На Севере Киргизии продолжаются акции протеста. Сперва митингующие взяли в заложники Губернатора Иссык-Кульской области. А после того, как его отбила милиция, снова собрались на главной площади города Каракола и потребовали выпустить похитителей.
На этот раз поводом для начала беспорядков стали требования национализировать крупнейшее в стране золоторудное месторождение Кумтор. Впрочем, удивляют эти новости лишь иностранцев. Власти страны к тому, что губернаторов в Киргизии довольно часто берут в заложники, относятся с пониманием. О странном обычае принуждать чиновников к решению спорных ситуаций – Тимур Олевский.
Олевский: Действительно, на центральной улице какого-то киргизского города может бензин гореть, а на соседней будут свадьбу играть. Такая вот странная культура политических протестов Киргизии вновь достигла высот. Протестующие вышли на центральную улицу города Каракола в Джети-Огузском районе и вылили на дорогу бензин. Потом они его подожгли, а журналистам объяснили, что во всем виноваты милиционеры. Это они их спровоцировали. Всадники мятежного Каракола называют провокацией арест односельчан, которых четыре часа удерживали в заложниках губернатора Иссык-Кульской области. Эмильбека Каптагаева заперли в его собственном автомобиле, но не обижали и даже покормили. У начальника местного УВД сорвали погоны и прогнали. А требовали они освободить своих сторонников, которых раньше задержали за вымогательство трех миллионов у топ-менеджеров «Кумтора». «Кумтор», злополучный «Кумтор» – это крупнейший золоторудное месторождение не только Киргизии, но и всего мира, но оно на 70% принадлежит канадской компании Centerra, и местные жители требуют его национализировать, требуют довольно давно. Они припоминают, что когда-то им обещали, что деньги, вырученные на продажу золота, сделают Киргизию чуть ли ни новой Швейцарией, но все обернулось невыгодным контрактом, и тут, конечно, вспоминается, что в стране двух революций брать в заложники считается в порядке вещей.
Эдиль Байсалов, экс-министр соцразвития Киргизии: Для Кыргызстана это фактически как бы обычное явление.
Кремер: У вас каждый день захватывают в заложники губернатора и обливают его бензином?
Эдиль Байсалов, экс-министр соцразвития Киргизии: Фактически, да. Получается, что этим никого не удивишь. Но самое, что горькое – не удивишь этим наши власти, потому что многие в нашем сегодняшнем государстве, в руководстве, считают, что это даже проявление демократии, что, мол, видите, насколько мы близки, что можно нас и взять в заложники, и мы будем сидеть в машине.
В июне этого года, надо напомнить, сторонники уже осужденного депутата, который тоже как раз пытался организовать митинги за национализацию золоторудного родника, ворвались в здание администрации в Джелалабаде и после погрома забаррикадировались. Тогда губернатору Джелалабадской области повезло, его просто не пустили в здание. А в то же время на севере, наверное, возле рудника «Кумтора», вице-премьера, министра Шамиля Атаханова вообще не выпускали люди, его протестующие окружили, и он не мог вылететь в Бишкек. Но он запретил солдатам применять силу и даже пообещал никого не привлекать к ответственности, а наоборот, доложить о проблемах местных жителей президенту. Чуть раньше, зимой этого года, губернатор Баткенской области Жениш Разаков сам сдался в плен жителям приграничного села. В дело в том, что Киргизия решила поставить там заставу, но этнические узбеки привыкли, что между ними и Узбекистаном можно передвигаться без лишних формальностей. Они немножко подожгли машины, подержали губернатора у себя в селе и нашли с ним точки соприкосновения.
Помнится, еще в 2010 году, в разгар революции, люди, очень похожие на местные бандитские группировки, в сопровождении женщин и детей, просто выгнали нового губернатора и вернули прежнего. Ну, и он, собственно, заявлял, что будет руководить областью, чем сам руководил до революции.
Что же касается беспорядков на Иссык-Куле, то они, по словам местных киргизских политологов, сейчас устраивают всех. Местную элиту устраивают, депутатов и правительство, они, таким образом, отвлекают протест. И самое главное – канадскую компанию, которая, несмотря на все выступления местных жителей, продолжает добывать золото и зарабатывать деньги.
Добавить комментарий