Позавчера, 20 апреля, во Владикавказе прошел народный сход (на фото) против режима «самоизоляции», в результате которого граждан России не только пытаются посадить под домашний арест, но и многих из них уже лишили средств к существованию. В акции, по разным оценкам, приняли участие от нескольких сот до 4 тысяч человек. Во время схода было задержано 69 человек, часть из которых уже посадили под административный арест за «неповиновение законным требованиям сотрудников полиции». Более того — уже возбуждено уголовное дело о применении насилия в отношении 13 сотрудников МВД и Росгвардии. Дела возбуждены по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти) и ч. 1 ст. 318 УК (применение насилия, не опасного в отношении представителей власти). Некоторые очевидцы утверждают, что во время разгона схода в силовиков летели камни и бутылки. То есть следствием владикавказского схода наверняка будет очередное болотное (или московское, или ингушское) дело.
Но одновременно с репрессиями против инициаторов и участников схода власти Северной Осетии начали выплаты людям, оставшихся в результате режима «самоизоляции» без средств к существованию. Едва ли этих выплат будет достаточно не только там, но и в любом другом регионе России. Особенно если учитывать, сколько людей в России получали «черные» и «серые» зарплаты и не могут рассчитывать на повышенное (по сравнению с обычным, которое ниже прожиточного минимума) пособием по безработице. Но в нынешних условиях даже небольшие подачки от государства для многих людей лучше, чем ничего.
Отдельного рассмотрения заслуживают идеи одного из главных инициаторов схода во Владикавказе, оперного певца и оппозиционера Вадима Чельдиева. В самом сходе он не участвовал - его арестовали в Санкт-Петербурге по уголовному делу о публичном распространении заведомо ложной информации о распространении коронавируса (ст. 207.1 УК). Во время этапирования в Северную Осетию Чельдиева обвинили в нападении на полицейского и добавили дело по ст. 318.1 УК.
Насколько можно судить, Чельдиев отрицает существование коронавируса вообще, а также считает нелегитимным распад СССР, и на этом основании призывает не подчиняться законам РФ, не платить по кредитам и коммунальным платежам. В обычное время подобные идеи не пользуются популярностью за пределами маргинальных групп. Однако в нынешней ситуации, когда в результате введения «карантинных» мер власть лишила многих людей средств, чтобы выплачивать в том числе кредиты и коммунальные платежи, идеи Чельдиева легли на благодатную почву.
Также у достаточно многих россиян вызывает недоумение, почему из-за десятков тысяч заболевших и нескольких сот умерших (по официальным данным) от коронавируса в 140-миллионной стране (а в каждом отдельном регионе количество заболевших и умерших может исчисляться десятками и даже единицами) власти буквально отнимают все содержание жизни (включая материальное) практически у всех граждан, лишает их базовых, согласно Конституции, прав. Именно поэтому 5 апреля в осетинском поселке Дигора группа людей пришла в больницу и потребовала показать им больных коронавирусом, чтобы убедиться, что они не фейки. Даже многие из тех, кто признает существование эпидемии и ее опасность, считают (с моей точки зрения, вполне справедливо), что большая часть «карантинных» мер, предпринимаемых властями разных стран мира, вызвана не борьбой с пандемией, а экономическим переделом собственности, политическими играми власть имущих и стремлением поставить людей под тотальный контроль.
На примере событий в Северной Осетии можно сделать вывод, что в ситуации, когда миллионы людей находятся в отчаянном положении, они готовы откликаться на призывы к протесту даже от тех людей или сил, которые в обычное время не имеют большого числа сторонников. Это обстоятельство может дать надежду как либертарным группам, так и их противникам, исповедующим откровенно шовинистические и даже фашистские идеи.
Помимо реального народного схода, во многих городах России 20 апреля прошли так называемые виртуальные митинги. Началось все с того, что жители Ростова-на-Дону начали оставлять в Яндекс-навигаторе негативные комментарии о пропускном режиме передвижения в городе, выбирая на карте места возле городской администрации. Инициатива была подхвачена жителями других городов в тот же день. Модераторы Яндекса изо всех сил терли комментарии, однако благодаря множеству участников появлялись все новые.
Результатом «виртуального митинга» в Ростове-на-Дону стало изменение порядка получения пропусков для граждан, но вовсе не их полная отмена. К сожалению, достаточно многие (хотя отнюдь не все, конечно) участники «виртуальных митингов» требовали вовсе не полной отмены так называемых «карантинных» мер, в результате которых они лишились свободы передвижения и средств к существованию, а приведения их в соответствие с Конституцией РФ, которая допускает ограничение свободы передвижения граждан только при введении чрезвычайного положения. Буква закона обязывает российские власти возместить гражданам убытки в результате предпринимаемых мер по выходу из кризиса.
Требования ввести чрезвычайное положение для реализации «карантинных» мер звучали из уст многих людей либеральных взглядов и части левых уже неоднократно. Те, кто их высказывает, согласны сидеть под домашним арестом, но только чтобы это было оформлено в соответствии с Конституцией РФ. Они надеются, что в этом случае власть выполнит свои материальные обязательства и начнет выплачивать людям деньги.
Интересно, что еще с середины марта многие из этих людей, напуганные репортажами из Италии и Испании, писали панические посты в соцсетях с призывами ко всем (а не только больным и контактирующим с ними) «сидеть дома», а к властям — ввести «жесткие меры». В московских группах районных и городских активистов периодически появлялись посты, осуждающие людей, ходящих по улицам и в парки даже в одиночестве, с фотографиями московских улиц, которые, к большому огорчению авторов постов, были не так пустынны, как улицы южноевропейских городов. Некоторые особо «бдительные граждане» даже писали жалобы в Мосгордуму и другие органы власти.
И вот с 30 марта в России был введен режим «самоизоляции» и «нерабочих дней». Множество людей враз лишились свободы передвижения (депутаты Мосгордумы и других парламентов очень быстро утвердили все требуемые штрафы), однако даже минимально компенсировать «сидение дома» власти отказались. Требования о сохранении рабочих мест с зарплатой при нынешней экономической ситуации в состоянии выполнить только бюджетные организации и часть крупного бизнеса — все остальные работники брошены на произвол судьбы, запасов и накоплений у большинства из них нет.
Чем дольше действует и совершенствуется режим всеобщего домашнего ареста, тем больше людей, и, в частности, тех же участников городских и районных активистских групп плюются от него. Теперь посты и комментарии с призывами «сидеть дома» подвергаются критике как минимум нескольких человек. «Внезапно» выяснилось, что безвылазно сидеть в 4-х стенах даже при полном материальном обеспечении (каковое мало кто имеет) вредно как для психологического, так и для физического здоровья, и ослабляет так нужный во время эпидемии иммунитет. К тому же, если больным и контактировавшим с ними предписывается изолироваться на 2 недели, то какое время должны провести в «самоизоляции» все остальные люди, никто не знает. Правительства многих стран продлевают «карантин», российское правительство, по сообщениям СМИ, также обсуждает возможность продления «нерабочих дней» на май. Хотя у многих людей уже закончились и деньги, и терпение.
Но большинство «лидеров мнений» российской оппозиции, которые собрались провести виртуальный митинг 28 апреля, по-прежнему призывают оформить режим всеобщего домашнего ареста «по закону», надеясь, что в этом случае власти начнут раздавать всем деньги. Но, как показывает практика последнего времени, наиболее вероятным российским сценарием будет очередное ужесточение «жестких мер» без всеобщего материального обеспечения. То есть размер выплат (который сейчас на минимуме) и количество людей, которые смогут на них претендовать, возможно, немного и увеличат. Однако этого вряд ли будет достаточно, чтобы миллионы людей буквально не провалились на дно. Даже в более богатых, чем Россия, странах (не говоря уже о более бедных) уже начались голодные бунты. Думаю, что позавчерашние события во Владикавказе — только «первая ласточка» массового социального взрыва.
Комментарии
Будем надеяться. Но мне вот
Будем надеяться. Но мне вот что пришло в голову. Казалось бы виртуалам рассчитывать не на что. Но, если начнется жесткое реальное сопротивление и одновременно виртуальное, то вполне возможно, что власть решит пойти на уступки... виртуалам. Именно потому, что реальные протестанты опаснее. Сплошь и рядом умеренные добиваются больших успехов, когда власть боится радикалов. Умеренные говорят ей: "Уступите нам, иначе наши сторонники в нас разочаруются и пойдут к этим отморозкам! Вам оно надо?" Или власть сама это понимает. Так же может быть и счас. Надеюсь, что не будет.
Владимир Платоненко
Добавить комментарий