Экономика не работает, но есть ли альтернативы?

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или прекрасными и важными, но так далёкими от нашего контекста примерами Рожавы, Испанской революции и сапатистов. 

Во втором материале нашего цикла мы не собираемся излагать экономическую систему прекрасной анархии будущего, но предлагаем вам взглянуть на некоторые реально существующие или существовавшие когда-либо экономические проекты, помогающие понять, что другая экономика возможна.

Принципы

Базовые принципы экономики, за которую мы выступаем — отсутствие иерархии и эксплуатации. На производстве их обеспечивает рабочее самоуправление, когда все вопросы, касающиеся работы предприятия, решаются непосредственно его сотрудниками. 

Что же касается распределения экономических благ, его способы могут быть различными, однако общая черта — преодоление создаваемой капитализмом атомизации, создание связи потребителя и производителя.

Эти принципы воплощали и воплощают в себе множество инициатив по всему миру от кооперативов до целых локальных экономических систем.

Кооперативы

Как мы уже рассказывали в прошлый раз, кооператив — автономное объединение людей для общей деятельности. В зависимости от устава, решения в кооперативе могут приниматься как консенсусом, так и методами прямой или представительной демократии. Кооперативы могут решать самые разные задачи, быть производственными, потребительскими, жилищными, кредитными и не только. Не все кооперативы лишены иерархии и эксплуатации, например, в них могут быть наёмные работники, которые, в отличии от пайщиков, не принимают участия в принятии решений. 

К 2012 году около миллиарда человек в 96 странах мира стали членами кооперативов, а оборот крупнейших из них достигает 2,2 трлн. долларов. Исследования показывают, что производительность труда в кооперативах выше, чем в традиционных фирмах, а в условиях экономического кризиса они оказываются более устойчивыми. Разница зарплат руководства (да, в некоторых кооперативах оно тоже может быть) и рядовых членов кооператива часто намного меньше, чем на обычных предприятиях. Так, в США в 77% случаев они соотносятся 2:1 или 1:1.

В условиях существования капитализма и государства кооперативы зачастую играют по их правилам, например, прибегая к иерархическим инструментам, о которых мы сказали ранее, а то и вовсе отходя от кооперативной формы владения. Также не стоит забывать, что в случае официальной регистрации некоторые виды кооперативов (например, производственные) ещё и платят налоги.

Если цель создания кооператива — обеспечение потребностей его участников, а не получение дохода, то очевидный способ избежать его капитализации и отхода от принципов — не связываться с капитализмом и государством вообще, то есть действовать контрэкономически, не платить налоги и работать над созданием сообщества. Это можно делать в рамках закона. Например, пайщиками потребительского кооператива могут быть как отдельные лица, так и другие кооперативы. Обмениваясь друг с другом, они могут создать целую бартерную систему, а в условиях отсутствия у потребительского кооператива замеченных доходов налоги платить не надо.

Локальная экономика

Кооперативы эпохи Депресии

Часто низовые экономические инициативы были результатом самоорганизации, помогающей выживать в период кризиса, но они также могут создаваться и успешно использоваться и в более спокойные времена.

Так, во время Великой депрессии у безработных даже в условиях отсутствия денег сохранялся спрос на услуги друг друга. Весной 1932 года в Комптоне (Калифорния) возникла Кооперативная организация помощи безработным (URCO), в которую только за первые два месяца существования вступило 500 семей. Она управлялась демократически. На кооперативных принципах был организован склад, распределительный центр, заправочная и сервисная станции, холодильная установка, швейный и обувной цеха, также оказывались медицинские услуги. Членам организации предлагалось работать два дня в неделю и получать ресурсы в соответствии со своими потребностями. Участниками подобных групп стало 1,3 млн. человек в 30 штатах. 

Некоторые из таких групп создавали системы местных валют, отражающие количество затраченных на работу часов и служащих исключительно средством упрощения обмена. Например, в Окленде действовала Ассоциация обмена безработных (UXA), включающая в себя 1,5 тысячи человек. У неё были собственные литейный, механический и столярный цеха, гараж, мыловаренный завод, типография, лесной участок, ранчо и лесопилки. На пике своей деятельности UXA раздавала 40 тонн продуктов питания в неделю. Денежная система ассоциации представляла собой баллы, которые можно было обменивать на товары или услуги. Час любой работы оценивался в 100 баллов, стоимость товаров в баллах в магазине основывалась на затраченном на их производство времени с некоторой поправкой на стоимость в долларах. Решения принимались круглым столом, состоящим из глав участков, выступающих как отзывные делегаты от группы рабочих.

