Хорошо поужинав при свечах, семья взяла в руки длинные ножи и встала в круг. Произнеся молитву новым отцам-основателям, люди в костюмах и вечерних платьях начали разделывать лезвиями… нет, не индейку в День благодарения, но человеческую жертву в Ночь очищения. Под град ударов попал сидящий старик, которому заплатили за участие в ежегодном ритуале сто тысяч долларов. Дедушка болел и не мог далее мириться с тем, что его лечение оплачивает семья. Это всего лишь несколько секунд из нового фильма «Судная ночь 2».
Вышедшая в прошлом году первая часть франшизы, при бюджете в 3 миллиона долларов, собрала в кинотеатрах более 64 миллионов, что сделало ленту второй в году по коэффициенту прибыльности. «Судная ночь» была фильмом класса «B», но это не помешало ей нащупать нерв общества. Актерское мастерство хромало, дешевизна и огрехи проглядывали повсюду, но картина брала совсем другим. Новый фильм за две с половиной недели уже посмотрело больше зрителей, чем первую часть. «Судная ночь 2» расширила и углубила тематику предшественника и явно претендует на самое жесткое и острое социальное высказывание сезона.
Концепция первой картины была больше привязана к жанру фильмов ужасов. В 2023-м году США уже девять лет живет под новыми отцами-основателями. Различий на первый взгляд никаких, только улучшения. Преступность почти на нуле, безработица — минимальна. Благополучию нация обязана ежегодной ночи, в течение которой разрешены убийства и прочие преступления, при бездействии полиции, медиков и прочих экстренных служб. Героем первого фильма был преуспевающий коммерсант, который подвергся нападению группы охотников за человечиной. Во второй части социальный контекст истории свел все остальные ответвления на нет, включая морально-этические мытарства героев, мстящих любовницам мужей.
Российское название картины искажено переводом: английское слово «Purge» в данном случае означает «чистка» или «очищение». Чистка — потому что жертвами страшной ночи, как правило, становятся малообеспеченные члены общества, которые если не живут на улице, то денег на оружие и бронированную дверь не имеют. Соответственно, с каждым годом низшие социальные слои количественно уменьшаются, но населению от этого, формально, только лучше.
«Судная ночь 2» уже не фильм ужасов, но пугает конкретно. В картине очень жизнеподобно продемонстрирована модель ультралиберального государства. И хотя в подзаголовке названия присутствует слово «анархия», — ей здесь не пахнет, потому что анархия не может самоограничиваться двенадцатью часами в год. Наоборот, речь идет о жестком тотальном контроле государственной машины, связавшей принцип естественного отбора с социальным статусом граждан. Причем верхушка власти себя обезопасила, запретив убивать во время Судной ночи чиновников высокого ранга. Также людям в это время не разрешатся использовать оружие, обладающее большим поражающим эффектом. Но это не остановит сопротивление, которое пойдет с гранатами доказывать ошибочность принципов, заложивших основы национальной идентичности.
Корни сюжета, точнее причины его появления в наши дни следует искать в современной политике США. И хотя кинообозреватели вспоминают криптию в Древней Спарте и планету из «Звездных войн», где имели место схожие ритуалы, ночь в фильме режиссера деМонако имеет свой специфический социально-экономический окрас. Администрация Обамы взяла курс на увеличение роли государства в социальных программах, что привело к стремительному росту государственного долга. Та же пенсионная система в ближайшие годы не сможет себя обеспечить из-за постаревших граждан, родившихся во времена бэби-бума. Риторика экономической несостоятельности или банкротства уже перестает быть красивыми словами в речах политиков. Прогрессирующий отрицательный бюджет приводит к свертыванию части социальных программ и к усилению влияния групп (прежде всего консервативных), ратующих за уменьшение контроля государства за рыночными процессами.
«Судная ночь 2» наглядно показывает, что будет с Америкой, если в 2014-м году к власти придут жесткие республиканцы, которые так изменят устои, что их назовут новыми отцами-основателями. Фильм — это страшилка, гипертрофированно рисующая общество с ценностями, которые проповедуют консерваторы и ультралибералы. Не поддерживаете политику нынешнего руководства, — так полюбуйтесь, что с вами может произойти через девять лет!
В новой картине действие старается охватить как можно больше социальных слоев общества. В число главных героев войдут простые латиноамериканцы и белые, которые сами не участвуют в Судной ночи, но не хотят быть ее жертвами. Присутствуют военные, которые зачищают бедные кварталы ради страшного плана правительства. В сюжете найдется место богатым, за деньги покупающим у охотников жертв ради остроты чувств. Венчает весь ансамбль сопротивление, антинеолиберальные «Черные пантеры». И все это под аккомпанемент снайперов-одиночек, расстреливающих прохожих под религиозные псалмы собственного авторства.
Особенное внимание стоит заострить на бунте, который до недавнего времени являлся нечастым гостем на американских киноэкранах. Причем протестующие, согласно сценарию, должны вызывать симпатию. Конечно, подобное случалось в «V — значит вендетта» и «Голодных играх», но все это происходило в тоталитарном будущем с примесью фантастики. Были еще «Сказки Юга» (2006) Ричарда Келли, где в 2008-м неомарксисты активно бунтуют против республиканцев, но картина провалилась в прокате, учитывая, что ее посмотрело всего около 50 тысяч зрителей.
Ныне, после реабилитации активных гражданских действий, сочетающих консерватизм «Чаепития» и левизну «Оккупай Уолл-стрит», протесты в кинематографе представляют в положительном ключе. Поэтому действие картины, при довольно близком к настоящему времени антураже, правдоподобно передает накал противостояния режима и радикально настроенных защитников бедноты в лице повстанцев. «Судная ночь 2» — это кинопространство, где власть захватила Уолл-Стрит, и где без зазрения совести можно сочувствовать нео-оккупайцам с оружием, если вы, конечно, не принадлежите к их идеологическим противникам.
Авторы фильма беспощадно прошлись по консервативно настроенным сторонникам жесткой руки в связи с проблемой легализованного личного оружия. Эта тема не только попала в титры по аккомпанемент апокалиптического исполнения гимна США, но и нашла отражение в постере, став узором американского флага.
Действительно, ограничения в отношении владения личным оружием давно стали предметом политического торга. Нынешний президент выступает за строгий контроль за распространением оружия и запрет некоторых его видов. Противостоящие ему силы, в том числе и противник на последних выборах Митт Ромни, наоборот, против таких инициатив.
«Судная ночь 2» топит таких любителей пострелять в своей крови, когда никакой личный пистолет оказывается не способен повлиять на ситуацию.
Резюмируя, можно отметить, что новый фильм указывает на проблему социального неравенства в нынешних США. «Судная ночь 2» демонстрирует крайнюю степень возможных эксцессов будущего, если не предотвратить нарастающий экономический кризис в настоящем. В случае игнорирования угроз, придет американский бунт, который не будет бессмысленным, но пощады обеспеченному классу от него ждать не стоит. Алексей Юсев Независимый кинокритик. В сфере интересов - политическое и социальное прочтение кинематографа. Публиковался в журналах "Искусство кино", "Киноведческие записки", различных интернет-ресурсах.
Об авторе: Алексей Юсев
Независимый кинокритик. В сфере интересов - политическое и социальное прочтение кинематографа. Публиковался в журналах "Искусство кино", "Киноведческие записки", различных интернет-ресурсах.
Комментарии
А еще неплохой фильм идет в
А еще неплохой фильм идет в Пионере. Чилийского режиссера Алехандро Ходоровского. "Танец реальности". Про времена Пиночета. Сходите.
http://pioner-cinema.ru/ru/film/%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86-%D1%80%D0...
Добавить комментарий