестам.
Согласно поступающим сообщениям, в сирийском городе Идлиб идут демонстрации против повышения цен, вызванного обвалом курса сирийской лиры. Протестующие требуют вернуть прежние цены и наладить экономику. В данном случае гнев толпы направлен не только на режим Асада, но и на главу запрещенной исламистской группировки "Хайат Тахрир аш-Шам" (ХТШ), аль-Джулани. Дело в том, что Идлиб контролируют Турция и Джулани, а не Асад. Об этом сообщает российский канал "Вестник Дамаска", но из других новостей мы узнаем, что протесты охватили также контролируемый Асадом Юг Сирии. И тут есть нечто важное.
Восстание (Саура) в Сирии в 2011 году не было исламистским авторитарным движением. В сотнях восставших городов жители выбросили силы режима Асада и выбрали Местные Советы (МС), которые пытались наладить управление городами и селами, действуя в интересах населения. Эти преимущественно беспартийные муниципальные структуры решали вопросы коммунального снабжения, обеспечения населения всем неоходимым, финансировались в значительной мере самими жителями. Важнейшим центром МС стал район Дераа, где началось движение против Асада. Только в регионе Идлиб насчитывалось 160 автономных гордских и поселковых Советов. Почти все эти беспартийные МС, служившие интересам населения, были разрушены или силами Асада, или силами про-турецких и других вооруженных группировок, вроде ХТШ. Однако, люди никуда не делись и протесты продолжаются. Храброе низовое население Сирии оказалось в ужасных условиях между Турцией и Асадом. Тем не менее, протесты указывают на то, что для ряда регионов Сирии, от Идлиба до Дераа, все еще возможно интересное будущее.
Одновременно, массовые протесты происходят в Ливане и Иране.
Протестующие хлынули на улицы ливанской столицы Бейрута в субботу. Вспыхнули столкновения между сторонниками и противниками поддерживаемой Ираном шиитской группировки Хезболла. Сотни людей заполнили улицы в центре Бейрута и вокруг протестного центра на площади Мучеников, обвиняя правительство в отсутствии реформ и в экономическом кризисе. Экономики Сирии и Ливана тесно связаны, поскольку из-за санкций США сирийское правительство и многие компании держат деньги в ливанских банках, используя их как ворота во внешний мир. В результате новых санкций, введенных американцами, пострадали и сирийская, и ливанская экономики. Протесты вспыхнули одновременно в обеих странах. Бедность и огромная безработица в Ливане имели место и до коронавирусного кризиса. Последний, как и санкции США, лишь усугубили ситуацию.
В Иране в мае прошла серия забастовок и других выступлений. Тысячи иранских рабочих и жителей бедных регионов высказывают экономические требования в ходе протестов. Власти открывают огонь. Мировые СМИ фиксированы на протестах в США, после убийства там полицией одного человека, но почти никто не говорит сегодня о подавлении и бедственном положении рабочих в 90-миллионном Иране, где даже до короновирусного кризиса молодежная безработица превышала 25 процентов. Вот только некоторые сообщения. Забастовку проводят 3500 работников Керманской угледобывающей компании. Они говорят, что, несмотря на то, что некоторые из них имеют 20-летний опыт работы под землей, они получают только 168 долларов. "Эта зарплата не совместима с тяготами этой работы и угрозами для жизни рабочих”, - сказали забастовщики. Протестующие заявили, что провинциальные чиновники обещали выполнить их требования к 29 апреля во время их последней забастовки 20 апреля. В Ахвазе в понедельник собрались работники Национальной иранской буровой компании, чтобы выразить протест против увольнения рабочих. По словам протестующих, 100 рабочих были уволены, а еще 500 будут уволены в будущем. 23 мая иранские силы безопасности открыли огонь по страдающим от жажды местным жителям, которые протестовали против отсутствия питьевой воды в своих домах на юго-западе Ирана. По сообщениям местных властей, в последние несколько дней власти перекрыли водопровод в сельском округе Гейзани, расположенном в провинции Хузестан. В одном из видеороликов, опубликованных в интернете, разгневанный мужчина кричит, что он не принимал душ уже 10 дней. Местные жители, которые перекрыли дорогу Ахваз - Гейзания горящими шинами, были встречены силовиками и полицией и столкнулись с применением силы. По первоначальным сообщениям, несколько человек, включая подростка, были ранены после того, как их обстреляли резиновыми пулями и затем из дробовиков.
В Ираке время от времени вспыхивают небольшие протесты против безработицы и плохого состояния жилья и медицины, а также из-за постоянных отключений электричества и проблем с водой. Хотя в результате карантина и репрессий крупные протесты на время стихли, некоторые источники сообщают о высокой степени готовности низового населения к выступлениям.
***
Протесты в Ливане, Иране и Ираке начавшиеся в октябре-ноябре 2019 года, носят самоорганизованный характер, это - сетевой горизонтальный протест, организованный через интернет. Часть протестующих (прежде всего, это относится к ливанцам) требует формирования в стране системы прямой демократии, основанной на референдумах. Другие выступают за создание нового правительства из беспартийных технократов. Протесты большей частью представляют собой относительно мирное прямое действие с перекрытием улиц и блокированием учреждений, но случаются и столкновения. Протестующие так же требуют работы, уменьшения налогов и роста расходов на медицину и образование. Впервые в истории Ливана и Ирака протесты объединили шиитов, суннитов, христиан, а так же сирийских и палестинских беженцев. На пике число протестующих в Ливане достигало 2-х миллионов - треть населения страны, в Ираке и Иране протестовали сотни тысяч. В ноябре 2019 года иранские силовики подавили бунты, вспыхнувшие в 200 населенных пунктах, убив, возможно, более тысяч человек. Принципиальная черта движения - недоверие ко всем партиям, поскольку те связаны с богатой верхушкой этнических общин или влиятельными семьями, которые годами контролируют государственные посты и присваивают бюджетные деньги. Самоорганизованные выступления социальных низов с прошлой осени распространились в так называемом Шиитском полумесяце - зоне влияния Ирана. Они охватывают Иран, Ирак, Ливан и, в какой-то мере Сирию (хотя в Сирии движения имеют свою историю).
Добавить комментарий