В конце концов, система "взаимной экономики", как называли её сами участники бартерных сетей эпохи Депрессии, потерпела крах из-за полицейского преследования, дискредитации самой идеи кооперативов после поражения на выборах кандидата в губернаторы Калифорнии социалиста Эптона Синклера, который опирался на кооперативы в своей программе "Покончим с бедностью в Калифорнии!", и созданием по инициативе Рузвельта Управления промышленно-строительными работами общественного назначения, которое начало создавать рабочие места для безработных. Многие люди предпочли кооперативным кредитам наличные деньги. 

И́такский час

Пожалуй, самой известной из систем местных валют является система И́такских часов. Она была основана в 1991 году дизайнером Полом Гловером. Как видно из названия, один итакский час предлагается для оплаты одного часа работы, хотя фактически всё чаще зависит от договорённости. Гловер начал с установки доски объявлений на местном фермерском рынке, постепенно сформировался "Бартерный совет Итаки" (который позже стал НКО с избранным советом директоров с органиченными полномочиями). Началась печать денег на высококачественной бумаге с тусклой графикой и индивидуальным серийным номером. Местному бизнесу было предложено использовать часы, и в конечном счёте частью системы стало 500 предприятий.

На часы можно было купить продукты, товары первой необходимости, оплатить ими аренду или взять беспроцентный займ, а доллары оставить для покупки того, что не производится на локальном уровне.

В 2010-х годах часы начали уходить из употребления. На это повлиял переезд Пола Гловера из Итаки, неудобства, вызванные использованием бумажных денег, сокращение количества предприятий, которые были бы готовы их принимать.

Итакские часы сыграли большую роль в развитии местной экономики, повышении качества жизни людей, вдохновили на создание систем локальных валют в других городах, однако стоит отметить, что всё-таки они имели большую связь с капитализмом и не стали альтернативой ему. Например, с самого начала они ориентировались в том числе на малый бизнес, имеющий наёмных работников, и на арендодателей, а из-за того, что для итакского часа был установлен курс (равный 10 долларам), заработная плата в часах была привязана к государственной валюте.

Российский опыт

Приведённые нами примеры могут казаться неосуществимыми в российских реалиях, но это далеко не так. Например, с 2008 года и до недавнего времени в России существовал бартерный клуб  "100 друзей". Он объединял в себе бартерные сообщества из разных городов. На его сайте размещались каталог услуг и товаров и анонсы мероприятий.

Услуги и товары можно было как дарить в подарок и напрямую обменивать на другие, так и продавать за обменные единицы проекта (о.е) полностью или частично. Например, 25% стоимости можно было оплатить о.е, а остальное рублями, или наоборот. Одна о.е. была примерна равна 1 рублю, хотя никакого обмена сервис не проводил. Также существовала многоуровневая система оценки объявления со стороны модераторов: от соответствия правилам и подтверждения по телефону до присвоения объявлению бизнес-уровня.

Чтобы зарегестрироваться на сайте, требовалась рекомендация от другого участника. После совершения сделки можно было оставить отзыв на участника. При переводе о.е. с счёта на счёт проект брал комиссию 10%.

Платформенные кооперативы (кооперативные платформы?)

Наверное, все вы хоть раз сталкивались с гиг-экономикой. Гиг-экономика — система, при которой компании вместо того, чтобы нанимать работников в штат, привлекают их как "временных исполнителей" или даже "партнёров", что позволяет платить только за выполненные услуги и не предоставлять социальных гарантий. Сотрудники в такой системе часто вынуждены перерабатывать и платить огромные внутренние штрафы по поводу и без. 

Зачаствую гиг-экономика связана с использованием платформ вроде Uber, Деливери или тех же сервисов Яндекса. По сути, капиталист играет просто роль посредника, предоставляющего ПО для поиска и взаимодействия с клиентами.

