Восстание в Берлине 12 января 1919 года и его подавление

В этот день в 1919 году немецкие социал-демократы, а также немецкие офицеры из добровольческих корпусов, фактически образовавшие единый блок, раздавили выступление немецких полубольшевиков - спартаковцев. При этом были убиты лидеры спартаковцев - Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Вот что пишет об этом историк Ярослав Леонтьев:

В этот день, 12 января 1919 г. потерпело поражение восстание спартаковцев в Берлине. 6 января была объявлена Всегерманская политическая стачка. «Народные матросы» и красногвардейцы захватили военные склады и военные заводы в Шпандау и Виттенау. Теперь спартаковцы оказались в избытке вооружены, костяк их сил составляли 3000 повстанцев. (Впрочем, куда меньше нежели в Питере и Москве и октябре-ноябре 1917-го.). В тот же день член объявленного низложенным Совета Народных Уполномоченных, правый социал-демократ Густав Носке, в качестве чрезвычайного уполномоченного рейхспрезидента Фридриха Эберта был назначен главнокомандующим всеми добровольческими частями. Носке отдал добровольцам (патриотично настроенным ветеранам Первой мировой войны - прим) приказ о расстреле на месте всякого инсургента, взятого с оружием в руках, положив начало «белому террору». 10 января добровольческие части полковника Вильгельма Рейнгарда, имевшие на вооружении пулеметы, артиллерию, бронемашины и один танк, под ливнем пуль атаковали редакцию газеты «Форвертс» (главного печатного органа СДПГ – «Вперёд»), превращенную спартаковцами в настоящую крепость. Носке организовал свой штаб в западноберлинском районе Далем, призвав туда белых добровольцев генерала Людвига Меркера. Возглавленные лично военным министром Носке, они двинулись в центр Берлина, «зачищая» от красных квартал за кварталом, и к вечеру 11 января соединились с белыми добровольцами генерала Ганса-Георга Рейнгардта в Моабитских казармах. После этого началось методичное уничтожение опорных пунктов спартаковцев. В Берлине развернулись ожесточенные бои между "фрайкорами" (добровольческими корпусами) и спартаковцами, уличные схватки с применением тяжелого оружия, танков, броневиков, артиллерии, минометов, огнеметов и тяжелых пулеметов. В итоге красные были разгромлены.

***

Правящие группы Германии изучали события в России и пришли к выводу, что компромиссы с большевиками невозможны: или мы их ликвидируем, или наоборот. Таков был 1919-й год. В России уже, фактически, установлен тоталитарный режим, Советы уничтожены в крупных городах (формально они существовали, но фактически выборы были ликвидированы и рабочие не могли изгнать депутатов-большевиков, правивших самовластно), парламент (Учредительное собрание) давно разогнан, свирепствует ЧК и идет гражданская война. Разгромлены рабочие фабзавкомы (органы самоуправления) на заводах, рабочие задавлены диктатурой. Кадеты (либерал-демократы), меньшевики, эсеры, левые эсеры и анархисты фактически запрещены (если даже нет формального запрета на их деятельность, их преследуют спецслужбы большевиков). Режим большевиков, имея поддержку приблизительно около 10% населения, терроризирует всю страну.

История показала, что никакие компромиссы с большевиствующими элементами невозможны и что в случае их победы жертвой их падут все - и германские меньшевики (умеренные социал-демократы), и германские офицеры. Поэтому, как отмечает современный российский историк Борис Колоницкий, в Германии в то время формируется блок первых и вторых для борьбы с крайними течениями. Именно этот блок становится основой Веймарской республики - малосимпатичного режима, связанного с бедностью, плохим управлением и репрессиями, но все же более свободного, чем большевистский.

Опыт большевизма имел ключевое значение для событий в Германии, откуда следили за происходящим в России. Поэтому и немецкое Учредительное собрание (парламент) собралось не в Берлине (где его могли бы попытаться разогнать радикальные влиятельные группы, как в Питере годом раньше), а в провинциальном Веймаре. Столица, охваченная беспорядками, не могла обеспечить безопасность работы этих парламентариев.

P.S. Выяснять степень большевизма или небольшевизма Розы Люксембург, спартаковцев и других тем, кто организовал уничтожение повстанцев, было неинтересно уже, да и времени на это у них не было. Говорю это в данном случае совершенно безоценочно, просто как факт. Не испытываю никакого желания лить слезы по г-же Люксембург, о которой современники говорят, что она была ультра-авторитарной особой, и вообще не испытываю никакого доверия к централизованным левым партиям и их лидерам. Но и убийцы ее симпатий не вызывают. Поражает меня тупость некоторых антиавторитарных социалистов и анархистов, которые считали или считают возможным "братский союз" с большевиками и вообще с централизованными левыми партиями в России, Германии и пр. Очевидно им мало опыта Советской России или революционной Испании 1936-1939 гг, где левые партии неизменно наносили удары в спину анархистам и репрессировали их. Хотя, разумеется, критическое отношение к централизованным партиям государственных социалистов не означает симпатии к их, условно говоря, правым противникам.  Возможна и иная позиция -  позиция третьей силы.

Комментарии

Всего этого могло и не быть. Достаточно  было, Ленину протянуть руку Мартову сказав, что они увлеклись и признать решения Учредительного собрания обязательными для всех. На следующих выборах они вернули бы власть парламентским путем .Мартов имел влияние на лидеров кадетской партии а они на консервативные военные круги. Полномасштабной гражданской войны в таких формах, каких она была ,можно было избежать. За  Мартовым стояла европейская  социал-демократия. Насколько известно в группе Спартак было неоднозначное  отношение к происшедшему  в России. Во всяком случае, Клара Цеткин  относилась к Ленинскому опыту и лично к Ленину резко критически.

Рейтинг: 3.7 (3 голоса )

1) В России самой крупной и влиятельной партией были эсеры, опиравшиеся на крестьянство (90% населения), а так же на часть связанных с селом рабочих (а это еще миллионы людей) и на часть интеллигенции. В сравнении с популярностью эсеров и большевики, и меньшевики имели слабое влияние. Эсеры, даже не смотря на провалы 1917 г, выиграли в ноябре выборы в Учредительное собрание, собрав вместе с союзными партиями более половины голосов (и это даже без учета отколовшихся левых эсеров, получивших еще 6%). При обычной парламентской системе или при честной системе выборов в Советы (если бы голос 1 крестьянина был равен 1 голосу рабочего, на практике в Советах искажение было 5 к 1 в пользу рабочих) никакие большевики никакой власти бы не получили ни в Советах, ни в парламентской системе. Поэтому Ленину и нужен был переворот и захват власти его партией. Она могла удерживать власть только с помощью административного ресурса, силовым путем. Уже в марте - апреле 1918 г большевики утратили поддержку левых эсеров, а так же анархистов и эсеров-максималистов, против них стали бунтавать рабочие крупнейших фаьрик и реальный рейтинг банды Ленина скатился, примерно, процентов до 10-15. После этого они стали разгонять Советы, арестовывать любых оппозиционеров любого оттенка и т.д.

2) Возможно, Роза Люксембург и не была так авторитарна, как Ленин, хотя с другой стороны современники пишут о ее ультрацентрализме. Но после событий в России германские меньшевики и германские офицеры уже не захотели проверять это.

Голосов пока нет

Nevermore

Что плохого в разгоне учредительного собрания? Разве анархизм не враг парламентаризма? 

Рейтинг: 2 (1 голос )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости