23 июля завершилась международная встреча анархистов в Сент-Имье, Швейцария. Через сто пятьдесят лет после учреждения бакунинского «Анархистского интернационала» тот же городок в долине, отделяющей Юрские горы от Берна, принял тысячи анархистов и антиавторитариев со всего мира. На встречу собралось около четырех тысяч человек из разных стран мира. Анархисты заполнили собой все улицы, муниципальные здания. Машины, панки, громкая музыка, палаточные лагеря повсюду, но местные жители (вроде бы) не возмущались. И даже разрешали погладить знаменитых швейцарских коров.
Что это было?
Конференция Anarchy-2023 охватила весь город, так как для проведения мероприятия было выделено множество муниципальных зданий (и не только) для разных целей.
Целое поле было отведено под кемпинг, были помещения для дискуссий, семинаров, книжной ярмарки, концертов. Участники могли жить в спортивном зале или палатках, было создано несколько жилых зон (в том числе для ЛГБТ+ - теперь это называется FLINTA), открыт детский сад. Проходили репетиции самба-бэнда (уличных барабанщиков) и хора для исполнения революционных песен. Самоорганизованная полевая пиццерия кормила желающих пиццей. В медицинском автобусе можно было получить помощь. Первый инфопоинт располагался сразу на жд-станции. Для аллергиков была в отдельном месте организована специальная кухня с учетом всех возможных ограничений.
Питание готовили волонтеры из числа участников, а плата за него была добровольной и предполагала внесение суммы, примерно равной стоимости еды в регионе проживания каждого участника. Сент-Имье был весь в табличках, которые указывали, куда идти и где что проводится, но не обошлось и без «косяков». В программе названия мест проведения мероприятий были английские, а на карте – французские. Так что надо было сначала пройти «квест» по сопоставлению что есть что.
Впечатляющий опыт самоорганизации
Координация процессов на мероприятии была в ТГ-чате, куда вступила примерно половина участников Остальные ориентировались на местности и выясняли все у друзей. Организаторы напоминали, убеждали, информировали: конференция предполагала самоорганизацию, ответственность всех участников и уважение других. Это работало не всегда идеально (так, местные власти были вынуждены отменить электрички, потому что народ бегал коротким путем через жд-пути туда-сюда, и машинисты нервничали), но в целом в Сент-Имье царила атмосфера дружелюбия и сознательности.
Не всегда можно было внести вклад в решение бытовых проблем: на пике количества участников в туалеты и души выстраивались очереди минут на 20, мусорки переполнялись, но «простой» участник не мог разобраться, что с этим сделать. Нужно было добраться до волонтерского центра или дождаться ответа организаторов в чате. Да и не всегда было под рукой решение проблемы: новый туалет за час-два не построишь.
Впечатлил научный подход к организации питания: всех, кто вовлекался в готовку еды, просили строго соблюдать гигиенические правила.
Предполагалось, что каждый участник будет посвящать один-два часа каждый день какой-то одной деятельности из сотен, необходимых для обеспечения бесперебойной работы конференции. Нужно было готовить еду на 3-4 тысячи человек, мыть посуду, убирать места общего пользования, патрулировать ночью кемпинг и территорию, решать конфликты.
Что можно было узнать
Заявить выступление или дискуссию мог любой желающий, нужно было только внести его в программу через интернет-платформу. Темы были разнообразны: обмен опытом («автостоп как политический акт», «как жить без денег»), рассказы о политических процессах и движениях («подъем крайне правых в Италии», «четыре года после чилийского восстания», «наследие восстания Джорджа Флойда в движении Stop Cop City в Атланте»), семинары («как защитить наши движения от левой логики», «как вести себя в черном блоке»). Параллельно желающие учились йоге, растяжке, пению, развитию википедии, подкастам, тренировались в изготовлении плакатов и дискутировали о последствиях ковида.
Никто, наверное, не посчитал, но точно было заявлено порядка сотни или двух мероприятий. Помещений для мероприятий было припасено много, но они были разного размера. Очень часто в комнату на 40 человек хотели попасть 300. Иногда организаторы лекции или дискуссии быстро подыскивали другое помещение в том же здании, но чаще всего пришедшие позже уже не могли попасть в зал. Но предусмотреть размер помещения можно было только в том случае, если бы все потенциальные участники конкретного семинара заранее регистрировали свое участие (что тоже было предусмотрено на интернет-платформе). Но как правило кнопку «пойду» нажимало 5-10 человек, а приходило 100 или 300. Поэтому работал естественный отбор – самые шустрые успевали посетить больше.
Дискуссии и конфликты
Не по всем вопросам у участников конференции было единство (мягко говоря), но подавляющее большинство участников все же вели себя уважительно и конструктивно. Физическое противостояние возникло по поводу книги про ислам, которая была выложена на прилавке французских анархистов на книжной ярмарке. Среди участников конференции нашлись активисты, которые были уверены, что автор предисловия к книге эволюционировал к крайне правым, и потребовали книгу убрать. Но не нашли понимания. Конфликт развивался целых два дня, и чуть было не привел к закрытию ярмарки в последний день конференции, поскольку «группа по переговорам» (обеспечивающая безопасность) заявила, что «она устала» и что никто не обязан бесконечно разнимать людей, лезущих в драку. В итоге французские анархисты свернули свою лавку с книгами и демонстративно покинули ярмарку.
«Украинский вопрос»
Острые обсуждения вызвал вопрос о российском вторжении в Украину и позиции анархистов. Все мероприятия, организованные активистами из Беларуси, Украины и России, привлекали огромное число участников. Хотя подавляющее большинство из них признавали право украинцев на самооборону как политическую позицию, на Anarchy-2023 были антимилитаристы, которые считали участие в войне на стороне одного из государств противоречащим идеям анархизма.
Участники Anarchy-2023 почтили минутой молчания память российских и украинских активистов, погибших в ходе сопротивления военной агрессии России.
Участники группы АЧК-Москва рассказали о политических репрессиях в России, антивоенном движении и важности помощи политзекам. Много полезных контактов принесла встреча русскоязычных активистов из разных стран, которая проводилась трижды в течение конференции.
А.П.
P.S. В тексте изложено исключительно личное мнение автора, которое в принципе не претендует на объективность.
Добавить комментарий