Есть ли способ убрать его? Да, есть. Этот способ — создание платформенного кооператива. Как понятно из названия, контроль над платформой в таком случае принадлежит её работникам и/или пользователям. Часто платформенные кооперативы используют DeFi и приложения с открытым исходным кодом. Также они могут затрагивать самые разные сферы: стать заменой Uber, как Eva или Arcade City, маркетплейсам, как Fairmondo, стриминговым сервисам, как Resonate, и так далее.

Примеров можно привести множество.Конечно, платформенные кооперативы не смогут на глобальном уровне конкурировать с транснациональными корпорациями, но вытеснить какую-нибудь из них на локальном уровне — не такая уж невыполнимая задача.

Заключение

Проекты, о которых мы рассказали вам сегодня, едва ли можно назвать анархистскими, но они точно являются примерами самоорганизации, на которую способны все мы. Безусловно, ни один подобный проект не существует в вакууме, все они подвержены влиянию капитализма, государства и патриархата, и зачастую вовсе не имеют цели бороться с ними. Однако у проектов социальной взаимопомощи большой потенциал. При должных усилиях они могут стать базой для тех самых параллельных структур, позволяющих нам вернуть себе контроль за нашими жизнями.

Если вы хотите больше узнать о построении автономной от государства экономики, то советуем прочитать сборник "Агора" от кооператива "Компост". Вне зависимости от вашего отношения к агоризму там можно найти много интересного.

Комментарии

Ошибка в исходном, базовом тезисе дальше рушит всю статью.

Почему анархисты должны отказаться от иерархии и эксплуатации? Потому что они леавые и им Энгельс не велит?

Если иерархия добровольная и принятая всеми участниками трудового процесса, то почему она не может считаться анархизмом?

Если человек готов продавать свой труд и не парится управлением и ответственностью за средства производства то почему это не свобода и не анахизм?

Отказ от денег в пользу натурального обмена это и вовсе бред.

Всё что нужно человечеству это крипто-анархо-рубль, которым можно будет мгновенно и быстро расплачиваться за мороженку, чтобы его нельзя было майниить и отследить. И он никому не принадлежал.

До такой валюты человечеству осталось пол-шага.

Уберизация экономики это стержень будущей Анархии. Людям надо нацианализировать свои потребности, а дальше раздавать их исполнителям на опенсурсных площадках не принадлежащих никому, а только самому сообществу/народу. Зачем строить эконьмику 16 века, когда на дворе 21.

Нацианолизация потребностей и опенсурсная уберизация всего - такой будет Анархия.

Правда для реализации этого всего нам сначала надо будет отвоевать Интернет у Государства.

Рейтинг: 3.3 (3 голоса )

Если человек готов продавать свой труд и не парится управлением и ответственностью за средства производства то почему это не свобода и не анахизм?

Вы реально считаете, что человека кто-то ставит перед выбором и говорит выбирай: или ты не паришься и продаешь свой труд, или паришься и управляешь и владеешь средствами производства? Как-то не бьется с реальностью этот тезис. Люди, которые убивают себя, что бы не терпеть пытки тоже в каком-то смысле добровольно и с готовностью принимают смерть, но есть нюанс

Рейтинг: 5 (1 голос )

Архос - значит господство, приставка "а" значит отрицание. Действительно к анархизму приписывают многие вещи из либерализма и марксизма, но в данном случае в архив буквально значит "негосподство" а значит любые иерархии исключены в основе. Но это вовсе не проблема, я не понимаю почему многие не обращают внимание на конкретный ответ Петра Кропоткина "А что же вместо иерархии?". Любая иерархия построена на индивидуализме, особи борятся за лучшее положение индивидуально для себя конкурируя с остальными и осуществляя естественный отбор. Но, Пётр Алексеевич в своём труде "Взаимопомощь как главный фактор эволюции" сделал замечательное открытие, что коллективное взаимодействие внутри видов помогло им выжить в большей степени чем естественный отбор, ускоряя тем самым эволюцию. В конце концов венец эволюции человек - социальное животное. Это значит что именно коллективизм сделал обезъяну человеком. Что же из этого следует? Отвечаю - следовательно анархия значит заменить всю иерархию, во всех сферах жизни человека на коллективное равноправное общее самоуправление без иерархий между ними. Каково это в действительности? - Каждый имеет право предложить свою волю на всеобщий суд, на голосование большинством и каждый имеет право судить приятна ли ему воля других или её следует отвергнуть. Именно так принимается всякое решение по принципу анархии. 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости