В Москве приближается к завершению судебное рассмотрение дела четырех членов «Боевой организации российских националистов», одной из самых агрессивных неонацистских банд России. На счету БОРН около десятка жертв — от мигрантов и антифашистов до федерального судьи, а судьбы членов и друзей БОРН тесно переплетены с Украиной.
История БОРН началась тогда, когда неонацист Никита Тихонов находился в розыске по обвинению в убийстве антифашиста Александра Рюхина, которое произошло в 2006 году. В начале 2008 года Тихонов, по его собственным словам, незаконно пересек границу с Украиной, где находился Александр Паринов, который вместе с ним был в розыске — также по делу Рюхина.
Старый знакомый Тихонова, лидер праворадикальной организации «Русский образ» Илья Горячев предложил Тихонову создать при РО боевое крыло — неонацистскую организацию, которая курировалась бы из Кремля. Тихонов рискнул согласиться на это, так как счел, что это был его единственный шанс решить проблему с розыском и вернуться в нормальную жизнь. О предложении Горячева Тихонов сообщил Паринову.
«Он [Паринов] предложением Горячева заинтересовался, но ко мне присоединиться не мог — у него был тяжелый гепатит и тогда он едва передвигался. С Горячевым я все это время общался через интернет. Летом 2008 года он сказал, что ему стали известны конкретные лидеры антифа, с которыми у адвоката Маркелова налажены контакты. По интернету мы общались намеками и иносказательно. Горячев сказал, что очень ждет меня в Москве. В сентябре я вернулся в Россию, и Горячев передал мне список этих лидеров с адресами», — цитирует неонациста «Медиазона».
Так была создана Боевая организация российских националистов. Де-факто речь шла об одной структуре, где «Русский образ» был легальным крылом, а БОРН — нелегальным, по аналогии с «Шинн Фейн» и ИРА. Брэнд был придуман по настоянию Горячева: тот хотел, чтобы банда выпускала заявления о громких убийствах, совершенных от ее имени, чтобы деятельность организации имела резонанс. Тихонов привлекал к деятельности БОРН ряд своих знакомых из праворадикальных кругов, в том числе свою подругу Евгению Хасис.
В общей сложности участники БОРН под этим брендом совершили девять убийств и еще два покушения на убийства:
-
убийство антифашиста Федора Филатова 10 октября 2008 года;
-
убийство трудового мигранта Салохиддина Азизова 6 декабря 2008 года;
-
убийство адвоката, защитника антифашистов Станислава Маркелова и журналистки и антифашистки Анастасии Бабуровой 19 января 2009 года;
-
убийство антифашиста Ильи Джапаридзе 27 июня 2009 года;
-
убийство члена группировки «Черные ястребы» Расула Халилова 3 сентября 2009 года;
-
убийство антифашиста Ивана Хуторского 16 ноября 2009 года;
-
убийство чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева и покушение на убийство Рамазана Нуричуева 24 декабря 2009 года;
-
убийство федерального судьи Эдуарда Чувашова 12 апреля 2010 года;
-
убийство таксиста Соса Хачикяна 15 сентября 2010 года;
-
посягательство на жизнь сотрудника полиции Гагика Беняминяна 2 марта 2011 года.
Убийство Маркелова и Бабуровой произошло средь бела дня в центре Москвы и имело широкий резонанс. Спецслужбы заинтересовались неонацистским следом и установили в квартире Никиты Тихонова и Евгении Хасис прослушку. Из данных этой прослушки, проводившейся осенью 2009 года, стало известно, что Тихонов хотел вновь бежать в Украину, так как депутат Государственной думы Михаил Маркелов, предположительно, ищет убийц брата и, подключив свои связи в силовых кругах, вышел как-то на след убийц. Однако, как следует из обсуждения, о предполагаемом побеге стало известно спецслужбам — Тихонов и Хасис пытаются понять для себя, стало ли это возможно через Маркелова или через их украинские контакты, в том числе через Паринова, который на тот момент уже находился в Украине. Позже в суде Тихонов рассказывал, что у него был поддельный паспорт гражданина Украины на фамилию Курц, который он использовал в деятельности банды. Уехать, впрочем, Тихонов и Хасис не успели: в ноябре 2009 года их арестовали по обвинению в убийстве Маркелова и Бабуровой. В 2011 году Тихонов и Хасис были приговорены за это убийство к пожизненному заключению и 18 годам тюрьмы соответственно. После приговора они дали показания против своих подельников, мотивируя это «пересмотром ценностей».
Обсуждая свой возможный отъезд, Тихонов и Хасис говорят о том, что «Вадик» (одна из кличек Паринова) переходил границу по своему паспорту и на момент разговора якобы находится в Украине, куда попал через Беларусь. В Украину Паринов выехал в январе 2009 года и в дальнейшей деятельности БОРН участия не принимал, хотя и продолжал поддерживать связи с московским неонацистским движением. Однако, по одной из версий, именно он 26 сентября 2012 года расстрелял четырех охранников киевского торгового центра «Караван» после неудачной кражи — предполагалось, что связей в Украине у него осталось не так много, и он нуждался в деньгах. После этого о неонацисте не было известно ничего до недавнего времени — два независимых расследования «Медиазоны» и «Новой газеты» нашли Паринова состоящим в «русском корпусе» украинского добровольческого батальона «Азов». Сам корпус, к слову, предположительно возглавляет другой известный российский неонацист — Роман Железнов по прозвищу «Зухель».
Илья Горячев, тем временем, развивал связи «Русского образа» с Украиной. В 2010 году «на базе уже давно сформировавшейся общности патриотов Донбасса» появилась организация «Образ», годом позже официально зарегистрированная в Макеевке. Под «общностью патриотов», предположительно, имелись ввиду участники пророссийской организации «Донецкая республика», созданной в 2005 году и запрещенной в 2009 году решением суда, а после провозглашения «Донецкой народной республики» фактически занявшей место одной из главных политических сил в регионе (и в результате «всеобщих выборов в ДНР» ставшей правящей партией «республики»). Издание «Остров», в частности, прямо называет членом «Образа» активиста «Донецкой республики» Александра Матюшина по кличкам «Варяг» и «Александр де Крог», также указывая, что в нем состояли и другие члены ДР.
Активисты «Донецкой республики», как рассказывает Горячев, неоднократно приезжали к нему в Сербию, а в первой половине 2013 года он уже собирался ехать в Украину сам.
«Мы с командой московских политиков обсуждали проект создания альтернативной русской идентичности на Украине, то есть локальной идентичности, адаптированной к конкретным условиям и не завязанной на Москву. Я уже должен был ехать в Киев, но…» весной 2013 года Горячев был арестован. Украинские активисты, впрочем, продолжили свою деятельность, и сейчас «защищают ДНР от агрессии бандеровцев — Нацгвардии и “Правого сектора”». Упомянутый выше Матюшин, в прошлом член Национал-большевистской партии и Евразийского союза молодежи, говорит, что к концу 2013 года из «Донецкой Республики» выделилось боевое крыло, состоящее из праворадикальной молодежи. Это крыло под названием «ВарягЪ crew», как хвастается Матюшин, сыграло особую роль в событиях «Русской Весны».
После ареста Тихонова и Хасис убийства не закончились — остальные члены банды продолжили свою деятельность. Только после убийства судьи Эдуарда Чувашова правоохранительные органы взялись за организацию всерьез, и члены банды вынуждены были скрываться, в том числе и в Украине.
Член БОРН и по совместительству отставной прапорщик ФСБ Алексей Коршунов также скрывался от следствия после убийства судьи Чувашова. Однако в 2011 году он внезапно «нашелся», и тоже в Украине — 4 октября он подорвался на собственной гранате во время пробежки на стадионе школы №71 в Запорожье. Граната случайно сдетонировала в небольшой сумочке, которую неонацист носил с собой даже на пробежку — когда она начала сползать от бега, Коршунов ее поправил, а вслед за этим прогремел сильный взрыв. При обыске в его квартире нашли поддельный паспорт на имя уроженца Николаевской области и оружие: несколько пистолетов и патроны.
Михаила Волкова, после убийства Расула Халилова также уехавшего в Украину, вычислили и поймали — ему было тяжелее скрываться, чем другим, из-за семьи и детей. Впрочем, сам неонацист озвучил иную версию событий: в суде по делу БОРН Волков просил освободить его из-под ареста на основании того, что на территории Украины он проживал с семьей легально и даже контактировал с украинскими спецслужбами.
«Я не скрывался. У меня есть жена и ребенок. Пока я жил на Украине, я состоял на учете в налоговых органах, контактировал с представителями местных спецслужб СБУ и МВД. Более пяти таких встреч было», — рассказал Волков.
Остальные члены группировки скрывались на территории России, где и были найдены. Осенью 2014 года начался суд по другим эпизодам деятельности организации, и сейчас своих приговоров ожидают четыре других члена банды: Михаил Волков, Вячеслав Исаев, Максим Баклагин, Юрий Тихомиров. Первые трое признали свою вину и также подтвердили участие в деятельности БОРН Юрия Тихомирова. Дело против Ильи Горячева в 2013 году выделено в отдельное производство.
Максим Баклагин, к слову сказать, в своем выступлении во время прений выразил свою позицию по российско-украинскому конфликту, сообщив: «Год назад я попросил отправить меня на Украину в штрафной батальон. Вряд ли человек, дорожащий своей шкурой, так бы поступил».
Однако на этом украинский контекст для БОРН не заканчивается: другие персонажи, близкие к организации, также тем или иным образом связаны с Украиной и тем самым могут быть интересны украинским читателям. Уехал жить в Украину и друг семьи Тихонова и Хасис Алексей Барановский, журналист и координатор праворадикального правозащитного центра «Русский вердикт», а также эксперт прокремлевского и антимигрантского молодежного движения «Местные» по национальному вопросу. Барановский праздновал убийство адвоката Маркелова с шампанским и проходил по делу об этом убийстве свидетелем. Осенью 2013 года Барановский переехал в Киев и с тех пор работает здесь журналистом — до марта 2014 года в «Коммерсантъ-Украина», а потом, после закрытия украинской редакции издания, в Delo.ua. Барановский в качестве журналиста ездил в «Азов» делать репортаж, отдельно настаивая на том, что он сам не принимает участия в военных действиях. К слову, фигурирующий в этом репортаже доброволец «Азова», дизайнер украинского происхождения Михаил, рисовавший плакаты для «Русского вердикта», вероятно, совпадает с фигурантом прослушки Тихонова и Хасис «хохлом»-дизайнером «Моней».
В своих показаниях члены БОРН упоминают еще одного человека: неофициальным куратором их организации от администрации президента РФ был некий Леонид Симунин. В 2007 году в Москве Симунин, кандидат социологических наук и на тот момент член вышеупомянутого движения «Местные», познакомился с Горячевым, а в 2009 году — с Никитой Тихоновым для возможного «выбивания» Никитой денег с его должников и для приобретения боевого пистолета (Тихонов зарабатывал торговлей оружием).
Свидетелем в суд Симунина не вызывали, и дальше о нем ничего не было слышно какое-то время. Снова он появился после ареста Горячева в мае 2013 года — он пришел по собственной инициативе в эфир «День-ТВ». О новых подробностях дела Тихонова и Хасис Симунин разговаривает с политологом Александром Бородаем. Украинцам прекрасно известна эта фамилия: Бородай стал сперва председателем, а потом заместителем председателя Совета министров «Донецкой народной республики». Летом 2014 года в ДНР обнаружился и сам Симунин, сообщает «Новая газета» со ссылкой на ополченца ДНР Бориса Борисова. Сообщалось, что Симунин — сотрудник «министерства энергетики» ДНР, занимающийся вопросами энергоснабжения Донецка. Не исключено, что Симунин попал в ДНР именно через Бородая.
Впрочем, сейчас Симунин уехал из Донецка — в ноябре 2014 года он начал осваивать «строительный и ремонтный бизнес» в Москве. Несмотря на то, что его фамилия прямо звучала в материалах дела БОРН, свидетелем в суд его не вызывали.
Засветился в Украине и упомянутый в показаниях Никиты Тихонова Егор Горшков, в свое время проводивший для участников «Русского образа» тренировки по ножевому бою. Сейчас он возглавляет службу безопасности в движении «Суть времени» и в этом качестве сопровождал лидера движения Сергея Кургиняна в его нашумевшей поездке в ДНР, в ходе которой последний выступил с разоблачениями лидера ДНР Игоря Стрелкова.
Еще одно имя около БОРНа печально известно многим украинцам. В 2011 году свидетелем по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой проходил старый друг Никиты Тихонова, специальный корреспондент отдела политики газеты «Комсомольская правда» Дмитрий Стешин. Тихонов привлекал Стешина к работе в журнале «Русский образ», а Стешин помогал другу скрываться: когда Тихонов находился в розыске по делу об убийстве Рюхина, он некоторое время жил в квартире Стешина. Позже фамилия Стешина прозвучит в материалах прослушки Тихонова и Хасис: «Соберу все палево, которое нам в данный момент не нужно при себе держать <…> и отвезу к Диме Стешину, если что».
Сейчас Стешин в паре со своим коллегой Александром Коцем освещает российскую военную агрессию против Украины с прокремлевских позиций. В мае 2014 года СБУ запретила ему въезд на территорию Украины «из-за нарушения закона о статусе иностранцев и лиц без гражданства». Как сообщается, Стешин и Коц принимали участие в допросах пленных украинских «альфовцев». Кроме того, Стешин просил боевиков в Славянске взять в плен немецкого корреспондента Bild Пола Ронцхаймера за якобы «неправильное освещение» референдума о создании ДНР. Несмотря на запрет въезда, Стешин продолжает свою работу на территории Украины: последние свои тексты он писал «из дебальцевского котла». Свидетелем по делу БОРН его также не вызвали.
Кроме прочего, украинские читатели могли слышать имена защищающих Илью Горячева адвокатов Марка Фейгина и Николая Полозова — сейчас они защищают военнопленную летчицу Надежду Савченко, незаконно содержащуюся в российском СИЗО и объявившую там голодовку.
Печально известное украинцам издание Lifenews также сыграло свою роль в деле БОРН. Сообщение Lifenews о том, как армянский таксист Сос Хачикян избил русскую (на самом деле осетинку) беременную (на самом деле нет) девушку Олесю Агнаеву, наделало много шуму в интернете, после чего члены БОРН Исаев и Баклагин решили его убить «для создания в обществе позитивного мнения о деятельности БОРН». Как выглядит Хачикян, они узнали также из сообщения издания.
И на закуску: недавно в одном из праворадикальных изданий появилась информация о том, что лидер ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) был куратором БОРН сперва от Службы защиты конституционного строя ФСБ, позже от Администрации Президента РФ, и уже на этой должности его сменил Симунин. Сообщается также, что и куратор Симунина Павел Карпов также имеет отношение к ДНР. Горячев, впрочем, эту информацию опровергает.
В заключение следует сказать, что связи российских неонацистов с Украиной не ограничиваются кругами около БОРН. Сообщалось, в частности, что активными участниками пророссийских сепаратистских выступлений на территории Украины являются боевики «Русского национального единства», старейшей российской неонацистской организации, а лидер РНЕ Баркашов прямо инструктировал сепаратистов о том, как фальсифицировать так называемый «референдум о статусе ДНР» 11 мая. К РНЕ ранее принадлежал также «народный губернатор Донбасса» Павел Губарев. С другой стороны, в составе «русского корпуса» «Азова» состоит ряд известных российских неонацистов.
Помимо упомянутого выше Романа Железнова, переезд которого в Украину состоялся при помощи тогдашнего советника министра внутренних дел Антона Геращенко, в «Азове» же служит российский неонацист Алексей Кожемякин по прозвищу «Коловрат».
Еще один доброволец «Азова» — член движения «Реструкт» из Чебоксар Михаил Орешников — сдался украинским пограничниками летом 2014 года. В декабре 2014 года из рук Петра Порошенко получил украинское гражданство боец «Азова» Сергей Коротких по прозвищу «Малюта», один из лидеров крупнейшего российского неонацистского объединения «Национал-социалистическое общество». Участие этих и других российских праворадикалов в российско-украинском конфликте еще ждет своих исследователей.