"Политическая позиция российских анархистов в 1917-1918 годах"

Недавно в сборнике "Великая русская революция 1917-1921 гг. Либертарный взгляд." вышла научная работа историка анархизма Дм. Рублева "Политическая позиция российских анархистов в 1917-1918 г". Работа ценна подробной информацией об анархистах этого периода, написана ясным языком. И ценна она, так же, двумя основными идеями\наблюдениями.

Слабое политическое мышление и непонимание природы большевизма

Анархисты в 1917 -1918 годах участвовали в создании развитых систем самоуправления (прямой демократии работников) на предприятиях и различных территориях. Они были твердо уверены в том, что практической основой борьбы за анархистское общество является прямое действие - самоуправное действие (действие явочным порядком, без разрешения сверху), подготовляющее организационные и психологические основания социальной революции. В этом плане их мышление было удивительно цельным и основанным на силе. Но в то же самое время они неверно просчитывали политический расклад, совершенно неадекватно воспринимали ситуацию с Временным правительством и большевиками. Лишь несколько видных анархистов, прежде всего Лев Фишелев (Максим Раевский) - один из создателей российского анархо-синдикализма, и Александр Атабекян (анархо-коммунист и соратник Кропоткина) осознавали опасность большевизма и угрозу создания Лениным сильного авторитарного режима вместо сравнительно слабого Временного правительства. Сильный правитель для анархистов хуже слабого. Поэтому Ленин мог стать хуже Керенского, главы Временного Правительства (ВП). Последнее оставляло пространство для политических и социальных экспериментов, пространство, которое партия большевиков уничтожила, придя к власти, в какие-нибудь полгода. Напрасно Раевский и Атабекян предупреждали анархистов от сотрудничества с большевиками. Многие анархисты поддержали октябрьский переворот. Мало кто из них осознавал, с чем страна имеет дело. Впрочем, это относится не только к анархистам: вообще мало кто в России понимал, что за угрозу несет Ленин. Тем не менее, стоит зафиксировать слабость политического мышления анархистов. При всем их героическом складе характера, для них была характерна неспособность трезво оценивать реальность.

Трудовая республика

В условиях реальной социальной революции, когда работники создают на заводах фабричные комитеты для контроля над предприятиями, а так же выбирают территориальные Советы (для политического контроля над ситуацией в стране) анархистская доктрина эволюционировала к идеям, которые высказывали многие другие группы либертарных (самоуправленческих) социалистов и синдикалистов: русские левые эсеры и эсеры-максималисты, в какой-то мере французский революционный синдикализм, германский анти-ленинский "коммунизм советов". Везде находим примерно ту же схему трудовой республики или "синдикального государства" переходного периода. Что это значило? Это значило, что территориальные органы самоуправления (Советы) занимаются вопросами политики. Фабричные комитеты на предприятиях и их ассоциации берут на себя управление фабриками и заводами. Все эти децентрализованные ассоциации договариваются на паритетных началах управлять страной, ее политикой и экономикой. Все эти структуры, вырастающие из прямого действия работников (явочный порядок действия), контролируются собраниями коллективов (с правом отзыва и замены делегатов в любой момент), но все же обладают административными и военными полномочиями, властью. Рыночные отношения на время сохраняются. И лишь в случае разрастания ассоциаций самоуправляемых трудовых коллективов и коллективов потребителей и постепенного соединения их в органично-взаимодействующее целое, рыночные отношения могут быть со временем заменены производством по потребностям. Что принципиально и особенно важно: почти все группы либертарных социалистов пришли к похожим схемам с разными местными вариациями. Это может означать, что практическая реализация либертарных идей выглядит похожим образом, если она вообще где-то происходит.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Мы постоянно слышим: "Люди не способны меняться к лучшему, человеческая природа неизменна. В мире всегда или в большинстве случаев торжествует несправедливость и в принципе ничего нельзя исправить". Это мнение - ложь. Мой дед прожил 100 лет. Европейцы три столетия назад жили в том мире...

2 дня назад
2
Владимир Платоненко

Поводом для написания этой статьи послужили арест и освобождение Хаски, однако тогда я не имел доступа к интернету и статью публикую только сейчас. Что, возможно, и к лучшему, ибо те события были лишь поводом, а статья на самом деле совсем о другом. Из творчества Хаски я знаю только одну строку...

6 дней назад

Свободные новости