Консервативный поворот: станет ли снова мир твердым?
9 декабря, 2016 - 06:57 - Michael Shraibman
Трамп, Брексит в Англии, подъем крайне правого Национального фронта во Франции, Эрдоган в Турции, рост анти-мигрантских настроений - все это элементы единого целого. В мировой политике происходит консервативный поворот. Наблюдается противостояние между теми, кто выступает за господство транснациональных корпораций и элементы мирового государства - либерал-демократами, и консервативными сторонниками укрепления национального государства.
Либералы отстаивают космополитичную мировую цивилизацию. В ней процветают геи и трансгендеры, границы стран пересекает перемещенная рабочая сила и беженцы, торжествует мультикультурализм. Все должны любить всех, причем некоторые меньшинства даже получают почему-то привилегии. Мировой полицейский - США, устанавливает в мире правила регулирования по своему вкусу, начинает и заканчивает войны, а транснациональные компании (ТНК), свободно существуя в рамках этих, установленных американцами норм и правил, закрывают свои предприятия в Манчестере или Айове, перенося их затем в Шанхай. Жидкий мир, "текучая современность" Зигмунта Баумана, где плывут границы гендера, расы, национальных экономик, государств....
Консерваторы - твердые государственники (хотя, внутри своих национальных экономик они могут отстаивать свободный рынок, как Трамп), изоляционисты. Их мечта - крепкая гетеросексуальная семья, твердые непроницаемые для беженцев и трудовых мигрантов границы страны, суровые скрепы религии или национальной традиции. Им не нравится мировой полицейский и они хотели бы вернуться в те времена, когда государства конкурировали между собой за территории и ресурсы. Трамп, президент самой мощной в мире державы, в свою очередь проповедует отказ от того, чтобы бесплатно выполнять роль мирового жандарма - платите большие деньги или же американцы выведут свои базы из ваших стран и тогда обеспечивайте свою безопасность сами.
Консерваторы хотят защитить рабочие места в Манчестере или Айове. Пусть местный бизнес строит свои заводы там, а не в далеком Шанхае: люди не должны в один прекрасный день проснуться и увидеть себя безработными. Увеличим таможенные пошлины на ввоз иностранных товаров, защитим отечественную промышленность, поощрим ее снижением налогов или государственными субсидиями. Твердый мир, "мир славного прошлого", мир, в котором экономика, государство и господствующая патриотическая идеология едины и национальны. В своем наиболее радикальном и завершенном варианте - это мир, описанный Джорджем Оруэллом: тотальное, контролирующее все сферы общественной жизни, включая экономику, национальное государство. На практике были и более мягкие варианты вроде Америки времен Рузвельта. Такова была эра протекционизма, сильных агрессивных наций-государств, конкурирующих между собой, эра горячих, холодных и торговых мировых войн.
Трамп и Брексит - реакция на глобализированный мир корпораций.
Мне совершенно не хочется жить эпоху мировых войн, от патриотических гимнов болит голова. Но господа хорошие, вы и правда думали, что большинству людей по вкусу мир глобальных корпораций, в котором правит кучка акционеров и менеджеров, способных в один миг лишить работы несколько миллионов человек? Ваша альтернатива - права для ЛГБТ и мигрантов - ничем особо не интересна этим самым лишенным работы миллионам, им не требуется гомосексуальный опыт, а вот семью кормить все-таки нужно.
Люди устали от нестабильности, негарантированного "прекаризованного" труда. А как он может быть гарантирован, если, как пишет американский исследователь Томас Фридман, всякий инженер, программист или рабочий конкурирует с десятком таких же людей со всего мира, в каждой точке которого международными корпорациями, контролирующими экономику планеты (1), может быть в любой момент закрыто или открыто новое предприятие? Люди устали от ускользающей работы, от неконтролируемой реальности.
Нет другого ответа на это, кроме создания контролируемой реальности. Но контролируемой не политиками и чиновниками, а собраниями работников, выборными комитетами самоуправления на работе или территории - автономными советами работников и жителей, ассоциациями кооперативов.
Не хотите самоуправляющейся рабочей автономии, получите выбор между либералами и консерваторами. Только не надо думать, что в твердом мире Трампов и Эрдоганов, если они действительно сумеют его создать (что пока довольно сомнительно), ваша свобода и ваши возможности увеличатся. Некторые люди хорошо умеют заставить "родину любить". И в тылу, и на фронте.
1) На 500 ведущих транснациональных компаниях (ТНК) мира приходится свыше 1/3 экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 мировой торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями. В целом 500 ТНК контролируют 70 % мировой торговли, а 400 компаний - половину всех прямых иностранных капиталовложений.